Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку "Что мы знаем о словах?" 4 класс УМК Гармония
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

    Тема урока: Что мы знаем о словах?

    Класс: 4 класс

    УМК: «Гармония»

     

    Тип урока: Обобщение и систематизация.

     

    Цель: Систематизировать знания о роли  слова  в речи.

    Задачи:  

    1. развивать умение различать понятия: слово, часть речи, член предложения;
    2. повторить, что главное в слове – его значение, вспомнить с каких точек зрения можно смотреть на слово;
    3. развивать речь, наблюдательность, орфографическую зоркость, память, внимание, мышление;
    4. создать условия для достижения следующих метапредметных результатов:

    Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

    Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; ставить учебные задачи с помощью учителя; учитывать выделенные действия в учебном материале в сотрудничестве со сверстниками и учителем.

    Коммуникативные: работать в паре; слушать и вступать в диалог; высказывать своё мнение; участвовать в коллективном обсуждении.

    Личностные: проявлять уважительное отношение к иному мнению; проявлять познавательный интерес к учебному материалу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_4_klass_umk_garmoniya.docx159.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка 

    Провела: Бардукова Регина Эдуардовна

    Тема урока: Что мы знаем о словах?

    Класс: 4 класс

    УМК: «Гармония»

    Тип урока: Обобщение и систематизация.

    Цель: Систематизировать знания о роли  слова  в речи.

    Задачи:  

    1. развивать умение различать понятия: слово, часть речи, член предложения;
    2. повторить, что главное в слове – его значение, вспомнить с каких точек зрения можно смотреть на слово;
    3. развивать речь, наблюдательность, орфографическую зоркость, память, внимание, мышление;
    4. создать условия для достижения следующих метапредметных результатов:

    Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

    Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; ставить учебные задачи с помощью учителя; учитывать выделенные действия в учебном материале в сотрудничестве со сверстниками и учителем.

    Коммуникативные: работать в паре; слушать и вступать в диалог; высказывать своё мнение; участвовать в коллективном обсуждении.

    Личностные: проявлять уважительное отношение к иному мнению; проявлять познавательный интерес к учебному материалу.

    Оборудование: Интерактивная доска,  презентация к уроку, карточки с заданиями.

    Литература:

    1. УМК «Гармония» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Учебник «Русский язык» для 4 класса. В двух частях. Часть 2. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск. 2012 год.
    2. УМК «Гармония». М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Тетрадь –задачник к учебнику по русскому языку для 4 класса. В трёх частях. Часть 2. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск. 2015 год.

    Технологическая карта урока

    Ресурсы:

    - основные

    -дополнительные

    1. УМК «Гармония» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Учебник «Русский язык» для 4 класса. В двух частях. Часть 2. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск. 2012 год.
    2. УМК «Гармония». М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Тетрадь –задачник к учебнику по русскому языку для 4 класса. В трёх частях. Часть 2. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск. 2015 год.
    3. УМК «Гармония» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Русский язык Методические рекомендации к учебнику и тетради по русскому языку для 4 класса. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск. 2014 год.

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.

    (Содержание учебного материала)

    1. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.

    Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся.

    - Здравствуйте. Сегодня на урок к нам пришли гости. Поприветствуем  их.

     

    - Я вижу, что к уроку вы уже приготовились. Предлагаю сделать еще вот что: давайте закроем на несколько секунд глаза, вспомним о чем-нибудь хорошем и улыбнёмся.

    Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее.

    Да и в любом деле главное – доброе начало.

    Приветствуют. Проверяют рабочее место, настраиваются на работу.

    Пятнадцатое апреля.

    Классная работа.

    (запись в тетради)

    1. Работа со словом. Актуализация знаний о слове.

    Цель: обобщение знаний учащихся по теме: «Слово»

    Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» 

    - Сегодня у нас будет необычный урок. Мы проведем урок-исследование. Вы будете исследователями, а я ваш научный руководитель.

    - Что такое исследование? Как вы это понимаете?

    - Чем занимаются в исследовании?

    - Как вы думаете, с чего начинается исследование?

    - Как правило, исследование начинается с определения темы.

    - И мы начнем наш урок-исследование с определения темы.

    - Ваша задача, прочитать высказывания, дополнить и узнать, о чем идёт речь.

    Это….является подлежащим. Это …. имя существительное в именительном падеже.
    В этом….есть корень, суффикс и нулевое окончание. В этом… 3 гласных и 3 согласных звука и 6 букв. Это ... употреблено в переносном -значении.
    - О чем идет речь во всех высказываниях?

     

    Высказывания учащихся.

    (-поиск нового;

    - изучение какой-либо проблемы и написание научной работы

    - С определения темы исследования.

    - О слове.

     

    1. Формулировка темы урока. Постановка учебной задачи (проблемы)

    Цель: Актуализировать знания и наблюдения детей, формировать тему и задачи урока.

    - Кто может сформулировать тему исследования? 

    -  Я как научный руководитель, считаю, что мы сможем решить следующие задачи исследования:

    Задача 1: Рассмотреть слово с разных точек зрения;

     Задача 2 – будет определена по ходу работы.

    Задача 3:Составить схему.

    - Продуктом исследования будет схема, которую мы заполним по ходу работы. Созданная нами схема будет вашей опорой в дальнейшем изучении русского языка.

    - Для заполнения схемы, нам понадобятся ручки красного, зеленного и синего цвета.

    - Что из литературы нам понадобится для исследования?

    - Итог: сегодня нам с вами предстоит действительно трудная работа. Мы постараемся вспомнить все о главном работнике в языке, рассказать, что вы о нем теперь знаете после 4 лет обучения.

    - «Что мы знаем о словах?»

    - Привести наши знания о слове в порядок.

    - Учебник, словари.

     

    1. Рассуждение и решение поставленной задачи.

    Цель: развивать умение находить новый способ действия

    - Давайте еще раз уточним, кого же мы называем главным работником в языке?

    - Почему?

    - В речи мы выражаем свои мысли и чувства, о чем-то сообщаем, спрашиваем, но делая это, мы должны что-то называть, на что-то указывать. Общаться, обмениваться мыслями мы можем только тогда, когда воспользуемся словами.

    - Возьмите вашу схему, впишите в центральную часть (тему)  «Слово» и отодвиньте её в сторону.

    - Начинаем работу.

    Прочитайте предложение.

    На проталинке прямо перед окном вспыхнул золотой огонёк.

    - Итак, вы дополняли высказывания, которые являются еще и загадкой. В них идет речь об одном слове из этого предложения, догадайтесь, что это за слово? Запишите его в тетради.

    - О каком огоньке идет речь?

    - Это предложение из текста, автором которого является русский писатель - Георгий Алексеевич Скребицкий.

    - Как вы думаете, что увидел автор?

    - Легко ли нам понять, не видя текста, о чем идет речь и в каком значении употребляется слово «огонек»: в прямом или переносном?
    - Откройте учебник на стр. 106, упр. 589. Прочитайте текст.

    - Почему автор называет мать-и-мачеху  золотым огоньком?

    - В каком значении употреблено слово огонёк? Почему?

    - Проверим ответ, прочитав о прямом и переносном значении в упр. 590.

    - Иногда участники разговора не понимают, что какое-то слово употреблено в переносном значении. Такую ситуацию описывает Агния Барто в стихотворении «Разговор с дочкой».  - Прочитайте Текст 2, который лежит у вас на столе.

    - О чем идет речь в тексте?
    - Почему дочка не поняла маму?
    - Скажите, все ли слова вам понятны?

    - Какое слово самое важное в этом тексте?

    - На данном этапе урока, я ставлю перед вами, задачу № 3 - выявить, какую работу выполняет слово в тексте.
    - У каждого слова есть значение.
     Что бывает, если мы не понимаем значение слов?
    - Сможем ли мы понять смысл текста, не понимая значения слов, которые в нем использованы?
    - Как нужно поступить, когда не знаем значение слов?
    - Какое значение в этом тексте имеет слово «теплота»?
    - Обратимся к Толковому словарю и узнаем значения этого слова.

    (читает подготовленный ученик)

    - Прочитайте то значение, в котором слово «теплота» употребляется в тексте.
    - А как поняла значение этого слова дочка?

    - Какой частью речи является слово «теплота»?

    - Слова «теплота» многозначное или однозначное слово? Почему?
    - Если бы мама действительно мерзла, она сказала бы, что ей не хватает тепла. Почему Барто использует слово «теплота», а не «тепло»?

