презентация "Выразительные средства языка"
презентация к уроку по русскому языку (2, 3, 4 класс)

Безверхова Валентина Николаевна

Материал презентации "Выраафоройзительные средства языка" поможет познакомить учащихся с основными выразительными средствами : сравнением, 'эпитетом, олицетворением и метафорой. В презентации представлены определения данных терминов и подобран литературный материал, иллюстрирующий употребление выразительных средств.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выразительные средства языка

Слайд 2

Устойчивые сравнения русского языка Хитрый как ….(лиса). Трусливый как … Храбрый как… Писать как курица лапой Кричать как в лесу Похожи как две капли воды Надуваться как индюк Твёрдый как камень

Слайд 3

После грозы. Еще вчера все небо , было покрыто тучами. Весь вечер шёл сильный , проливной дождь. Когда сверкала молния, становилось очень светло . Я почти ничего не боюсь, но признаюсь, что вчера, слыша раскаты грома, я дрожал от страха. Зато утром выглянуло солнце и заблестела роса . Я снял обувь и побежал по холодной мокрой траве. Добежав до озера, почувствовал, что мои ноги замерзли, стали совсем холодными . Вдруг я почувствовал боль – острые края осоки, растущей около берега, порезали мне ступню. Но вот я подошёл к воде, наклонился и нарушил спокойную гладь озера. «Вода очень теплая !» - обрадовался я. После утреннего купания я чувствовал себя освеженным . Для выбора: Свежий как огурчик, холодные как ледышки, светло как днем, дождь как из ведра, дрожал как осиновый лист, острые как нож, как парное молоко, заблестела как золото , как зеркало.

Слайд 4

Сравнение- сопоставление двух предметов по сходству. 1. «И очутятся на бреге В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря.» 2. «А сама-то величава, Выступает, будто пава …» 3. «Оно соку спелого полно, Так свежо и так душисто, Так румяно-золотисто, Будто мёдом налилось …» (А.С. Пушкин)

Слайд 5

«Месяца лучами Божий храм облит, Крест под облаками, Как свеча , горит.» (Иван Саввич Никитин) И дождик льёт как из ведра , Как будто в облаке дыра.

Слайд 6

Эпитет На окраине деревни стоял красный кирпичный дом. На окраине деревни стоял огромный мрачный дом.

Слайд 7

Эпитет- образное определение. (отвечает на вопрос какой,какая, какое и др. «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит.» (А.С. Пушкин) « Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.» (А.Н. Плещеев)

Слайд 8

«Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят- Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят … (Ф. И. Тютчев)

Слайд 9

Олицетворение - выразительное средство языка, при котором неодушевлённые предметы, явления природы наделяются свойствами человека или другого живого существа. « Зима недаром злится , Прошла её пора- Весна в окно стучится И гонит со двора .»

Слайд 10

Метафора- скрытое сравнение «Под голубыми небесами великолепными коврами , блестя на солнце , снег лежит.» А.С. Пушкин

Слайд 11

« Уходит тихо Лето, Одетое в листву . И остаются где-то Во сне иль наяву : Серебряная мушка В сетях у паука, Невыпитая кружка Парного молока. И ручеёк стеклянный , И тёплая земля, И над лесной поляной Жужжание шмеля.

Слайд 12

Снежным облаком летели Бледноликие метели Из полночных стран… П. Соловьёва Серебро , огни и блёстки Целый мир из серебра. В жемчугах горят берёзки , Чёрно-голые вчера. В.Брюсов

Слайд 13

Снится ёлке вечер , месячный и звёздный , Снежная поляна , грустный вой волков И соседи-сосны , в мантии морозной , Все в алмазных блёстках , В пухе из снегов.

Слайд 14

В васильковом небе вьются Хороводы снежных мух.

Слайд 15

«Береза» Сергей Есенин Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой .

Слайд 16

И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, обсыпает ветки Новым серебром.

Слайд 17

Сергей Есенин Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.

Слайд 18

Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.

Слайд 19

Глафира Галина По деревьям серебристая Перекинулась фата — Белоснежная, пушистая, Кружевная красота! И себя березка грустная Не могла узнать сама — Так украсила искусная Ветки деревца зима...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка у учащихся с общим недоразвитием речи

В данном материале предлагаются различные  задания и упражнения по преодолению речевого недоразвития у учащихся начальных классов....

«Образные средства языка и обогащение словаря учащихся начальной школы».

Вашему вниманию предоставляется работа по русскому языку и       методике его преподавания на тему:      «Образные средства языка и обогащение словаря учащихся ...

урок русского языка по теме:«Общее представление о главных частях в разных средствах языка» Планета знаний

Тип урока: вводный.Цель: помочь учащимся целостно представить в каждом средстве языка главные структурные части и выделить те, с помощью которых конкретизируется значение в слове, словосочет...