Конспект урока по русскому языку "Что мы знаем о словах?" 4 класс УМК Гармония
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тема урока: Что мы знаем о словах?

Класс: 4 класс

УМК: «Гармония»

 

Тип урока: Обобщение и систематизация.

 

Цель: Систематизировать знания о роли  слова  в речи.

Задачи:  

  1. развивать умение различать понятия: слово, часть речи, член предложения;
  2. повторить, что главное в слове – его значение, вспомнить с каких точек зрения можно смотреть на слово;
  3. развивать речь, наблюдательность, орфографическую зоркость, память, внимание, мышление;
  4. создать условия для достижения следующих метапредметных результатов:

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; ставить учебные задачи с помощью учителя; учитывать выделенные действия в учебном материале в сотрудничестве со сверстниками и учителем.

Коммуникативные: работать в паре; слушать и вступать в диалог; высказывать своё мнение; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: проявлять уважительное отношение к иному мнению; проявлять познавательный интерес к учебному материалу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_4_klass_umk_garmoniya.docx159.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 

Провела: Бардукова Регина Эдуардовна

Тема урока: Что мы знаем о словах?

Класс: 4 класс

УМК: «Гармония»

Тип урока: Обобщение и систематизация.

Цель: Систематизировать знания о роли  слова  в речи.

Задачи:  

  1. развивать умение различать понятия: слово, часть речи, член предложения;
  2. повторить, что главное в слове – его значение, вспомнить с каких точек зрения можно смотреть на слово;
  3. развивать речь, наблюдательность, орфографическую зоркость, память, внимание, мышление;
  4. создать условия для достижения следующих метапредметных результатов:

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; ставить учебные задачи с помощью учителя; учитывать выделенные действия в учебном материале в сотрудничестве со сверстниками и учителем.

Коммуникативные: работать в паре; слушать и вступать в диалог; высказывать своё мнение; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: проявлять уважительное отношение к иному мнению; проявлять познавательный интерес к учебному материалу.

Оборудование: Интерактивная доска,  презентация к уроку, карточки с заданиями.

Литература:

  1. УМК «Гармония» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Учебник «Русский язык» для 4 класса. В двух частях. Часть 2. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск. 2012 год.
  2. УМК «Гармония». М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Тетрадь –задачник к учебнику по русскому языку для 4 класса. В трёх частях. Часть 2. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск. 2015 год.

Технологическая карта урока

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

  1. УМК «Гармония» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Учебник «Русский язык» для 4 класса. В двух частях. Часть 2. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск. 2012 год.
  2. УМК «Гармония». М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Тетрадь –задачник к учебнику по русскому языку для 4 класса. В трёх частях. Часть 2. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск. 2015 год.
  3. УМК «Гармония» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Русский язык Методические рекомендации к учебнику и тетради по русскому языку для 4 класса. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск. 2014 год.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.

(Содержание учебного материала)

  1. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся.

- Здравствуйте. Сегодня на урок к нам пришли гости. Поприветствуем  их.

 

- Я вижу, что к уроку вы уже приготовились. Предлагаю сделать еще вот что: давайте закроем на несколько секунд глаза, вспомним о чем-нибудь хорошем и улыбнёмся.

Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее.

Да и в любом деле главное – доброе начало.

Приветствуют. Проверяют рабочее место, настраиваются на работу.

Пятнадцатое апреля.

Классная работа.

(запись в тетради)

  1. Работа со словом. Актуализация знаний о слове.

Цель: обобщение знаний учащихся по теме: «Слово»

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» 

- Сегодня у нас будет необычный урок. Мы проведем урок-исследование. Вы будете исследователями, а я ваш научный руководитель.

- Что такое исследование? Как вы это понимаете?

- Чем занимаются в исследовании?

- Как вы думаете, с чего начинается исследование?

- Как правило, исследование начинается с определения темы.

- И мы начнем наш урок-исследование с определения темы.

- Ваша задача, прочитать высказывания, дополнить и узнать, о чем идёт речь.

Это….является подлежащим. Это …. имя существительное в именительном падеже.
В этом….есть корень, суффикс и нулевое окончание. В этом… 3 гласных и 3 согласных звука и 6 букв. Это ... употреблено в переносном -значении.
- О чем идет речь во всех высказываниях?

 

Высказывания учащихся.

(-поиск нового;

- изучение какой-либо проблемы и написание научной работы

- С определения темы исследования.

- О слове.

 

  1. Формулировка темы урока. Постановка учебной задачи (проблемы)

Цель: Актуализировать знания и наблюдения детей, формировать тему и задачи урока.

- Кто может сформулировать тему исследования? 

-  Я как научный руководитель, считаю, что мы сможем решить следующие задачи исследования:

Задача 1: Рассмотреть слово с разных точек зрения;

 Задача 2 – будет определена по ходу работы.

Задача 3:Составить схему.

- Продуктом исследования будет схема, которую мы заполним по ходу работы. Созданная нами схема будет вашей опорой в дальнейшем изучении русского языка.

- Для заполнения схемы, нам понадобятся ручки красного, зеленного и синего цвета.

- Что из литературы нам понадобится для исследования?

- Итог: сегодня нам с вами предстоит действительно трудная работа. Мы постараемся вспомнить все о главном работнике в языке, рассказать, что вы о нем теперь знаете после 4 лет обучения.

- «Что мы знаем о словах?»

- Привести наши знания о слове в порядок.

- Учебник, словари.

 

  1. Рассуждение и решение поставленной задачи.

Цель: развивать умение находить новый способ действия

- Давайте еще раз уточним, кого же мы называем главным работником в языке?

- Почему?

- В речи мы выражаем свои мысли и чувства, о чем-то сообщаем, спрашиваем, но делая это, мы должны что-то называть, на что-то указывать. Общаться, обмениваться мыслями мы можем только тогда, когда воспользуемся словами.

- Возьмите вашу схему, впишите в центральную часть (тему)  «Слово» и отодвиньте её в сторону.

- Начинаем работу.

Прочитайте предложение.

На проталинке прямо перед окном вспыхнул золотой огонёк.

- Итак, вы дополняли высказывания, которые являются еще и загадкой. В них идет речь об одном слове из этого предложения, догадайтесь, что это за слово? Запишите его в тетради.

- О каком огоньке идет речь?

- Это предложение из текста, автором которого является русский писатель - Георгий Алексеевич Скребицкий.

- Как вы думаете, что увидел автор?

- Легко ли нам понять, не видя текста, о чем идет речь и в каком значении употребляется слово «огонек»: в прямом или переносном?
- Откройте учебник на стр. 106, упр. 589. Прочитайте текст.

- Почему автор называет мать-и-мачеху  золотым огоньком?

- В каком значении употреблено слово огонёк? Почему?

- Проверим ответ, прочитав о прямом и переносном значении в упр. 590.

- Иногда участники разговора не понимают, что какое-то слово употреблено в переносном значении. Такую ситуацию описывает Агния Барто в стихотворении «Разговор с дочкой».  - Прочитайте Текст 2, который лежит у вас на столе.

- О чем идет речь в тексте?
- Почему дочка не поняла маму?
- Скажите, все ли слова вам понятны?

- Какое слово самое важное в этом тексте?

- На данном этапе урока, я ставлю перед вами, задачу № 3 - выявить, какую работу выполняет слово в тексте.
- У каждого слова есть значение.
 Что бывает, если мы не понимаем значение слов?
- Сможем ли мы понять смысл текста, не понимая значения слов, которые в нем использованы?
- Как нужно поступить, когда не знаем значение слов?
- Какое значение в этом тексте имеет слово «теплота»?
- Обратимся к Толковому словарю и узнаем значения этого слова.

(читает подготовленный ученик)

- Прочитайте то значение, в котором слово «теплота» употребляется в тексте.
- А как поняла значение этого слова дочка?

- Какой частью речи является слово «теплота»?

- Слова «теплота» многозначное или однозначное слово? Почему?
- Если бы мама действительно мерзла, она сказала бы, что ей не хватает тепла. Почему Барто использует слово «теплота», а не «тепло»?

- Подберите и запишите слова, показывающие отношение людей друг к другу, с тем же суффиксом, что и в слове «теплота», отметьте суффикс.

доброта, чистота, простота, красота

- Подберите синонимы к слову теплота.

- Сделайте вывод, о каком значении слов мы вели речь?

- Слово.

Высказывания учащихся.

- Она яркая, желтая, словно огонек.

- В переносном значении.

Ответы учащихся.


- «Разговор с дочкой»
- Агния Барто.
- О разговоре мамы и дочки; о непонимании между мамой и дочкой.


- Не понятен смысл сказанного, прочитанного.
-Нет.


- Спросить у взрослых, найти значение в словаре, в Интернете.
-
 перен. Доброе, сердечное, отзывчивое отношение к кому-чему-нибудь, способность к такому отношению.


- Дочка поняла это слово в прямом значении, т.е. о температуре воздуха.
- Существительное.


- Многозначное, потому что имеет несколько значений.
- Речь идет о человеческих чувствах, об отношении друг к другу.

- Доброта, чистота, простота, красота.

Синонимы: приветливость, мягкость, нежность, ласковость.

-Говорили о словарном, т.е., лексическом значении слова.

Текст 1
Я увидел весеннее чудо. На проталинке прямо перед окном вспыхнул золотой огонёк. Это был первый цветок мать-и-мачехи.

По Г. Скрибицкому

Текст 2

Разговор с дочкой

«Мне не хватает теплоты», -

Она сказала дочке.

Дочь удивилась: «Мерзнешь ты

И в летние денечки?»

«Ты не поймешь, еще мала», -

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: «Я поняла!» -

И тащит одеяло.                                        А. Барто

Толковый словарь Ушакова

ТЕПЛОТА это:

ТЕПЛОТА

ТЕПЛОТА

ТЕПЛОТА́, теплоты, мн. нет, жен.

1. отвлеч. сущ. к теплый в 1 знач. Теплота тела. Теплота воздуха.

|| Исходящее от чего-нибудь тепло (см. тепло1 во 2 знач.). «Оно (солнце) своею теплотой огромные дубыи недра согревает.» Крылов.

2. перен. Доброе, сердечное, отзывчивое отношение к кому-чему-нибудь, способность к такому отношению.Он говорил о тебе с большой теплотой. Душевная теплота.

3. Кинетическая энергия, создаваемая движением молекул тела и обусловливающая его нагревание,создающая тепло (см. тепло1 во 2 знач.), то же, что тепло1 во 1 знач. и тепловая энергия (см. тепловой;физ.). Единица теплоты. Лучистая теплота. Теплота парообразования. Животная теплота (см. животный).

Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.

Синонимы – это слова, близкие по значению.

  1. Физкультминутка

Цель: Сохранение здоровья детей, снятие усталости. Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

Проводиться по видео.

Повторяют движения за анимационным персонажем.

 

  1. Работа с текстом

- Продолжаем наше исследование.

- Что мы уже выяснили?
- Возьмите карточку с
Текстом 3. Прочитайте его.
- О чем текст?
- Все ли слова вам понятны?
- Какая часть речи многократно повторяется в тексте?

- В какой форме употреблены глаголы в тексте?

- Ваша задача изменить форму глаголов, поставить их в прошедшее время, и в тетради записать полученный текст.
- Сравните два текста. Какой текст является рецептом салата, а какой – рассказом о приготовлении салата?

- Соотнесите заголовки с текстами: «Салат из творога с картофелем», «Как мы делали салат». Вы сейчас немного побыли волшебниками: всего-навсего изменили форму глагола, и один текст превратили в другой. Какое значение глагола при этом изменилось: о лексическое или грамматическое?

- Итак, подведем итог. Возьмите схему.

- Что мы исследовали сейчас?

- Запишите.

- Какие значения мы рассмотрели?

- Запишите «Имеет значение»

- Что вы запишете про лексическое значение?

- Вернитесь к тексту.