    - Подберите и запишите слова, показывающие отношение людей друг к другу, с тем же суффиксом, что и в слове «теплота», отметьте суффикс.

    доброта, чистота, простота, красота

    - Подберите синонимы к слову теплота.

    - Сделайте вывод, о каком значении слов мы вели речь?

    - Слово.

    Высказывания учащихся.

    - Она яркая, желтая, словно огонек.

    - В переносном значении.

    Ответы учащихся.


    - «Разговор с дочкой»
    - Агния Барто.
    - О разговоре мамы и дочки; о непонимании между мамой и дочкой.


    - Не понятен смысл сказанного, прочитанного.
    -Нет.


    - Спросить у взрослых, найти значение в словаре, в Интернете.
    -
     перен. Доброе, сердечное, отзывчивое отношение к кому-чему-нибудь, способность к такому отношению.


    - Дочка поняла это слово в прямом значении, т.е. о температуре воздуха.
    - Существительное.


    - Многозначное, потому что имеет несколько значений.
    - Речь идет о человеческих чувствах, об отношении друг к другу.

    - Доброта, чистота, простота, красота.

    Синонимы: приветливость, мягкость, нежность, ласковость.

    -Говорили о словарном, т.е., лексическом значении слова.

    Текст 1
    Я увидел весеннее чудо. На проталинке прямо перед окном вспыхнул золотой огонёк. Это был первый цветок мать-и-мачехи.

    По Г. Скрибицкому

    Текст 2

    Разговор с дочкой

    «Мне не хватает теплоты», -

    Она сказала дочке.

    Дочь удивилась: «Мерзнешь ты

    И в летние денечки?»

    «Ты не поймешь, еще мала», -

    Вздохнула мать устало.

    А дочь кричит: «Я поняла!» -

    И тащит одеяло.                                        А. Барто

    Толковый словарь Ушакова

    ТЕПЛОТА это:

    ТЕПЛОТА

    ТЕПЛОТА

    ТЕПЛОТА́, теплоты, мн. нет, жен.

    1. отвлеч. сущ. к теплый в 1 знач. Теплота тела. Теплота воздуха.

    || Исходящее от чего-нибудь тепло (см. тепло1 во 2 знач.). «Оно (солнце) своею теплотой огромные дубыи недра согревает.» Крылов.

    2. перен. Доброе, сердечное, отзывчивое отношение к кому-чему-нибудь, способность к такому отношению.Он говорил о тебе с большой теплотой. Душевная теплота.

    3. Кинетическая энергия, создаваемая движением молекул тела и обусловливающая его нагревание,создающая тепло (см. тепло1 во 2 знач.), то же, что тепло1 во 1 знач. и тепловая энергия (см. тепловой;физ.). Единица теплоты. Лучистая теплота. Теплота парообразования. Животная теплота (см. животный).

    Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.

    Синонимы – это слова, близкие по значению.

    1. Физкультминутка

    Цель: Сохранение здоровья детей, снятие усталости. Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

    Проводиться по видео.

    Повторяют движения за анимационным персонажем.

     

    1. Работа с текстом

    - Продолжаем наше исследование.

    - Что мы уже выяснили?
    - Возьмите карточку с
    Текстом 3. Прочитайте его.
    - О чем текст?
    - Все ли слова вам понятны?
    - Какая часть речи многократно повторяется в тексте?

    - В какой форме употреблены глаголы в тексте?

    - Ваша задача изменить форму глаголов, поставить их в прошедшее время, и в тетради записать полученный текст.
    - Сравните два текста. Какой текст является рецептом салата, а какой – рассказом о приготовлении салата?

    - Соотнесите заголовки с текстами: «Салат из творога с картофелем», «Как мы делали салат». Вы сейчас немного побыли волшебниками: всего-навсего изменили форму глагола, и один текст превратили в другой. Какое значение глагола при этом изменилось: о лексическое или грамматическое?

    - Итак, подведем итог. Возьмите схему.

    - Что мы исследовали сейчас?

    - Запишите.

    - Какие значения мы рассмотрели?

    - Запишите «Имеет значение»

    - Что вы запишете про лексическое значение?

    - Вернитесь к тексту.

    - Во втором тексте можно в предложения подставить подлежащие, но их нет. Почему?

    - В предложении «Заправили салат кефиром, сметаной, солью и перцем.» определите и подчерните главные и второстепенные члены предложения.

    - Давайте, обобщим, дополните схему.

    Мы поняли, как важно понимать значение слова, его состав, форму и признаки для того, чтобы  лучше понимать текст.

    - Продолжаем исследование.

    - Вы догадались, как по форме глагола определить, где рассказ, а где рецепт.

    - А сейчас мы прочитаем необычный текст, который написан от лица собаки.
    - Это уже знакомое для вас произведение, замечательного писателя Саши  Черного «Дневник Фокса Микки.

    - Мы прочитаем только отрывок «Разные вопросы и мои собачьи мысли»
    - Встречались ли незнакомые слова, значения слов, вы не поняли?
    - Как вы понимаете значение слова «фоксы»?

    - Кто такой Фокс Микки?
    - Какие вопросы мучают Фокса Микки?
    - Как вы поняли фразеологизм  «глаза на лоб полезли»?

    - А почему Фокс не понял фразеологизма?

    - Поговорим о глаголах в разном времени из этого текста и их роли.

    - Просмотрите отрывок про ответ Зининого папы. В каком времени стоит большинство глаголов?

    - А в другом отрывке про фоксов на луне в каком времени употреблено большинство глаголов?

    - Почему же в одном рассказе используются глаголы разного времени?  Этот вопрос сложный, кто на него ответит, получит сразу пятёрку.

    - Почему в рассказе о том, как «глаза на лоб полезли», используется глаголы прошедшего времени, а в следующей части про фоксов на луне - глаголы настоящего времени?

    - А сейчас необычное творческое задание. Представьте себя любым животным и подумайте, как смотрит на наш мир (мир людей) это животное, о чем мечтает, размышляет,  и запишите  2-3 вопроса.

    - Спасибо за интересные тексты.

    *
    (обратить внимание на времена глаголов).

    - У слова есть лексическое значение. Оно бывает прямое и переносное. Слова бывают многозначными и однозначными. К словам можно подобрать синонимы и антонимы.

    - Глагол.

    - Глаголы неопределенной формы.

    - в Т.1 дана инструкция к приготовлению салата.
    -в Т.2 рассказ о том, как готовили салат.

    - Грамматическое значение слова.

    - Значение слова.

    -Рассмотрели лексическое и грамматическое значения слов.

    -Бывает прямое и переносное.

    -Второй текст - это рассказ о том, как делали салат. В предложения можно подставить подлежащее (мы или они), но нет смысла повторять в каждом предложении, кто его делал, это были одни и те же люди.

    Высказывания учащихся.

    - Фокстерьер – порода собак.

    - Сильно удивлен.

    - Он понял слова во фразеологизме в  прямом значении, а их  используют в переносном.


    - В первой части идет рассказ о событии, действия происходят друг за другом (сказал, полезли, видел, прокрался, закатил). Повествование.

    - А во втором отрывке, настоящее время говорит, о том, какие бывают события, что обычно происходит. Это не рассказ, а размышление.

    Текст 3

    Картофель нарезать ломтиками и смешать с творогом. Мелко нарубить яйца и лук. Заправить салат кефиром, сметаной, солью и перцем. Готовый салат украсить зеленью.

    Итоговый текст

    Картофель нарезали ломтиками и смешали с творогом. Мелко нарубили яйца и лук. Заправили салат кефиром, сметаной, солью и перцем. Готовый салат украсили зеленью.

    Текст 3

    Разные вопросы и мои собачьи мысли

    Текст 3

    Разные вопросы и мои собачьи мысли.

    Вопросом называется такая строчка, в конце которой стоит рыболовный крючок: вопросительный знак.

    Меня мучает пять вопросов:

    Почему Зинин папа сказал, что у него «глаза на лоб полезли»? Никуда они не полезли, я сам видел. Зачем же он говорит глупости? Я прокрался к шкафу, сел перед зеркалом и изо всех сил закатил кверху глаза. Чушь! Лоб вверху, и глаза на своем месте.

