Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (3 класс):
    урок русского языка

    Емельянова Ольга Владимировна

    урок обобщения и систематизации знаний по теме "Имя существительное", проведенный в рамках методичесого дня.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.docx19.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическое объединение учителей начальных классов

    Урок русского языка в 3 классе (2014-2015 уч.год)

    Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Имя существительное»

    Тема урока: «Русский язык помогает нам дружить»

    Цели:        - Показать красоту и многогранность русского языка. 

    Задачи урока:                

    - обобщение знаний об имени существительном;

    - развитие памяти, внимания, речи;

    - воспитание интереса к процессу познания.

    - развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость.

    - отрабатывать умение оценивать свою работу и работу одноклассников, уметь анализировать и отстаивать свою точку зрения.

    Оборудование: таблицы с заданиями, карта оценивания, карточки с заданиями, учебник, тетрадь, схемы разборов.

    Ход урока

    1. Орг.момент        

    Приветствие для гостей: «Добрый день!»

    - Дружно за руки возьмемся, все друг другу улыбнемся!

    2. Сообщение темы и цели урока

    - Темой нашего урока русского языка будет являться высказывание «Русский язык помогает нам дружить»

    - Как вы считаете: высказывание истинное или ложное?

    - Если вы считаете истинным, попробуйте в течение урока нам, взрослым, это доказать.

    - Но разговор пойдет не о русском языке в целом и не о дружбе. Речь пойдет о самой представительной, самой самостоятельной, о той, которая, по наблюдениям ученых, появилась в речи в числе самых первых слов. Догадались, о ком пойдет речь?

    - Сегодня на уроке мы должны повторить все, что узнали об и.с. и подготовиться к проверочной работе.

    - Урок будет проходить в виде игры, которую я так и назвала «Классная игра», запишите число и название игры.

    3. Правила игры.

    - Вы сидите по группам, это будет ваша команда. В каждой команде нужно выбрать капитана, которого вы будете слушаться, который сможет помочь каждому из вас по теме «И.С.» (выбирают)

    - Перед вами лежит таблица с названием заданий, которые вы будете выполнять и номер задания. Капитан вынимает бочонок с заданием, находите в папке, читаете, выполняете все в тетради, один представитель у доски. На выполнение задания дается не более 3 минут, потом защищаете свою работу. Если выступающий у доски не может ответить, или неправильно выполнил, капитан выбирает другого участника, или сам отвечает.

    При защите работы важно слушать своих соперников, чтобы дать оценку их работе. Карта оценивания перед вами: если команда не справилась с задание -0 баллов ставит себе, если частично – 1б., если без ошибок – 2б. в конце урока посчитаете баллы и выясните, чья команда лучше знает материал по теме «И.С.»

    - Итак, команды готовы? Вперед, к победе!

    4 «Классная игра»

    Задание «Так все начиналось…»        

    №2 Ответь на вопросы:

    - Что такое и.с?

    - Зачем нужны и.с.?

    - Какие и.с называются одушевленные? Придумайте и запишите 3и.с, поставьте вопрос устно.

    №7 Ответь на вопросы:

    - Назовите постоянные признаки и.с.?

    -При помощи какой морфемы образуются и.с с уменьшительно-ласкательным значением? Приведите 3 примера.

    - Как определить род и.с.?

    №4 Ответь на вопросы:

    - Назовите непостоянные признаки и.с? приведите 3 примера

    - Какие и.с называются неодушевленными?

    - выполните разбор слова под березой  как часть речи (см. стр.____)

    Задание «В гостях у слова»

    №21 Записать 5 словарных слов, являющиеся и.с., определите род.

    №28 Образуй от данных и.с другие и.с в уменьшительно-ласкательной форме: глаз, шаг, лимон, кот, Павел.

    №24 Придумай и.с к схемам: ----тель, ------оньк, ----ят. (писатель, кисонька, утята)

    Задание «Волшебное средство»

    №55  Это задание выполняют все. Я загадываю загадки, вы пишите отгадки, определяете род, число.

    Все обходят это место: здесь земля, как будто тесто;

    Здесь осока, кочки, мхи… нет опоры для ноги (болото)

    Шевелились у цветка все 4 лепестка.

    Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка)

    Мы проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы,

    В дождь лежим, в мороз бежим

    Вот такой у нас режим. (лыжи)

    Через поле и лесок подается голосок.

    Он бежит по проводам – скажешь здесь, а слышно там. (телефон)

    №99 Музыкальная пауза, отдыхаем!

    №88 Перед вами ребусы: наука, фонари, награда, Валя.

    - Какие науки вы знаете?

    - Какие награды бывают?

    Задание «Трудный путь» (здесь все команды выполняют одно и тоже задание)

    №17 Это задание выполняют все, но каждая команда на своем листочке. Вы будете писать диктант. Каждый пишет одно слово и передает следующему. После написания диктант проверяет капитан и сдает мне на проверку.

    «Русский язык» Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка. Родина, мир, мама, друг – самые теплые и близкие с детства слова.

    - Назовите и.с , которые запомнили.

    №11 Из рассыпанных слов составьте предложения, подчеркните знакомые орфограммы.

    Хлопьями, весь, снег, день, идет. (Весь день хлопьями идет снег)

    Закрыли, пушистые, кусты, шапки. (Пушистые шапки закрыли кусты)

    Малыши, играют, дворе, во. (Во дворе играют малыши)

    №14 Выберите командой понравившуюся пословицу о дружбе и запишите. Попробуйте объяснить её смысл.

    • Вместе и беда легче переносится.
    • Вместе тесно, а врозь скучно.
    • Все за одного, один за всех.
    •  Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
    • Для милого дружка и серёжка из ушка.
    • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
    • Неверный друг - опасный враг.
    • Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
    • Обидеть-то каждый может, а пожалеть-то некому.

    Задание «Корзинка»   (каждая команда тянет бочонок и выполняют одновременно)

    №36 Используя свои знания, или словарик, подберите синонимы к словам: темнота -….., бой -…..

    №33 От данных слов образуйте и.с., выделите суффикс

    Добрый-…, ум-…, закладывать-…, грубый-…

    №34 Кроме имен существительных мужского, женского и среднего рода, выделяется группа существительных общего рода (невидимка, тихоня, сирота, задира, умница...), которые в зависимости от конкретных обстоятельств могут выступать то как существительные мужск. р. (он был круглой сиротой), то как существительные женск. р. (она была круглой сиротой). Наличие существительных общего рода не означает, что в русском языке четыре рода, т.к. существительные общего рода не имеют своих особых родовых признаков.

    - Какие ещё можно придумать слова? (умничка, обжора, плакса, подлиза, забияка, работяга, зубрилка, соня)

    5. Подошло время подвести итог урока. Каждый говорит о себе! Что повторяли, что получается, над чем еще нужно поработать, какое настроение, оцените свою работу и работу капитана команды.

    Посчитали баллы. Все работали хорошо. Чья команда больше баллов -5, остальные 4.

    Вернемся к высказыванию: «Русский язык помогает нам дружить», истинно или ложно?

    Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

    Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

    организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

    Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

    Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

    С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

    "Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

    На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....