Рабочая программа по русскому языку во 2 классе "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Гомбоева Маргарита Гончиковна

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» адресована учащимся начальных классов ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx62.02 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования»

Рекомендована к утверждению                                Утверждена приказом

протокол ШМО №__________                                 ГБОУ «КШ-ИСОО»

от ___.______________._____                                   №______ от ___.___,______  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«____Русский язык ____»

для_______1-4______класса (ступени)

Автор (составитель) учителей ШМО начальных классов:

 Гомбоева Маргарита Гончиковна

2018г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» адресована учащимся начальных классов ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования», разработана на основе:

- требований к результатам освоения учебного предмета ФГОС НОО, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко «Русский язык».  

- положения о рабочей программе учебного предмета, курса ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования».

- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004 года),

- Постановлением Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. от 24.11.2015),

- Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015).

Используемый учебник В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко «Русский язык»1-4 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: –  М.:  Просвещение, 2015г.

Цели и задачи курса:

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачами курса являются:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс «Русский язык» играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

II. Общая характеристика учебного предмета

   Данный курс ориентирован на формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

   В ходе освоения курса «Русский язык» формируются связанные с информационной культурой умения читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

 Содержание курса включает систему понятий, сведений, правил, способов действий (познавательных действий), относящихся:

— к предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении, словосочетание как распространённое слово, виды предложений по цели высказывания и интонации, распространённые и нераспространённые предложения, простые и сложные предложения);

— к слову (прямое и переносное значение, синонимы и антонимы, морфемный состав слова, части речи, лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, личного местоимения, глагола, наречия);

— к фонетике (звуки, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего слова, звуки и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.);

— к графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками и буквами);

— к орфографии и пунктуации (совокупность правил, определяющих написание слов и расстановку знаков препинания).

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

   Основной единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка. В каждой теме выделяются те грамматические знания и познавательный опыт, которые служат основой для усвоения орфографических и пунктуационных правил.

   Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

  Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.

III. Место предмета в учебном плане

На изучение русского языка в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 508 ч: в 1  классе — 66 ч, во 2 классе 170 часов, 3—4 классах — по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).

IV. Планируемые результаты:

Предметные результаты

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

 3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Общие предметные результаты освоения программы.

-  Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:

  •   первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  •   осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  •   представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  •   позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
  •   понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
  •   овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;
  •   приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
  •   освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);
  •  овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  •   осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  •   практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
  •   выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  •   овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
  •   оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  •   практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
  •   овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
  •   пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;
  •   письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  •   сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
  •   составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, сюжетному рисунку, репродукциям картин художников, заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);
  •   письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
  •   проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
  •   пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •   подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
  •   различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
  •   создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
  •   оформлять результаты исследовательской работы;
  •   редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА

Обучающийся научится:

  •   произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные – безударные; согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные твёрдые – мягкие; согласные глухие – звонкие, парные – непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
  •   соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря» учебника);
  •   пользоваться «Орфоэпическим словарем» при определении правильного произношения слова (обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
  •   различать звуки и буквы;
  •   классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
  •   знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочения слов и поиска нужной информации;
  •   пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).

Обучающийся получит возможность научиться:

  •   выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).

ЛЕКСИКА

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

-  осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

  •   выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
  •  определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
  •  распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
  •   подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
  •  понимать этимологию мотивированных слов-названий;
  •   выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  •   подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  •  находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

-   пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
  •  подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  •  иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
  • работать с разными словарями;
  • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)

Обучающийся научится:

  •  различать изменяемые и неизменяемые слова;
  •  различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
  •  находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
  •  находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  •  узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  •  соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами  и  приставками  (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
  •  образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
  •  понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
  • узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);
  •  разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
  •  подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

МОРФОЛОГИЯ

Обучающийся научится:

  •  определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
  •  распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);
  •  пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

-   выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;

  •  определять грамматические признаки имён существительных – род, склонение, число, падеж;
  •  определять грамматические признаки имён прилагательных – род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
  •  определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
  •  распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов – время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
  •  определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
  •  иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;
  •  различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
  •  понимать роль союзов и частицы не в речи;
  •  подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
  •  сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
  •   различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
  •   склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
  •  различать родовые и личные окончания глагола;
  •  наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
  •  проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
  •   находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

СИНТАКСИС

Обучающийся научится:

  •  различать предложение, словосочетание и слово;
  •  устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  •  составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
  •  устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;
  •  соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  •  классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
  •  выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
  •  находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
  •  распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
  •  составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •   различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
  •   находить в предложении обращение;
  •   выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ

Обучающийся научится:

  •  применять ранее изученные правила правописания:
  • раздельное написание слов;
  • сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;
  • сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

-   парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  •  непроизносимые согласные;
  •  непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными;
  •  гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
  • разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;
  • – мягкий знак (ь) после  шипящих  на  конце  имён  существительных  (речь, брошь, мышь);
  • соединительныео и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
  • – безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
  •  безударные падежные окончания имён прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;
  • мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
  • мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
  • безударные личные окончания глаголов;
  •  раздельное написание предлогов с другими словами;
  •  знаки препинания в конце предложения: точка (.),  вопросительный  (?) и восклицательный (!) знаки;
  •  знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
  •  подбирать примеры с определённой орфограммой;
  •  пользоваться «Орфографическим словарём» учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
  •  безошибочно списывать текст (объёмом 80–90 слов);
  •  писать под диктовку тексты (объёмом 75–80 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
  •  проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •   применять правила правописания:
  •  соединительные гласные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • е и и в суффиксах -ек-, -ик-;
  • запятая при обращении;
  •  запятая между частями в сложном предложении;
  •  объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
  •  объяснять правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных;
  •  объяснять правописание личных окончаний глагола;
  •  объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
  •  осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  •  обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме материала изучаемого курса);
  •  определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
  •  применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
  • при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.

СЛОВА С НЕПРОВЕРЯЕМЫМ НАПИСАНИЕМ

  • Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, велосипед, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, килограмм, километр, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, овца, одиннадцать, отец, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, салют, сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

ЧИСТОПИСАНИЕ

  • Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости. Работа по устранению недочётов графического характера в почерках учащихся.

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
  • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться

  • выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
  • использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Выпускник получит возможность научиться:

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

  • распознавать грамматические признаки слов;
  • с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

  • различать предложение, словосочетание, слово;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
  • различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

  • применять правила правописания (в объеме содержания курса);
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
  • писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • подбирать примеры с определенной орфограммой;
  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • выражать собственное мнение и аргументировать его;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • пересказывать текст от другого лица;
  • составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:

- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

  •   принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
  •   осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
  •   восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
  •   понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  •   развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  •   осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  •   уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  •   понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  •   развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
  •   развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
  •   развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
  •   развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  •   развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
  •  установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные.

-   Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

  •   принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  •   учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  •   планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  •   выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника – в памятках);  учитывать  правило  (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  •   осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  •   выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
  •   адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  •   понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные.

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

  •   уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
  •   записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
  •   ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
  •   использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
  •   овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
  •   осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
  •   осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные.

Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:

  •   уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  •   ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  •   понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  •   строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  •   признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  •   стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
  •   договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  •   задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  •   уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  •   строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  •  активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
  •   применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

V. Содержание учебного предмета:

1 КЛАСС

Наша речь(2 ч)

Текст, предложение, диалог (3 ч)

Слова, слова, слова… (4 ч)

Слово и слог(2 ч)

Перенос слов (2 ч)

Ударение (2 ч)

Звуки и буквы (2 ч)

Русский алфавит, или азбука (2 ч)

Гласные звуки (3 ч)

Ударные и безударные гласные звуки (5 ч)

Согласные звуки (3 ч)

Твёрдые и мягкие согласные звуки (3 ч)

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука (3 ч)

Согласные звонкие и глухие (5 ч)

Шипящие согласные звуки (1 ч)

Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ (1 ч)

Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ (3 ч)

Заглавная буква в словах (3 ч)

Повторение изученного (1 ч)

2 КЛАСС

Наша речь(3 ч)

Текст(4 ч)

Предложение(12 ч)

Слова, слова, слова…(19 ч)

Звуки и буквы(51 ч)

Части речи(61 ч)

Повторение(20 ч)

3 КЛАСС

Язык и речь (3 ч)

Текст. Предложение. Словосочетание (14ч)

Слово в языке и речи (15 ч)

Состав слова (27 ч)

Части речи (64 ч)

Повторение(13ч)

4 КЛАСС

Наша речь и наш язык (1 ч)

Текст (2ч)

Предложение (5 ч)

Словосочетание (2 ч)

Однородные члены предложения (4 ч)

Простые и сложные предложения (4 ч)

