Творительный падеж
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ленченкова Надежда Анатольевна
Урок на районном конкурсе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_uchitel_goda.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

        Урок – детективное расследование

Тема. Творительный падеж имен существительных

Цель: способствовать формированию представлений  об особенностях  имени существительного в форме творительного  падежа.

Познакомить с особенностями творительного падежа, его основными значениями: вопросами, предлогами. Формировать

Задачи:

1.Предметные:

- формировать умения умение сознательно употреблять в речи существительные в творительном падеже;

- совершенствовать умения определять изученные падежи имён существительных,

- отрабатывать умения писать слова с изученными орфограммами.

2.  Метапредметные:

а) познавательные УУД:

-развитие внимания, мышления,  зрительной памяти учащихся;

     б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;

3.  Личностные:

- формирование умения оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся уважение к мнению других.

                                            ХОД УРОКА

I. Организация класса.

        -Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке.

        -Я хочу вам пожелать, чтобы вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь. Желаю всем нам успехов!

II. Сообщение темы и целей урока.

Активизация мотивации.

-Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас в своё детективное агентство.  

Учитель включает фрагмент из мультфильма. Звучит песенка гениального сыщика.

- Ребята, а кто такой сыщик? Чем он занимается?

Мы сегодня станем гениальными сыщиками и проведём «детективное расследование», чтобы ответить на вопрос урока,  пойдём по таинственным следам и, откроем «новые» знания.  

Но должна вас предупредить , ребята, в моём агентстве работают только профессионалы! Скажите мне, какими качествами должны обладать детективы, чтобы в короткие сроки  найти пропажу?

Посмотрите у вас на партах лежат смайлики зеленого и красного цвета. Так как мы сыщики, то работать должны в тишине, поэтому пользоваться будем условными знаками. Зеленый цвет – правильно, я могу сам,  красный – мне трудно, я затрудняюсь, нужна помощь

Эмоциональный настрой.

. Запишите в тетрадях аккуратно число, классная работа

1. Аимяасуёщесатвиётеальноеё

2. – по какой  части речи мы сегодня продолжим расследование?, вы мне скажете сами, зачеркнув все буквы а и ё.

- Что у нас получилось? Какую часть речи будем продолжать изучать?

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о существительном?

Для этого мы составим фоторобот имени существительного.

Добавим особые приметы. Выберите подходящие.

Отвечает на вопросы кто, что

Отвечает на вопросы сколько, какой, какая

Обозначает предмет

Обозначает предмет, признак, действие, явление природы

Изменяется по числам.

Изменяется по родам.

Не изменяется по родам.

Могут быть живыми и неживыми

Могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными

Могут быть нарицательными и собственными

Могут быть  отрицательными и положительными

И ещё изменяются по ……..

Сыщик должен быть внимательным, выясните «Четвёртое лишнее». Посмотрите на записанные  слова, подчеркните лишнее слово и объясните, почему вы сделали такой выбор.

Добро, доброжелатель, творить, доброта

Какое лишнее слово.

Что значит творить?

Где можем узнать значение слова.

У вас на столах выдержки из словаря

Давайте определим значение слова Творить

Творить – создавать что – либо в процессе творческой деятельности. Творчески создавать.

                                                            С.И. Ожегов

Творить – создавать, производить, рождать, делать.

                                                                 Даль В.И.

 Где можно творить? Чем можно творить?

 У нас остались три слова (добро, доброта, доброжелатель)

- Что объединяет эти слова?

-Докажите, что это имя сущ-е!

- Чем они отличаются?  Чем похожи?

Что можно определить у этих слов?

Какое существительное можно подобрать к глаголу.

Творить добро.

Работа над новой темой

Пора начинать следственные действия.

Создание проблемной ситуации:   

Добро, добра, добру, добро, добром.

Чем похожи слова? Это однокоренные слова? Почему?

А теперь нам необходимо Соотнести слова с глаголами  Добро, добра, добру, добро, добром, выделить окончание , определить падеж

Глагол

Вопрос

Существительное

Падеж

Приходит

Что?

Желать

Чего?

Призвать

К чему?

Творить

Что?

Прийти

С чем?

