ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА Обучающее сочинение "Первый снег". 3-й класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Открытый урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарий23.13 КБ
Файл презентация664.24 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающее сочинение "Первый снег". 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа 


Тип урока: развитие речи.

Цели:

  • Познакомить учащихся с составлением текста-описания «Первый снег».
  • Усвоить, что предложение выражает законченную мысль, избегать при написании повторов, уметь подбирать синонимы к словам.
  • Формировать умение правильно писать слова на диапазоне изученных орфограмм.
  • Развивать орфографическую зоркость, внимание, память.
  • Воспитывать аккуратность в работе, бережное отношение к природе.
  • Показать гармоничность окружающего мира средствами музыки, литературы, кино, изобразительного искусства.

Оборудование: 

  • Компьютер
  • Медиапроектор
  • Презентация к уроку

ХОД УРОКА

I. Постановка цели и задач урока. Эмоциональный настрой

а) Приветствие

– Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть!

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

б) Слово-инструктаж

– Проверьте свои рабочие места. Нам на уроке понадобятся: ручка, простой карандаш и черновик.

в) Сообщение темы и цели урока

  • – Сегодня на уроке мы с вами пишем сочинение.
    – Что такое сочинение?(Текст).
  • Что такое текст?(Предложения связанные по смыслу и объединенные одной темой.)
  • Какая тема нашего текста?(Первый снег).

г) Сообщение типа текста, жанра, стиля текста

  • На какой вопрос ответит наш текст?(какой?).
  • Значит какой тип текста мы напишем?(описание).
  • Итак, мы должны написать текст-описание, на тему «Первый снег», значит мы должны описать первый снег, какой он быват.

VII. Составление плана 

– Исходя из схемы текста-описания, сколько может быть в нашем сочинении частей?

2. Чтение поэтических произведений.  Сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях

План:

1. Конец ноября (дни, небо, солнышко).

Какое сейчас время года? (Поздняя осень).

Давайте посмотри как описывает это время года Пушкин А.С.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало
Короче становился день
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу, приближалась
Довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора…

  • Какое настроение вызвало это стихотворение?

 «Вот север тучи нагоняя, дохнул, завыл и вот сама идёт волшебница зима!» А.С.Пушкин

Так  описывал Пушкин яркие картины прихода зимы.

Словарь: – ноябрь – холодный, последний месяц осени;
– небо – пасмурное, покрытое тяжёлыми, серыми (свинцовыми) тучами;
– деревья – обнажились, сбросили листву, безмолвные, одинокие, грустные;
– снег – молчаливый, долгожданный, искрится, блестит, сверкает;
– настроение – грустное, печальное, радостное…

2. Долгожданный первый снег. (какой он).

Ребята, многие поэты, художники и композиторы любили зиму и в своих произведениях рассказывали о ней. Например, К. Паустовский, русский писатель, говорил: «Первый снег – к лицу зиме».
– Что это значит? (Это значит, что он красит зиму, делает её нарядной)

  • Прочитайте на доске два слова: первый–
  • Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? (Радости восхищения) 
  • С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (Первый цветок, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука)


  • Отгадайте загадку:

Загадка:

Бел да не сахар.
Ног нет, а идёт.
(Cнег)

– Когда выпал первый снег?
– Какие чувства вы испытали?

– Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский:

“Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей”.

– Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.(Эпитет (стеклянный дождь)
Олицетворение (Земля, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал и т.д.)
– Каково отношение самого писателя к первому снегу?
– Как он это показал?
– А ваше отношение к первому снегу?
– Что вы чувствуете, когда его видите?

Первый снег

Голая земля промерзла, а зима все еще не наступала. Но вот потеплело, и к вечеру пошел снег. Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе, с каждой минутой их становилось все больше. И, наконец-то, снег повалил хлопьями.
Я накинул на плечи полушубок и вышел на крыльцо… .Воздух был чистый и свежий. В нем как-то особенно хорошо пахло молодым, только что выпавшим снегом… . Кругом было совсем тихо… . Я стоял и следил за тем, как из вечернего неба сыпал и сыпал на землю белый пух зимы…

Г.Скребицкий

– Найдите описание снежинок.
– Что значит: «Снег повалил хлопьями»?
– Как образно автор назвал снежинки? (белый пух зимы)

– С приходом зимы природа преображается.
– Какие приметы зимы, ребята, вы можете назвать?
– Всё это передают в своих творениях художники . (просмотр репродукций)
– Какие тона и краски использовали художники?

Словарь:

а) Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега. 