    Живут ли на луне фоксы, что они едят и воют ли они на землю, как я иногда на луну? И куда они деваются, когда лунная тарелка вдруг исчезает на много дней неизвестно куда?.. Микки, Микки, ты когда-нибудь сойдешь с ума!

                        (Саша Черный. Дневник Фокса Микки).

    Разные вопросы и мои …… мысли

    Вопросом называется такая строчка, в конце которой стоит рыболовный крючок: вопросительный знак.

         Меня мучает …вопроса.
    ____________________________
    ____________________________
    ____________________________

    1. Обобщение выводов.  Составление схемы «Слово»

    Цель: Продолжение  работы над восприятием и усвоением нового теоретического материала.

    - Уже много говорили о глаголах, какие еще части речи знаете.
    - Приведи примеры из текстов.
    - Зачем они понадобились? Как ответить на этот вопрос?

    - Заполните, пожалуйста, схему.

    - К самостоятельным частя речи относятся слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки.

    Имя существительное
    Имя прилагательное
    Имя числительное
    Местоимение
    Глагол
    Наречие

    - Служебные части речи:
    Предлог
    Союзы

    Частицы

            

    1. Включение нового знания в систему знаний

    - Рассмотрите вашу схему. Всё ли заполнили?

    - Давайте подведем итоги, опираясь на схему, ответим на вопрос, который поставили в начале урока.

    «Что мы знаем о словах?»

    - Ребята, сегодня мы с вами вспоминали, что знаем о словах. А почему весь урок работали с текстами? (вопрос на 5)

    Чтобы хорошо  понимать тексты и уметь их создавать, нужно знать значение слов, понимать, чем является слово ( какой частью речи и каким членом предложения).

    Рассказ учащихся о слове.

    Главный работник в языке слово. Слово состоит из звуков, которые обозначаются буквами. Каждое слово имеет значение – лексическое. Значение бывает прямым и переносным. У слова бывает лексическое значение и грамматическое. Слово является частью речи, Части речи бывают самостоятельными или служебными. Слово является членом предложения. Члены предложения бывают главными: подлежащее, сказуемое и второстепенными: обстоятельство, определение, дополнение.

    Слово играет очень важную роль в устной и письменной речи.

     

    1. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

    Цель: Совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты. Проанализировать  и дать оценку успешности достижения цели.

    Формирование умения осуществлять самооценку совместной учебной деятельности.

    Домашнее задание

    - Давайте сделаем выводы по нашему исследованию.

    - Какую цель мы поставили в начале урока?
    - Что поняли, узнали, научились?

    - Получилось ли решить поставленные задачи?
    - Какой продукт исследования мы получили?
    - Пригодиться ли вам схема «Слово» в дальнейшем обучении?

    - Схему вы забираете себе, это ваша опора и шпаргалка.

    Оценивание учеников.

    – У вас на столах лежат листки, на них лесенка. Это ваша лесенка успеха

    Оцените себя на уроке:

    1-ая ступень – испытал трудности в усвоении нового материала;

    2-ая – были сложности, но понял новый материал;

    3-ая – сложностей не испытывал, всё было понятно


    Цель: Обобщить, что мы знаем о словах.

    Задачи:

    - рассмотреть слово с разных точек зрения;

    - выявить, какую работу выполняет слово в тексте;

    - составить схему.

    Анализ своей работы.

    Приложение Схема «Слов»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 г классе УМК « Гармония » «Парные согласные звуки [п],[п’],[б],[б’] и буквы П,п и Б,б» ( с исользованием ИКТ )

    Конспект урока по обучению грамоте проведенный  в 1классе.Цель урока: формирование умений различать парные согласные звуки [п],[п;],[б],[б;] и буквы П,п, Б,б. Урок с яркой презентацией....

    конспекты уроков по русскому языку на 2 четверть 2 класс ФГОС

    развернутые планы конспекты уроков по русскому языку...

    Конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные". 4 класс (УМК "Школа 2100")

    Урок построен  с учётом программных требований с использованием занимательного материала. На уроке используется презентация. Перед уроком класс делится на группы и обучающиеся сразу рассаживаются...

    Конспект урока по теме "Семейные заботы и традиции" 2 класс ОС "Гармония"

    Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Семейные заботы и традиции" ОС "Гармония" в соответствии с ФГОС...

    Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.

    Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...