Конспект урока по русскому языку "Понятие об орфограмме". 2 класс. Планета Знаний.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Цели деятельности учителя: учить выделять слабую и сильную позицию (местоположение) звуков в словах; совершенствовать умение обозначать звуки, находящиеся в слабой позиции буквами (орфограммами).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_ob_orfogramme_1.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

ПОНЯТИЕ ОБ ОРФОГРАММЕ

Цели деятельности учителя: учить выделять слабую и сильную позицию (местоположение) звуков в словах; совершенствовать умение обозначать звуки, находящиеся в слабой позиции буквами (орфограммами).

Планируемые результаты: личностные: расширяют познавательный интерес, учебные мотивы; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; метапредметные: регулятивные – научатся в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу; получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; познавательные – научатся обнаруживать в звучащем слове «слабые» звуки; коммуникативные – научатся выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; получат возможность научиться адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; предметные: научатся выделять слабую и сильную позицию (местоположение) звуков в словах.

Ход урока

I. Сообщение темы урока. Чистописание.

– Напишите буквосочетания, слова, пословицу (рабочая тетрадь, с. 34). Объясните смысл пословицы. (Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться быть добрым, понимающим, милосердным.)

− Сегодня на уроке мы узнаем, как в русском языке называются трудные случаи написания слов.

II. Актуализация знаний.

•  Игра «Буква заблудилась».

− Объясните, какая буква заблудилась в каждом слове.

з..мля

в..лна

з..рно

с..мья

пл..сать

зв..нить

ш..лун

п..стреть

п..тёрка

л..сток

− Найдите родственные слова.

парта – парк                                                 азбука – алфавит

пень – пенёк                                                город – городской

коза – коса                                                лимон – апельсин

коза – козлёнок                                        лимон – лимонад

ком – комок                                                апельсин – абрикос.

Карточка 1. Выпишите слова с нулевым  окончанием.

Корм, тарелка, ребята, мастер, конь, лес, сосна, шишка, зверь, подарок, число.

Карточка 2. Напишите слово «лиса», изменяя его по вопросам.

кто?        _______                                кого?                _______

кого?        _______                                кем?                _______

кому?        _______                                о ком?        _______

III. Работа по учебнику.

Рассмотрите таблицу «Слабая позиция звука в слове» (с. 99).

− Определите орфограммы в словах-примерах.

грибы́                                        гриб

сосно́вый                                сказка

− Какие позиции являются сильными для гласных? (Позиции под ударением.)

− Для удобства звук, находящийся в сильной позиции, будем называть сильным звуком, а звук, находящийся в слабой позиции, – слабым звуком.

− Что нового о звуках слабой позиции стало известно из приведённых примеров? (Два варианта слабой позиции: на конце слова и перед глухими согласными в середине слова.)

− Какие позиции являются сильными для согласных? (Два варианта: перед гласными и перед звонкими согласными л, м, н, р, в, й.)

− Какие буквы в словах следует считать орфограммами? (Буквы, которые обозначают звуки в слабой позиции.)

− Как проверяются орфограммы? («Слабые» звуки надо поставить в сильную позицию.)

− Какие буквы вы выберете в упражнении 3?

тр (а, о) ва – трава                        ви (д, т) – вид

ст (а, о) га – стога                        зу (б, п) – зуб

р (я, и) ды – ряды                        лу (к, г) – луг, лук.

− Как проверить слова?

− Такие места в слове, где звуки нельзя обозначить по слуху, называют слабой позицией звуков. Буквы, которые обозначают такие звуки, называют орфограммами.

IV. Рефлексия деятельности.

− Что называют орфограммой?

− Какие слова называют родственными?

− Как проверить безударную гласную в корне?

− Как проверить парные согласные в корне?

Домашнее задание: упражнение 1 (рабочая тетрадь, с. 34).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Обобщение знаний об имени существительном"

В конспекте урока по русскому языку в 3 классе по общеобразовательной программе "Школы России" "Обобщение знаний об имени существительном" представлены различные виды работы на обобщающем уроке. Испо...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Закрепление знаний о склонении имён существительных"

В данном конспекте урока представлен материал по закреплению знаний о склонении имён существительных. Урок проводился в форме путешествия на корабле по островам. В заданиях использована морская темати...

Конспект урока по русскому языку в 1 классе: "Письмо строчной буквы В"(Планета знаний)

Урок формирования УУД  учащихся начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. "Глагол. Обобщающий урок." УМК "Планета знаний"

На уроке в игровой форме обощается изученный материал о глаголу: правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спр, глаголы-исключения....

План-конспект урока по русскому языку во 2 классе, УМК «Планета знаний».

«Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением. Написание названия птиц....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе УМК "Планета знаний". Тема: "Правописание Ь после шипящих в глаголах и существительных женского рода"

Используя разнообразные задания на примере  пословиц обучающиеся закрепляют знания о грамматической роли Ь в глаголах после шипящих и существительных женского рода....

конспект урока по русскому языку во 2 классе "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"

Конспект урока по русскому языку во 2 классе  "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы" по программе "Школа России"...