Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Вилюкова Татьяна Васильевна

Заочное путешествие на о. Врангеля

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_ostrov_vrangelya.doc204 КБ
Office presentation icon moy_urok_slozhnye_slova_3_klass.ppt2.33 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

по теме «Сложные слова», ОС «Школа – 2100»

 "Путешествие на остров Врангеля»"

Цель деятельности учителя:

образовательная:

способствовать осознанию существенных признаков понятия “сложные слова” и введения его в систему знаний;

развивающая:

развивать познавательную активность,

- развивать память, мышление и речь,

- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать;

воспитательнаядать возможность учащимся осознать, что процесс взаимодействия на уроке влияет на достижение успеха в деятельности каждого ученика

Планируемые образовательные ресурсы

учащиеся научатся распознавать осознанно существенные признаки понятия  «сложные  слова», находить корни, составлять сложные слова, доказывать, анализировать, сравнивать.

Тип урока

освоение новых знаний.

Формы и методы обучения

  • фронтальная, парная, словесные, практические, наглядные
  • частично-поисковые
  • объяснительно-иллюстративные

Опорные понятия, термины

корень слова

Новые понятия

сложные слова

Формы контроля

Фронтальная, групповая, в парах

Образовательные ресурсы

Карточки с заданиями, учебник русский язык 3 класс Бунеев, Бунеева.

Цель: Формирование представления о многообразии сложных слов.

Задачи:

  • Отработать написание соединительных гласных о, е  в сложных словах.
  • Уточнить алгоритм написания сложных слов и устранения ошибок.
  • Повышать интерес к изучению русского языка.
  • Развивать творческое мышление,  устную и письменную речь, внимание и память.
  • Формировать ценностное отношение к окружающей среде и ее обитателям.

Формировать

Регулятивные УУД: 

- самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- задавать вопросы.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: - Снег летает и сверкает

                     В золотом сиянии дня,

                     Словно пухом устилает

                     Все долины и поля…

                     Все в природе замирает:

                     И поля, и темный лес.

                     Снег летает и сверкает,

                     Тихо падая с небес…..

                 - Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

                - Скажите, пожалуйста, как называется природное явление, когда идет много снега?

Дети: Снегопад.

Учитель: Что можно сказать про слово СНЕГОПАД?

Дети: Это слово сложное.

Учитель:  Как вы думаете, ребята, чему сегодня будет посвящен наш урок?

Дети: будем говорить о снегопаде, о сложных словах.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на доску, какие слова вы видите?

(На доске или на Слайде 3 написаны слова: чистый, писать, путь, шествовать).

   - Какие новые слова мы можем образовать?

Дети: можно получить слова чистописание, путешествие.

Учитель:   Как вы думаете, чем еще мы будем заниматься сегодня на уроке?

Дети: будем писать чисто, проведем минутку чистописания, отправимся в путь, в поход..., в путешествие.

Учитель: - Мы получили из данных слов два новых слова: чист_писание, пут_шествие. 

 - Что общего  у новых слов?

Дети: Это слова сложные. Мы будем учиться писать сложные слова, применять правило, устранять ошибки в написании.

Учитель: - Мы продолжим работу над сложными словами.

  - Запишите полученные слова в тетрадь.  Проверим написанное.

  -  Как проверить, правильность написания слова, какое правило нужно вспомнить?

Дети:  проговаривают правило.

Учитель: - Проверьте правильность написания.

(На доску вывешивается эталон.  Дети сравнивают свое написание с карточкой на доске или на слайде.

Учитель:   - Кто выполнил задание без  ошибок?

  - У кого были ошибки?

  - Почему вы допустили ошибку?  

Дети:   Мы забыли правило, не применили правило.

Учитель: -  Что нужно помнить, чтобы правильно писать сложные слова?

Дети: проговаривают правило.

 (Если нет ошибок в записи слов, ребенок рисует снежинку на полях) 

2. Актуализация знаний.

Учитель:  - Красиво писать мы  потренировались.   Пора отправиться в путешествие.

