Конспект урока русского языка в 3 классе на тему: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Толокнова Галина Владимировна

Правописание О - Е после шипящих  и Ц в окончаниях  имён существительных. 

Урок открытия новых знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_konkurs.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание О - Е после шипящих  и Ц в окончаниях  имён

существительных. (Слайд 1)

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель: формирование понятия о правописании О-Е после шипящих  и Ц в окончаниях  имен существительных.

Цели урока:

  • обосновать выбор гласных о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных;
  • формировать умение применения орфограммы на практике;
  • развивать навыки работы с текстом, развивать интерес к познавательной деятельности;
  • способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы, развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;
  • воспитывать чувство товарищества, чувство уважения к одноклассникам, воспитывать аккуратность в выполнении письменных работ;
  • содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка;
  • способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся.

Метапредметные:

Личностные УУД:

- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные УУД:

_уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

_ проговаривать последовательность действий на уроке;

_ уметь высказывать предположение на основе работы с материалом учебника;

_ уметь работать по коллективно - составленному плану;

_  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

_ планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД :

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания : находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные УУД:

_ уметь использовать в речи речевые единицы;

_ уметь сравнивать разные формы имён существительных , делать выводы на основе наблюдений за изменением формы слова;

_ знать правописание окончаний имён существительных при их  изменении по падежам

Ход урока

  1. Организационный момент (приветствие).

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть весна еще прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

- И пусть  наш урок пройдет под девизом:

Не говори: « Не умею»,

А говори: «Научусь!»  (СЛАЙД 2)

- Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Начнем наш урок.

(Слайд 3)

II. Минутка чистописания. 

Я тетрадочку открою.

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

У: Открываем тетради.  Пишем число, классная работа.

1. Чистописание.

Перед вами буквы: Ж, Ш, Ч, Ц, Щ. Чистописание.

У. Прочитайте буквы. Что общего у этих букв? Какая буква “лишняя” в этом ряду, по какому признаку?

Д. Буква Ж, т.к. обозначает звонкий согласный звук (ж), остальные- глухие звуки.

– В слабой позиции буква Ж может обозначат и глухой согласный звук (ш).

– В данном ряду может быть “лишней” буква Ц, т.к. все остальные буквы обозначают все шипящие звуки.

Рассматриваются все варианты, предложенные детьми. Учитель останавливается на варианте, что Ш, Ж ,Ч, Щ - шипящие, а Ц нет. СЛАЙД.

Ш, Ж, Ч, Щ- шипящие.

2.Введение в тему урока.

СЛАЙД:4

Лапш..й

неуч…м

нож…м

свинц…м

рощ..й

-Прочитайте слова (по цепочке)

-Посмотрите внимательно. Слова какой части речи перед нами?

-Можем ли мы определить, какие буквы пропущены?

 -Почему мы не можем точно назвать пропущенные буквы? (не хватает знаний)

- Сформулируйте тему урока.

Попробуем назвать цель нашего урока.

- Сегодня с вами вместе будем открывать новые для нас законы языка.

Но какие? Что мы должны узнать с вами в процессе нашего исследования? Мы должны, ребята, будем открыть закон написания букв О-Е  после шипящих  и Ц в окончаниях  имен существительных. Это и есть тема нашего урока СЛАЙД 5

Но мало открыть закон, надо научиться правильно использовать его, т.е. грамотно писать.

       

Итак, ИССЛЕДОВАТЕЛИ – ВПЕРЁД! 

 

3.Актуализация знаний.

Поиск решений.

Я предлагаю вам поработать в парах, провести исследовательскую  работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих  и Ц в окончаниях  пишется О, а в каких Е.

У вас на столах карточки со словами и карточка-информатор, которая поможет нам идти правильным путем.

СЛАЙД 6

КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР

  1. Прочитайте пары слов.
  2. Поставьте знак ударения в каждом слове.
  3. Выделите окончание.
  4. Выделите основу. Обратите внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркните букву.

 

Свечой – тучей

Карандашом – душем

Ужом – пейзажем

Борцом – пальцем

Плащом – товарищем

Огурцом - зайцем

Запишите вывод на карточке  - правило.

Слайд 7

Карточка-правило

В окончаниях имён существительных после  букв __________________________ под ударением пишем ___, без ударения ______.

 

ЧИТАЕМ ПРАВИЛО НА КАРТОЧКАХ

– Итак, ребята, мы с вами познакомились с новым правилом. Составим алгоритм правописания О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц  и назовем алгоритм под названием «Исключи ошибку».

Итак, какое действие мы должны выполнить первым? (подчеркнуть шипящий и ц)

Вторым? (поставить ударение)

Третье наше действие? (вспомнить правило)

Составление алгоритма (Слайд8)

«Исключи ошибку»

  1. Подчеркнуть шипящий или ц.
  2. Поставить ударение.
  3. Вспомнить правило
  4. Написать слово  правильно.

СЛАЙД 9

4. Первичное усвоение новых знаний.

А теперь вернемся к нашим словам

Лапш..й

неуч…м

нож…м

свинц…м

рощ..й

Применим алгоритм  и вставим пропущенные буквы. (ПРОГОВАРИВАЮТ)

Физминутка. Слайд 10

5. Первичная  проверка понимания        .

К доске приглашаю двоих ребят.

Перед вами слова с пропущенными буквами. 1- прикрепляет слова в столбик с названием О, 2 – Е.

Мяч..м птенц..м врач..м пшениц…й  учениц…й ландыш..м

Все остальные работают со мной. У вас на столах карточки с буквами О и Е. Я показываю вам слово с пропущенной буквой, а вы поднимаете нужную нам букву.

Кирпич…м  сердц…м  певиц…й  умниц…й  кольц…м  конц…м

Если  ошиблись, проговорить правило.

Проверяем у доски. Правило.

6. Первичное закрепление. (Выдаются карточки каждому ученику)

 

о

е

1

пляж..м

2

рощ…й

3

плеч..м

4

синиц…й

5

невеж…й

 

 7. Д/з.

8. Рефлексия деятельности.

– Итак, ребята, наш урок подходит к концу, для итога урока мы воспользуемся методикой незаконченного предложения.

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Теперь я могу…
  • Я понял…
  • Мне было интересно…
  • Мне было трудно…

Теперь я умею…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

урок русского языка. 2 класс по теме "Правописание мягкого знака после шипящих"

представлен конспект урока по изучению нового материала по теме "Правописание мягкого знака после шипящих" УМК "Развивающая система Л.В.Занкова" учебник Нечаевой...

Урок русского языка 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"

Урок русского языка УМК "Начальная школа ХХI века" 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"  с презентацией...

конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)

Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...

Презентация к уроку русского языка 2 класс на тему "Правописание Ы и И после Ц"

Презентация к уроку русского языка 2 класс на тему "Правописание Ы и И после Ц"...

Конспект по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже "

Конспект по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже "...