Конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Творогова Дарья Юрьевна

"правописание безударной гласной в корне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_2_a_konspekt.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 527

Учитель:  Творогова Д.Ю.

Конспект урока

По русскому языку

На тему «Правописание безударной гласной в корне»

Санкт-Петербург

2017


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Русский язык

Класс

2

Тема урока

Правописание безударной гласной в корне.

Дидактическая цель

Создать условие для ознакомления учащихся с правописанием безударной гласной в корне слова.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные

умения

Л1. С помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Познавательные

МП1.Обобщать и классифицировать по признакам
МП2. Осознавать и произвольно строить речевые высказывания.

МП3. Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов

МРегулятивные МР1.Высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника МР2. Формулировать учебную задачу.

МКоммуникативные МК1. Воспитывать доброжелательного отношения и внимания к собеседнику.

МК3. Строить речевое высказывание в соответствие с поставленными задачами.

П1. Формирование  представления об особенностях проверочного и проверяемого слов.

П2. Умение проверять безударные гласные, в корне слова двумя способами.

 

Решаемые учебные проблемы  (учебная задача)

Основные понятия изучаемые на уроке

Проверяемое слово, проверочное слово, однокоренные слова.

Образовательные технологии, используемые на уроке

(в т.ч. рефлексивные технологии)

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Интерактивная доска, проектор, компьютер.

Образовательные ресурсы:

Для  учителя

  1. Литература

  1. Интернет-ресурсы

Для ученика

Учебник, раздаточный материал, демонстрационный материал.



Учебник, рабочая тетрадь.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Обучение грамоте (вариант Б)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Организационный момент.

 

Здравствуйте,ребята! Меня зовут Дарья Юрьевна и сегодня урок русского языка проведу у вас я, проверьте свою готовность к уроку.

2. Актуализация знаний.

Словарная работа:

Прежде чем узнать что мы будем делать сегодня на уроке, давайте сначала проведем словарную работу.
Запишите число, классная работа. Не забываем, что при письме мы держим спинку ровно, красиво.

Сейчас я буду вам загадывать загадки,  то слово, которое получится вы записываете.

Загадка1

Ветер хмурый тучи гонит

За поля и за луга.

А на тёмном небосводе

Хмуро движется луна.

После солнечной погоды

Сентября и октября

Скоро хмурая природа

Ждёт прибытья ….

(Ноября)

Запишите слово «ноябрь», подчеркните орфограмму, поставьте ударение.

Загадка 2

Буквы, значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке поставлены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется... (Алфавит)

Запишите слово «алфавит», подчеркните орфограмму, поставьте ударение.

Загадка 3

Берёзы в жёлтых одеяньях,

А клёну красный цвет к «лицу»,

Дубы стряхнули всю листву,

И все готово к …

Ответ: Октябрю

Запишите слово «октябрь», подчеркните орфограмму, поставьте ударение.

Загадка 4

В ней суп и кашу варят,

И картошку жарят.

Из неё едят и пьют,

Её моют, берегут.

(Посуда)

Запишите слово «посуда», подчеркните орфограмму, поставьте ударение.

На экране:
н_ябрь, _лф_вит, _ктябрь, п_суда.

А теперь давайте проверим. Возьмите карандашики, обменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте и проверьте друг друга.
Если нет ошибок — поставьте 5.

Если 1 ошибка — поставьте 4.

Если 2 ошибки и больше, это значит, что нужно дома  повторить словарные слова.

На экране :
Н
оябрь, алфавит, октябрь, посуда.

3. Целеполагание

Ребята, посмотрите на экран, вы видите утверждение, продолжите его:

« В корне проверяемого и проверочного слов безударный гласный звук обозначается …. ( разными буквами, одинаковой буквой)»

Да, правильно.
Давайте вспомним, а чем отличается проверяемое слово от проверочного?

На экране:

Проверяемое слово

Проверочное слово

 Что такое проверяемое слово?
Что такое проверочное слово?



На экране:

Проверяемое слово

Проверочное слово

Это слово в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: ковер, стрела письмо

Это слово в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук:
к
оврик, стрелы, стрелка, письма



- Сформулируйте тему урока.

- Чему мы будем учиться?

- Зачем мы будем этому учиться?

4. Основной этап

На экране

В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец.

- Прочитайте предложения.

- Что заметили в предложениях?

- Давайте выпишем эти слова, выделим корень, поставим ударение над словами.

Учитель записывает

На доске:
Солонка, соль, солить, солёный.

- Какое слово лишнее? Почему?

-Найдите слово, в правильном написании которого вы не сомневаетесь.

- Почему?

- А почему сомневаетесь в остальных случаях? Как быть?

- Слово «соль» является «проверочным»

- По какому принципу мы определяем, что это проверочное слово?

- А почему хорошо слышно?

- Давайте проверим. Сопоставим написание и произношение под ударением и без ударения.

- Слова «солонка», «солить», «солёный» являются проверяемыми.

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: Безударный гласный в корне можно проверить, подобрав проверочное слово. Гласная пишется такая же, как под ударением в проверочном слове.

- Какое проверочное слово надо подбирать?

- Подбор в качестве проверочного однокоренного слова – это один из способов проверки безударного гласного в корне.

На доске:

дом – дома

совы - сова

- Прочитаем пары слов. Что можно сказать об этих словах?

- Запишите пары слов. Подчеркните в каждой паре те слова, которые являются проверочными.

– Какой можно сделать вывод?

Вывод: Безударные гласные в корне можно проверять изменением формы слова – 2 способ)

- Итак, назовем еще раз способы проверки безударных гласных в корне слов

На экране
Способы подбора проверочных слов
1. Подобрать однокоренное слово
2.Изменить форму слова.

Все ли гласные нужно проверять? Приведите примеры (

- Какие гласные звуки надо проверять? (а, о, и, е, я)

Составление алгоритма проверки слов с безударными гласными


Физкультминутка

Работа с учебником

Откройте в учебнике страницу 96.

Давайте выполним упражнение 146.

Прочитайте слова. Назовите в корне каждого слова букву написание которой нужно проверять.Обясняют как это сделать.

-В каких словах буквы обозначающие безударные гласные звуки в корне, вы проверяли, изменяя форму слова, а в каких- подбирая однокоренные слова?


Запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое.

Упражнение 148

Рассмотрим рисунок. Давайте назовем каждый предмет.

Запишите название каждого из этих предметов, пропуская букву, обозначающую безударный гласный звук в корне слова. Объясните, как вы будете проверять ее написание?


А теперь я хочу посмотреть как вы запомнили материал. Я вам раздам карточки, выполните самостоятельную работу.

Самостоятельная работа :

Выберите (подчеркните) нужное проверочное слово, вставьте пропущенные буквы:

• уд…вительно (диво, дева)

• л…пить (липка, лепка)

• м…стерить (мост, мастер)

• л…нивый (лень, линька)

• скр…пучий (скрепка, скрип)


Подчеркните в каждой группе слово, которое является проверочным:

• кричать, крикливый, крик

• окно, окошечко, окна

• тайник, тайна

• сова, совёнок, совы

• дворы, двор, дворовый

• дождь, дождливый, дождик


5.Подведение итогов. Рефлексия

- Давайте еще раз вспомним, о какой орфограмме шла речь.

- Какие гласные в корне требуют проверки?

- Как вы подбирали проверочные слова?


Рефлексия « Смайлик »

На этом наш урок закончен. До свидания .

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

 

Отгадывают загадки


Записывают слова

Проверяют друг друга.

-Одинаковой буквой.

Проверяемое слово- это слово в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук.
Проверочное слово- это слово в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.


Определяют тему урока.

- Есть однокоренные слова.

-Записывают в тетрадях, вместе с учителем.

- В слове «соль» гласная под ударением, в остальных словах гласные в корне безударные

-Соль

-Хорошо слышно

-Под ударением

-Безударный гласный в корне можно проверить, подобрав проверочное слово. -Гласная пишется такая же, как под ударением в проверочном слове.

-Однокоренное

- Это формы одного и того же слова.

- Безударные гласные в корне можно проверять изменением формы слова

Дети приводят примеры слов с различными гласными в корне, наблюдают и сравнивают произношение и написание

-а, о, и, е, я.

Ученики по цепочке называют букву в каждом слове.

-в первой строчке-однокоренные слова
-во второй строчке-форма слова.

Выполняют упражнение.

-Свеча, вороны, коза(козел), мячи, лиса.

Записывают, объясняют.

Выполняют самостоятельную работу.

-О безударной гласной в корне слова

-Которые расходятся с произношением.
- По форме, однокоренные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...