                      На доске открыть запись:

    "Путешествия развивают ум..." (Гилберт Честертон - английский писатель).

Учитель: - Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова известного английского писателя Гилберта Честертона.

 - Прочитайте их, подумайте, как путешествия могут ум развивать.

(Выслушиваются ответы детей)

Учитель: - Мы сегодня на уроке отправимся в путешествие на очень интересный остров. Он находится в зоне Арктических пустынь.

Арктика – притягательная загадка. Одно из самых малоизученных мест на планете. Ледяные глыбы, медленно и величаво плывущие по океанской поверхности, пронизывающий холод, полярные животные, для которых эти, казалось бы, безжизненные территории являются родным домом…  И на многие километры вокруг – ни одной живой души, и ты остаешься один на один с этим белым безмолвием и с самим собой.

Загадочные земли, увенчанные ледниками, ослепительно сияющие в лучах незакатного солнца, моря, покрытые льдами, и обитающие в них удивительные животные — все это с давних пор привлекало путешественников. 

Учитель:  - А кем мы с вами будем сегодня на уроке?

Дети: Мы будем путешественниками.

Учитель:   - Что вы можете сказать про это слово?

 Дети:  Это слово  сложное,  однокоренное слову путешествие.

Учитель:   - Что же на протяжении веков манило в Арктику путешественников? Жажда приключений? Любопытство? Желание проверить самого себя?

3. Закрепление знаний   в конструктивной ситуации

 (измененной).

Наблюдение над сложными словами - именами прилагательными.

Учитель:  - Среди путешественников были люди, наделенные особыми качествами.

  - Как вы думаете, какими качествами должен обладать путешественник?

Учитель: - Какими еще качествами должен обладать путешественник, мы узнаем, если образуем сложные слова.   (На доске запись слов).

Жизнь – Радость              Цель – Устремлять         Добро – Желать    Труд - Любить

Учитель:  - Какие слова у нас получились? Давайте проверим.

 Жизнерадостный
        Цел
еустремленный
       Добр
ожелательный
      Труд
олюбивый     

Учитель:  - А как вы считаете, вам присущи такие качества?  

Учитель:   - НА какой вопрос отвечают  составленные нами слова?

Дети: Эти слова отвечают на вопрос «какой?», обозначают признак предмета.

Учитель:  - Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Сложными могут быть не только слова, отвечающие на вопрос кто? Или что?, но и слова, отвечающие на вопрос какой?

Учитель:  - Выделите корень, подчеркните соединительные гласные.   -  Объясните выбор соединительной гласной.

Дети:   Объясняют правило по алгоритму.  

Учитель: Кто не допустил ошибок в написании слов, нарисует снежинку на полях.

4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Картинный диктант.

Учитель:   - Мы отправимся в наше путешествие на остров…..?

- Название этого острова мы узнаем, если выберем транспортные средства, которые помогут нам  достигнуть Ледяных пустынь.   Отгадаем кроссворд.

 (Дети отгадывают загадки, записывают слова – отгадки).

1. (Вездеход)    Вам сегодня не везет?
                          Вас автобус не везет?
                          Вы возьмите
вездеход!
                         Он везде вас повезет!
                          Верно, правильно назвали
                          Вездеходом вездеход!

2. (Аэропорт)  В таком порту бывал мой друг,

                Где вовсе нет воды вокруг.

                Но в это порт все время шли

                С людьми и грузом корабли.

3. (Самолет)     Он в безбрежном океане

                  Туч касается крылом.

                   Развернется над лугами,

                   Отливает серебром.

4. (Снегопад)   Как по небу с севера
                        Плыла лебедь серая,
                        Плыла лебедь сытая,
                        Вниз кидала-сыпала
                        На поля-озёрушки
                        Белый пух да пёрышки.

5. (Снегоход)    Эти сказочные сани даже в гору едут сами.

6.(Ледокол)      Слева - лед. И справа - лед.

                  Пробиваемся вперед.

                  А вокруг все тот же лед.

                  Впереди не колотый, позади - размолотый.

7. (Теплоход)   Не спрашивая броду,

                  Лезу смело  в воду.