снег

Как стеклянный дождь

Укрыл землю

 

Очень к лицу земле

Порошил

 

Как чистые капли воды

Щекотал лицо

 

Белая скатерть полей

Кружился

 

Лебяжий пух земли

Порхал

 

Робкий и тихий

Танцевал

 

Пушистый и мохнатый

Опускался большими хлопьями

Робкий – снег падал на землю несмело, тихо, боязливо, с опаской.
Порхал – перелетать с места на место как птицы.
Стеклянный дождь – капельки  воды, замерзая, превращаются в снежинки.
К лицу земле – земля украсила себя первым снегом, стало бело и чисто, после осенней погоды.
Белая скатерть полей – снег сравнивают со скатертью или покрывалом,  укрывшим поля.

б) Работа со словарем настроений.

– Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.

радость

восторг

волнение

удивление

восхищение

беспокойство

испуг

грусть

интерес

– Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.

3.Моё настроение.

Как прекрасен первый снег!

Я люблю первый снег!

Орфографическая работа

– Ребята, какие слова требуют особого внимания при их записи? Давайте их обозначим, выделим орфограммы и составим словосочетания.

Зима – зимний (снежная зима);
Снег – много снега;
Радостные – радость (радостные дети);
Картина – словарное слово (цвет картины);
Робкий – робок (робкий человек);
Земле – земли (дальние земли);
Пушистый –
ши пиши с –и (пушистый снег);
Стеклянный – стёкла (стеклянный шар);
Берёза – словарное слово (белая берёза)

3.Создание письменного высказывания

а) Написание учащимися сочинения .

 4.Итог урока


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык Сочинение –описание «Первый снег» 3 класс

Слайд 2

Какое это время года? Что изменилось в природе? Когда выпал первый снег? - Какие чувства вы испытали?

Слайд 3

Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало Короче становился день Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман Гусей крикливых караван Тянулся к югу, приближалась Довольно скучная пора: Стоял ноябрь уж у двора… А.С. Пушкин

Слайд 4

«Вот север тучи нагоняя, дохнул, завыл и вот сама идёт волшебница зима!» А.С.Пушкин

Слайд 5

Отгадайте загадку Бел да не сахар. Ног нет, а идёт. снег

Слайд 6

«Первый снег—к лицу зиме». К. Паустовский -Что это значит?

Слайд 8

«Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей». К. Г. Паустовский Найдите с чем сравнивает(сравнение) автор снег. - Найдите олицетворения. Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к перво­му снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?

Слайд 10

А.К. Саврасов «Зимний пейзаж» А.К. Саврасов «Зима»

Слайд 13

Опишите снег, и спользуя сравнения, эпитеты , слова , х арактеризующие действия снега. робкий и тихий, очень к лицу земле, белая скатерть полей, пушистый и мохнатый, укрыл землю, порошил, щекотал лицо, кружился, танцевал, опускался большими хлопьями

Слайд 15

Выберите слова — названия чувств, которые помогут вам передать настроение . радость восторг волнение удивление интерес восхищение беспокойство испуг грусть

Слайд 17

Орфографическая подготовка Зима – зимний (снежная зима); Снег – много снега; Радостные – радость (радостные дети); Земле – земли (дальние земли); Пушистый – ши пиши с –и (пушистый снег); Стеклянный – стёкла (стеклянный шар); Берёза - словарное слово (белая берёза)

Слайд 18

Первый снег. Наступил конец октября. Дни становятся короче, холоднее. Чаще дуют холодные ветры. Солнышко светит не так ярко, как летом. Молчаливые деревья сбросили свой наряд, ждут приближения зимы. Небо нахмурилось, стало пасмурно, на землю посыпались белые снежинки. Они кружатся в воздухе и падают одна красивее другой. Лужи на дорогах покрылись тонкой корочкой льда. Снег искрится и блестит, словно серебряный ковёр. Скоро на полях расстелится снеговая перина – хранительница тепла. Я люблю первый снег!

Слайд 19

Практическая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...

План-конспект урока по русскому языку во 2 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Целью урока является дать понятие о родственных словах,о значении слова в группе родственных слов,развивать умение находить проверочное слово из группы родственных слов.Познакомить учащихся с тем,что ...

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Повторение изученного по теме «Лексика»: Синонимы, антонимы.

Закрепить и обобщить знания и умения по теме «Лексика". Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, внимание, творческие способности. В работе есть дидактические игры, работа в груп...

План-конспект урока английского языка в 3-м классе «Здоровая Еда» (Healthy Food) по УМК С.Г. Тер-Минасовой. Данный урок спроектирован с учётом здоровьесберегающих технологий.

План-конспект урока английского языка в 3-м классе «Здоровая Еда» (Healthy Food) по УМК С.Г. Тер-Минасовой.Данный урок спроектирован с учётом здоровьесберегающих технологий....

План- конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме урока: Мир общения

 Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки, допущенные в нравственном воспитании, наносят обществу невозвратимый и невосполнимый ...