Лексическое значение слова (4 ч)

Состав слова (11 ч)

Части речи (6 ч)

Изменение по падежам имен существительных (6 ч)

Три склонения имен существительных (9 ч)

Склонение и правописание окончаний имен существительных в единственном числе (17ч)

Склонение и правописание окончаний имен существительных во множественном числе (9 ч)

Повторение сведений об имени прилагательном как части речи (3 ч)

Склонение имен прилагательных (1 ч)

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных (18 ч)

Местоимение (7 ч)

Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи (2 ч)

Неопределенная форма глагола (4 ч)

Спряжение глаголов (4 ч)

I и II спряжения глаголов (2 ч)

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени (6 ч)

Правописание возвратных глаголов (3 ч)

Правописание глаголов в прошедшем времени (3 ч)

Обобщение по теме «Глагол» (3 ч)

Повторение (9 ч)

VI. Тематическое планирование

1 класс

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Контрольные работы

1

Наша речь

6

2

Текст, предложение, диалог

3

3

Слова, слова, слова…

4

4

Слово и слог

2

5

Перенос слов

2

6

Ударение

2

7

Звуки и буквы

2

8

Русский алфавит, или азбука

2

9

Гласные звуки

3

10

Ударные и безударные гласные звуки

5

11

Согласные звуки

3

12

Твёрдые и мягкие согласные звуки

3

13

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

3

14

Согласные звонкие и глухие

5

15

Шипящие согласные звуки

1

16

Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ

1

17

Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

3

18

Заглавная буква в словах

3

19

Повторение изученного

1

1

Итого

50

1

2 класс

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Контрольные работы

1

Наша речь

3

2

Текст

4

3

Предложение

12

1

4

Слова, слова, слова…

19

1

5

Звуки и буквы

51

1

6

Части речи

61

5

7

Повторение

20

2

Итого

170

10

3 класс

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Контрольные работы

1

Язык и речь

3

2

Текст. Предложение. Словосочетание

14

3

3

Слово в языке и речи

15

2

4

Состав слова

27

2

5

Части речи

64

5

6

Повторение

13

2

Итого

14

4 класс

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Контрольные работы

1

Наша речь и наш язык

1

2

Текст

2

3

Предложение

5

4

Словосочетание

2

1

5

Однородные члены предложения

4

6

Простые и сложные предложения

4

1

7

Лексическое значение слова

4

8

Состав слова

11

1

9

Части речи

6

1

10

Изменение по падежам имен существительных

6

11

Три склонения имен существительных

9

1

12

Склонение и правописание окончаний имен существительных в единственном числе

17

2

13

Склонение и правописание окончаний имен существительных во множественном числе

9

1

14

Повторение сведений об имени прилагательном как части речи

3

15

Склонение имен прилагательных

1

16

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

18

2

17

Местоимение

7

1

18

Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи

2

19

Неопределенная форма глагола

4

1

20

Спряжение глаголов

4

21

I и II спряжения глаголов

2

22

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

6

1

23

Правописание возвратных глаголов

3

24

Правописание глаголов в прошедшем времени

3

25

Обобщение по теме «Глагол»

3

1

26

Повторение

9

1

Итого

16

VII. Перечень учебно-методического обеспечения

1. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. – М. : Просвещение, 2015.

2. Канакина, В. П. Русский язык. 1-4 класс : учеб.дляобщеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2015.

3. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1-4 класс : пособие для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2015.

4. Канакина, В. П. Русский язык. 1–4 классы : сборник диктантов и самостоятельных работ / В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. – М. : Просвещение, 2015.

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. КМ-школа – образовательная среда для комплексной информатизации школы. – Режим доступа : http://www.km-school.ru

3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1septem-ber. ru/urok

5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

6. Начальная школа – детям, родителям, учителям. – Режим доступа : http:www.Nachalka.com

7. Детские презентации : коллекция. – Режим доступа : http://www.viku.rdf.ru

8. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа : http://www.rusedu.ru

9. Этимологический словарь Фасмера. – Режим доступа : http://vasmer.narod.ru/

10. ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа : http://www.gramota.ru/

11. Таблицы по русскому языку в электронном виде. – Режим доступа : http://www.it-n.ru/

12. Русская грамматика. – Режим доступа : http://rusgram.narod.ru/

13. Русская фонетика. – Режим доступа : http://fonetica.philol.msu.ru/

14. Пособие по орфографии русского языка. – Режим доступа : http://yamal.org/ook/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку,  2 - 4 класс (УМК " школа России")...

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...