                  На всякой глубине

                  Лишь по пояс мне.

8. (Сияние)      Как красивы полюса,

                        Там сверкают небеса!

                         Яркий всполох там и тут,

                        Только это не салют

 

Учитель:    - Проверим записанные слова.

 (На доске открываются слова – отгадки)

Учитель:  - На какой остров мы совершим путешествие?

 Дети: Мы совершим путешествие на остров Врангеля.

Учитель:    - Что общего между записанными словами?  

Дети: Это сложные слова.

(Возможно, что дети увидят, что слова не все относятся к сложным словам)

Учитель: Все слова, записанные нами, являются сложными?

 - Какое слово было лишнее? (Сияние).

  - Что отличает сложные слова от других слов?

Дети:  У сложных слов две основы,  два корня, есть соединительная гласная.

Учитель:  - Какие слова еще могут быть лишними? Почему?

Дети:  Лишними могут быть слова  снегопад, аэропорт, все слова называют виды  транспорта, а эти слова нет.

Учитель:  - У кого нет ошибок в записи слов? Молодцы. Что мы сделаем?

 Правильно, нарисуем снежинку.

Учитель:  - Итак, мы совершим путешествие на остров Врангеля.

  -  Кто из вас знает, что это за остров?

   – Остров Врангеля -  государственный природный заповедник.

   - Кто знает, что обозначает слово ЗАПОВЕДНИК?

Дети: зачитывают из словаря.

Учитель:   - Сегодня остров Врангеля – один из самых труднодоступных природных заповедников в мире. Чтобы его посетить, требуется несколько специальных правительственных разрешений, да и добраться сюда непросто: зимой приходится лететь на вертолете, а летом – плыть на ледоколе.
- Нас встречает наш гид по острову. Кто это?

Дети:  Нас встречает медвежонок УМКА.

Учитель:  - Как вы думаете, почему именно белый медвежонок сегодня будет нашим   экскурсоводом?  

- Остров Врангеля называют родильным домом белых медведей": до 400 медведиц залегают здесь в берлоги, чтобы принести весной потомство.

5. Физминутка.

Медвежата в чаще жили,

Головой они   крутили:

Вот так, вот так, головой они  крутили          Повтор 2 раза

А потом они ходили

И из речки воду пили:

Вот так, вот так, и из речки воду пили.         Повтор 2 раза

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали:

Вот так, вот так, выше лапы поднимали

6. Включение в систему знаний и повторение.

Сложные слова - названия животных.   Письмо по памяти.

Учитель:   - Заснеженный остров Врангеля лежит в Северном Ледовитом океане, и климат здесь суровый. Тем не менее, здесь самые большие в Арктике птичьи базары, самые обширные лежбища моржей.  На острове  обитает более 170 видов птиц, среди которых мы можем увидеть:  

  • краснозобую казарку; 
  • орлана – белохвоста; 
  •  толстоклювую кайру;
  • тонкоклювую кайру ;
  •  желтозобика .

- Запишите, названия тех птиц, которые вы запомнили.

- Проверим, какие названия вы записали.

- У кого правильно записаны названия, на полях нарисуйте снежинку.

Учитель:    -  В Арктике можно встретить насекомых: 11 видов жуков—долгоносиков и 7 видов жуков-листоедов листоблошку.

Здесь живут овцебыки, сейчас насчитывают 700 особей.

Учитель:   -  Докажите, что названия этих животных – сложные слова.

Зарядка для глаз.

7. Проверка сформированности общих учебных умений.

Учитель:   - В Красную книгу занесены такие растения, как  Мелколепестник сложный и сердечник пурпуровый. 

  -  Запишите название растения, которое является сложным словом.

  - Какое слово вы записали? Я думаю слово Сердечник пурпуровый.

(Ответы детей: по правилу дети обосновывают ошибку учителя).

8.  Рефлексия.

Учитель: - Чему был посвящён сегодняшний урок?

Дети: - Мы путешествовали на остров Врангеля, узнали названия животных, обитающих на острове, учились писать сложные слова.