- Во втором тексте можно в предложения подставить подлежащие, но их нет. Почему?

- В предложении «Заправили салат кефиром, сметаной, солью и перцем.» определите и подчерните главные и второстепенные члены предложения.

- Давайте, обобщим, дополните схему.

Мы поняли, как важно понимать значение слова, его состав, форму и признаки для того, чтобы  лучше понимать текст.

- Продолжаем исследование.

- Вы догадались, как по форме глагола определить, где рассказ, а где рецепт.

- А сейчас мы прочитаем необычный текст, который написан от лица собаки.
- Это уже знакомое для вас произведение, замечательного писателя Саши  Черного «Дневник Фокса Микки.

- Мы прочитаем только отрывок «Разные вопросы и мои собачьи мысли»
- Встречались ли незнакомые слова, значения слов, вы не поняли?
- Как вы понимаете значение слова «фоксы»?

- Кто такой Фокс Микки?
- Какие вопросы мучают Фокса Микки?
- Как вы поняли фразеологизм  «глаза на лоб полезли»?

- А почему Фокс не понял фразеологизма?

- Поговорим о глаголах в разном времени из этого текста и их роли.

- Просмотрите отрывок про ответ Зининого папы. В каком времени стоит большинство глаголов?

- А в другом отрывке про фоксов на луне в каком времени употреблено большинство глаголов?

- Почему же в одном рассказе используются глаголы разного времени?  Этот вопрос сложный, кто на него ответит, получит сразу пятёрку.

- Почему в рассказе о том, как «глаза на лоб полезли», используется глаголы прошедшего времени, а в следующей части про фоксов на луне - глаголы настоящего времени?

- А сейчас необычное творческое задание. Представьте себя любым животным и подумайте, как смотрит на наш мир (мир людей) это животное, о чем мечтает, размышляет,  и запишите  2-3 вопроса.

- Спасибо за интересные тексты.

*
(обратить внимание на времена глаголов).

- У слова есть лексическое значение. Оно бывает прямое и переносное. Слова бывают многозначными и однозначными. К словам можно подобрать синонимы и антонимы.

- Глагол.

- Глаголы неопределенной формы.

- в Т.1 дана инструкция к приготовлению салата.
-в Т.2 рассказ о том, как готовили салат.

- Грамматическое значение слова.

- Значение слова.

-Рассмотрели лексическое и грамматическое значения слов.

-Бывает прямое и переносное.

-Второй текст - это рассказ о том, как делали салат. В предложения можно подставить подлежащее (мы или они), но нет смысла повторять в каждом предложении, кто его делал, это были одни и те же люди.

Высказывания учащихся.

- Фокстерьер – порода собак.

- Сильно удивлен.

- Он понял слова во фразеологизме в  прямом значении, а их  используют в переносном.


- В первой части идет рассказ о событии, действия происходят друг за другом (сказал, полезли, видел, прокрался, закатил). Повествование.

- А во втором отрывке, настоящее время говорит, о том, какие бывают события, что обычно происходит. Это не рассказ, а размышление.

Текст 3

Картофель нарезать ломтиками и смешать с творогом. Мелко нарубить яйца и лук. Заправить салат кефиром, сметаной, солью и перцем. Готовый салат украсить зеленью.

Итоговый текст

Картофель нарезали ломтиками и смешали с творогом. Мелко нарубили яйца и лук. Заправили салат кефиром, сметаной, солью и перцем. Готовый салат украсили зеленью.

Текст 3

Разные вопросы и мои собачьи мысли

Текст 3

Разные вопросы и мои собачьи мысли.

Вопросом называется такая строчка, в конце которой стоит рыболовный крючок: вопросительный знак.

Меня мучает пять вопросов:

Почему Зинин папа сказал, что у него «глаза на лоб полезли»? Никуда они не полезли, я сам видел. Зачем же он говорит глупости? Я прокрался к шкафу, сел перед зеркалом и изо всех сил закатил кверху глаза. Чушь! Лоб вверху, и глаза на своем месте.

Живут ли на луне фоксы, что они едят и воют ли они на землю, как я иногда на луну? И куда они деваются, когда лунная тарелка вдруг исчезает на много дней неизвестно куда?.. Микки, Микки, ты когда-нибудь сойдешь с ума!

                    (Саша Черный. Дневник Фокса Микки).

Разные вопросы и мои …… мысли

Вопросом называется такая строчка, в конце которой стоит рыболовный крючок: вопросительный знак.

     Меня мучает …вопроса.
____________________________
____________________________
____________________________

  1. Обобщение выводов.  Составление схемы «Слово»

Цель: Продолжение  работы над восприятием и усвоением нового теоретического материала.

- Уже много говорили о глаголах, какие еще части речи знаете.
- Приведи примеры из текстов.
- Зачем они понадобились? Как ответить на этот вопрос?

- Заполните, пожалуйста, схему.

- К самостоятельным частя речи относятся слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки.

Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Наречие

- Служебные части речи:
Предлог
Союзы

Частицы

        

  1. Включение нового знания в систему знаний

- Рассмотрите вашу схему. Всё ли заполнили?

- Давайте подведем итоги, опираясь на схему, ответим на вопрос, который поставили в начале урока.

«Что мы знаем о словах?»

- Ребята, сегодня мы с вами вспоминали, что знаем о словах. А почему весь урок работали с текстами? (вопрос на 5)

Чтобы хорошо  понимать тексты и уметь их создавать, нужно знать значение слов, понимать, чем является слово ( какой частью речи и каким членом предложения).

Рассказ учащихся о слове.

Главный работник в языке слово. Слово состоит из звуков, которые обозначаются буквами. Каждое слово имеет значение – лексическое. Значение бывает прямым и переносным. У слова бывает лексическое значение и грамматическое. Слово является частью речи, Части речи бывают самостоятельными или служебными. Слово является членом предложения. Члены предложения бывают главными: подлежащее, сказуемое и второстепенными: обстоятельство, определение, дополнение.

Слово играет очень важную роль в устной и письменной речи.

 

  1. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: Совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты. Проанализировать  и дать оценку успешности достижения цели.

Формирование умения осуществлять самооценку совместной учебной деятельности.

Домашнее задание

- Давайте сделаем выводы по нашему исследованию.

- Какую цель мы поставили в начале урока?
- Что поняли, узнали, научились?

- Получилось ли решить поставленные задачи?
- Какой продукт исследования мы получили?
- Пригодиться ли вам схема «Слово» в дальнейшем обучении?

- Схему вы забираете себе, это ваша опора и шпаргалка.

Оценивание учеников.

– У вас на столах лежат листки, на них лесенка. Это ваша лесенка успеха

Оцените себя на уроке:

1-ая ступень – испытал трудности в усвоении нового материала;

2-ая – были сложности, но понял новый материал;

3-ая – сложностей не испытывал, всё было понятно


Цель: Обобщить, что мы знаем о словах.

Задачи:

- рассмотреть слово с разных точек зрения;

- выявить, какую работу выполняет слово в тексте;

- составить схему.

Анализ своей работы.

Приложение Схема «Слов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 г классе УМК « Гармония » «Парные согласные звуки [п],[п’],[б],[б’] и буквы П,п и Б,б» ( с исользованием ИКТ )

Конспект урока по обучению грамоте проведенный  в 1классе.Цель урока: формирование умений различать парные согласные звуки [п],[п;],[б],[б;] и буквы П,п, Б,б. Урок с яркой презентацией....

конспекты уроков по русскому языку на 2 четверть 2 класс ФГОС

развернутые планы конспекты уроков по русскому языку...

Конспект урока по теме "Семейные заботы и традиции" 2 класс ОС "Гармония"

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Семейные заботы и традиции" ОС "Гармония" в соответствии с ФГОС...

Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.

Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...

Конспект урока «Контрольная работа № 7 за 3 четверть» 4 класс УМК"Гармония"

Конспект урока математики «Контрольная работа № 7 за 3 четверть» 4 класс УМК"Гармония"...