Открытый урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Открытый урок по русскому языку на тему "Склонение имен существительных 1 и 2 лица единственного и множественного числа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка по теме склонение личных местоимений 1 и 2 лица единственного и множественного числа

 

Ф.И.О.       Барышова Светлана Валерьевна                                                    

Место работы: ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ОВЗ №4» г.Тула

Должность: учитель начальных классов 

Предмет:  русский язык 

Класс: 4 класс 

УМК. УМК «Школа России». 

Базовый учебник. Авторы учебника: Канакина  В.П., Горецкий В.Г.

Тема урока, № урока по теме

Склонение личных местоимений 1 и 2 лица единственного и множественного числа, №1

Цели урока

Образовательная: ознакомление с изменением местоимений по падежам, выработка умения употреблять нужную форму местоимений, умения понимать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач;

Развивающая: обучение анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать; развитие качества личности (активность, коммуникабельность) и навыки культуры труда (организация, планирование), формирование навыков самоконтроля и самооценки деятельности;

Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Предметные результаты обучения: умение склонять личные местоимения и правильно употреблять их в речи; умение работать в группе.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, предвосхищают результат, осуществляют пошаговый контроль по результату, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других, вступают в речевое общение, строят монологическое высказывание, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, управляют поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; доказывают.

Личностные УУД:  положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать

свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков.

Оборудование: тетради, таблица «Личные местоимения», запись на доске, карточки для самостоятельной работы, фишки красного, жёлтого и зелёного цветов, магнитофон.

Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге.

Формы работы: общеклассная дискуссия, индивидуальная работа внутри группы, групповая работа, самостоятельная работа.

Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (побуждение, обращение, похвала)

Технологии:  игровые технологии, технология проблемно-диалогического обучения.

Познакомятся: с особенностью изменений личных местоимений по падежам;

научатся определять падеж личных местоимений;

выписывать из текста личные местоимения с предлогами;

указывать лицо и число личных местоимений, ставить местоимения в начальную форму;

объяснять значение устойчивых выражений;

Этап урока

Использова-

ние ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Работа с интерактивной доской

Здравствуйте, ребята. Хотелось начать наш урок со слов древнегреческого философа Сократа «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». В конце урока мы зажжём наше солнце.

Слайд 1. Презентация

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

-самоопределение

смыслообразование (интерес к новому)

– целеполагание;

– планирование учебного сотрудничества с учителем.

Работа с интерактивной доской

Чистописание.Формирование каллиграфии

Узнайте букву, которую мы будем писать. Она спряталась в слове, состоящем из трёх слогов ( Юла, сегодня, сверкать, весна)

- Что за буква? Какие звуки обозначает? Когда?

- Что за слово? На что указывает?

Слайд 2 Презентация

Работа в тетрадях

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

-Предлагаю поиграть в игру и разгадать Филворд, в котором зашифрованы слова, касающиеся грамматики русского языка.

-Про какие местоимения мы говорили на прошлом уроке?

-Назовите личные местоимения ед. ч, мн. ч.

- Вместо какого имени употребляются личные местоимения

- Давайте, сравним две эти части речи.

Имя сущест-вительное

Местоимение

1.Часть речи

1.Часть речи

2.Обозначает предмет

2.Указывает на предмет

3.Отвечает на вопросы кто?, что?

3.Отвечает на вопросы кто? что?

4.Изменяется по числам

4.Изменяется по числам

5.Имеет род.

5.Имеет род только в 3 лице, ед. числе.


-Достаньте из конверта карточку с номером один. Поиграем в игру «Четвёртый лишний»

-За каждый правильный ответ вы получите жетоны. В конце урока подведём итог, кто из вас самый внимательный.

местоимения, число, падеж, лицо.

Про личные местоимения

2 ученика записывают на доске

Я, ты, он, она, оно

Мы, вы, они

Имени существительного

Находят сходство и различие

Работа в парах

На, Яна, но,они, я, мы.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– подведение под понятие;

– выражение своих мыслей с достаточной пол-

нотой;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

Сообщение темы урока

Объяснение нового материала

Применение новых знаний в практической деятельности.