Учитель: - Какие цели вы ставили перед собой на уроке?

Дети: Научиться писать сложные слова, применять правило, понять причину ошибок и устранить их.

Учитель: - Какие результаты вы получили?

Дети: Индивидуально проговаривают свои результаты.

Учитель: - Удалось ли преодолеть трудности? Как?

   -  Оцените свою работу по количеству снежинок на полях.

 - Сколько снежинок у вас получилось?  Что было самым трудным на уроке, что было самым интересным?

Учитель: - Мы заглянули на остров Врангеля, именно заглянули, т.к. это уникальный Заповедник. О нем можно много рассказать и времени одного урока недостаточно. Я предлагаю вашему вниманию еще несколько фотографий.  

- У кого – нибудь появились вопросы?

Дети: задают вопросы.

Домашнее задание: - Как думаете, какое задание будет на дом?

Дети: Найти ответы на наши вопросы. Написать сообщение про редкие животные острова Врангеля. Найти еще названия животных, которые являются сложными словами. Узнать, почему этот остров является Государственным заповедником. Почему остров Врангеля называют родильным домом белых медведей и т.д.

Учитель: Задание каждый выполнит то, которое ему больше нравится. Спасибо за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Обобщение по теме «Сложные слова» 3 класс

Слайд 3

Чистый писать Чист о писание Путь шествовать Пут е шествие

Слайд 4

Алгоритм написания соединительных гласных о,е в сложных словах. Если основа оканчивается на твердый согласный звук – пиши О Во д о пад, ско р о ход. 2. Если основа оканчивается на мягкий согласный звук – пиши Е Зем л е мер, си н е глазый 3. После [ж] [ш] [ц] - всегда пиши Е Пе ш е ход, серд ц е ед

Слайд 5

. Путешествие Паровоз Листопад Ледокол Пылесос Звездопад Водопад Лежебока Сладкоежка

Слайд 6

«Путешествия развивают ум…» Гилберт Честертон - английский писатель

Слайд 7

. Врангель Фердинанд Петрович (1796-1870) Российский мореплаватель, полярный исследователь, адмирал.

Слайд 9

Жизнь – Радость Цель – Устремлять Добро – Желать Труд – Любить

Слайд 10

Жизнь – Радость Жиз н е радостный Цель – Устремлять Це л е устремленный Добро – Желать Добр о желательный Труд – Любить Труд о любивый

Слайд 11

В добрый путь! о е

Слайд 12

В добрый путь! о е

Слайд 13

Везд е ход Аэр о порт Сам о лет Снег о пад Снег о ход Лед о кол Тепл о ход Сияние

Слайд 16

ОРЛАН-БЕЛОХВОСТ

Слайд 17

ТОЛСТОКЛЮВАЯ КАЙРА

Слайд 18

ТОНКОКЛЮВАЯ КАЙРА

Слайд 19

ЖЕЛТОЗОБИК

Слайд 20

Жук-долгоносик Листоблошки Овцебык

Слайд 21

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс "Образование сложных слов"

Урок - исследования нового материала. Обучающие работают в группах, выполняя  различные задания под руководством учителя....

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....

Конспект урока русского языка. 2 класс . Тема "Состав слова. Корень"

Урок разработан по ФГОС. Цель урока: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов...

Конспект урока русского языка 2 класс (Канакина) "Какие слова пишутся с заглавной буквы"

Дидактическая цель: создать условия для осознания и систематизации знаний, осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.Тип урока: Урок обобщения и систематизаци...

Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Правописание частей слова.

Конспект урока подготовлен с использованием учебника по Русскому языку 2 класс ч. 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012 – 160 с....

Конспект урока русского языка 2 класс ПНШ "Состав слова"

УМК «Перспективная начальная школа     Русский язык 2 класс    Тема :  Состав слова     Тип урока: урок обобщения знаний.Дидактическая...

Конспект урока русского языка 4 класс. Тема: "Сложные слова"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Простые и сложные предложения» Цели деятельности учителя: Формирование представления о простых и сложных предложениях; развитие умения различать про...