Динамическая пауза

Применение нового знания и первичное закрепление

Работа с интерактивной доской

Создание проблемной ситуации

-Обратите внимание на предложения:

Настали тёплые деньки. К (мы) пришла красавица-весна. Птицы радуют (мы) звонким пением.

Слайд 3

О каком времени года говорится? Что в тексте не так? Какие ошибки? Что нужно сделать с местоимениями?

-Как называется изменение слов по вопросам и падежам?

Сформулируйте тему урока

-Какие задачи поставим перед собой?

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал,

-Место какой части речи занимают в речи местоимения?

- Если это так, значит в каждом из падежей личные местоимения отвечают на те же вопросы, что и имя существительное?

-Попробуем это проверить. Один из вас будет называть падежные вопросы, а другой отвечать на них с местоимениями я (ты)

 - Откройте учебник на стр.57.

 -Проверьте правильно ли просклоняли местоимения?

- Обратите внимание, что в некоторых местоимениях приведённых в таблице выделены буквы.

-Вернёмся к тексту о весне и исправим ошибки. Запишем в тетрадь. Определим лицо, число и падеж местоимений.

-Достаньте из конверта карточку под номером два. Прочитайте задание

Музыкальная физминутка

Я иду и ты идёшь – 1,2,3.

Я пою и ты поёшь -1, 2,3.

Мы идём и мы поём – 1, 2, 3.

Очень дружно мы живём-

1,2, 3.

Работа с учебником стр.58, упр.122

Работа со словарным словом

-Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом металл.

-На какой слог падает ударение? ( на 2-ой)

-Давайте попробуем проверить безударный слог. Не выходит?

-Запишите пословицу с этим словом.

Металл в огне, а человек в труде познаётся.

-В слове металл подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.

-Определите корень слова. Что надо для этого сделать?

Работа в группах

- Изменить падеж склонение

«Склонение личных местоимений 1 и 2 лица единственного и множественного числ».

-находить местоимения, определять их лицо, число; правильно определять падеж местоимений и правильно употреблять их в речи.

Существительного

Склонение по падежам

написание слов надо запомнить

Работа в парах

Определить лицо, число, падеж местоимений : о вас, с нами, для тебя

Шагают

Хлопают

Прыгают

Шагают

Хлопают

Работа в тетрадях,письменное выполнение

Подобрать однокоренные слова (металлический, металлург, металлолом).Корень металл.

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания

-принятие учебной цели и задачи;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

– подведение под понятие;

– постановка и формулирование проблемы;

структурирование знаний;

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

Личностные: установка на здоровый образ

Включение в систему знаний и повторение

 

Итог урока

Домашнее задание

Рефлексия

Музыкальное сопровождение

- Послушайте песню «Родина моя» и определите личные местоимения, которые встречаются в песне.

-Запишите в тетрадь и подчеркните личные местоимения 1 и 2 лица единственного и множественного числа

-О какой части речи говорили на уроке?

-Чему научились?

-Какую часть речи заменяют личные местоимения?

Выставление оценок

Ребята, получившие на уроке 3 и более карточки получают оценку «5»; две карточки- оценка «4»; одна карточка- оценка «3»; если же нет совсем карточек, то есть над чем работать.

-У каждого на конверте наклеен стикер с индивидуальным домашним заданием. Просклонять личное местоимение.

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

-Понравился вам урок?

-У каждого из вас в конверте 3 лучика разной длины. Давайте зажжём наше солнце

-Если Вы очень хорошо поняли сегодняшний материал, то приклейте к солнышку длинный лучик.

-Если ещё не всё получилось, то прикрепите лучик средней длины.

-Если ничего не поняли на уроке. То прикрепите самый короткий лучик.

Молодцы. Спасибо за урок!

Самостоятельная работа. Прослушивание песни «Родина моя»

Я, ты, он,она, мы, над тобою.

о личных местоимениях

склонять личные местоимения 1 и 2 лица по падежам

имя существительное

Самооценка за урок.

Приклеивают к солнцу лучики.

-нравственно-этическое оценивание усваиваемого

содержания;

– анализ, синтез, сравнение, обобщение;

– доказательство

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

– самооценка на основе критерия успешности;

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений ;

– использование критериев для обоснования своего суждения;

принятие учебной задачи, планирование её выполнения.

рефлексия способов и условий действия;

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

– самооценка на основе критерия успешности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"

урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....