Посмотрите, какая  радуга у нас появилась. Но почему - то она неполная? Как вы думаете. Почему? А где мы встречаем радугу, а когда она появляется?

Какие вопросы ранее мы не задавали к слову. Какой падеж остался не изученным?

-Так какая тема нашего расследования на уроке?  О каком падеже мы будем говорить.

- Как вы думаете, тогда цель нашего расследования какая? 

- Так давайте это узнаем!

2. Знакомство с творительным падежом 

Чтоб от всех не отставать,

Стать сообразительным,

Надо всё теперь понять

В падеже творительном.

Для начала давайте вспомним какие же падежи мы знаем? Давайте послушаем сказку и вставим все недостающие слова.

 «Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать именительный (Кто? Что?). Родился – стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось. Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

Замечательно. Значит сегодня мы с вами говорим о творительном падеже.

   Я – творительный падеж,

Исполнен всяческих надежд.

   – Творите! – Чем?

   – Творите! – С кем?

   Я подскажу вам – нет проблем!

Предлогам  с «перед», «под» , над

В любой момент я очень рад.

– С тем, - заявил Творительный,

  Я только лишь в ладу,

  Кто очень уважительно относится к добру.

Значит, на какие вопросы отвечает творительный падеж?

   Указывает:

на место,

на лицо, с которым совершается или творится действие,

на предмет, с которым совершается действие.

Вспомогательное слово: творю,доволен

Предлоги: над,под,с, за,перед, между

 А что такое добро? А доброта?

V. Физкультминутка      

VI. Закрепление изученного материала. Применение полученных знаний на практике.

А мы продолжаем расследование. И пытаемся все понять про этот таинственный  творительный падеж.

Много пословиц придумано на тему добра. И вот сейчас у нас новое задание Нам необходимо собрать рассыпавшиеся улики в единые предложения.. все они связаны с добром. Вы будете работать в паре. Вам необходимо собрать рассыпав

Жизнь дана на

 добрые дела

На добрый привет

и добрый ответ.

Добра желаешь -

добро и делай

Кто к нам с добром,

 тот его и получит

А теперь найдем предложение, в котором известное нам слово добро встречается в творительном падеже?

Кто к нам с добром, тот его и получит. Давайте запишем пословицу в тетрадь.  Как вы понимаете смысл пословицы.

 Молодцы! Вы действительно настоящие сыщики.

А скажите мне, пожалуйста. Кто ассоциируется у вас со словом добро. Давайте отгадаем загадку.

Осенью, весной, летом и зимой

Кто с тобою рядышком, рядышком с тобой?

В радости любой в горести любой

Кто с  тобою рядом, рядышком с тобой?

На ночь и с утра, нынче и вчера.

Кто тебе желает всякого добра?

Так  Кто же самый добрый человек в вашей жизни?

Мама.

И я предлагаю вам следственный эксперимент. И  мы поймем, все ли мы поняли про творительный падеж и про его друзей, других падежей.

Диагностика результатов.

Прочитаем текст. Про кого он? Сейчас вы вставите пропущенные слова, выделите окончания и определите падеж у пропущенных слов.

Моя мама самая лучшая для меня. Когда мамы нет рядом, мне грустно. Лучшую отметку я подарю маме. Я часто вижу маму во сне. Сегодня мы с мамой пойдем гулять.

Если останется время

Мы выяснили, что слова доброта и мама очень дружат.

Просклоняйте по падежам слово доброта.

VIII. Итог урока. Завершение составления кластера 

-Уважаемые детективы! Выполнили  мы задачи нашего урока?

- Что повторили?

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились?

-Что вызвало особый интерес?  

(ответы учащихся)

- Хотели бы вы и дальше работать в «Детективном агентстве»? (ответы учащихся)

Хочу за вашу работу подарить вам  формулу удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

Начали мы с вами расследование с хорошего настроя, с улыбки, а закончили прекрасным результатом - нашли нашу пропажу! Итак, подведем итоги.     

Творительный падеж

X.  Рефлексия        

- Оцените свою работу и работу ребят на уроке

1.  Мне понравилось …

2. Мне удалось …

3. Я порадовался за …

4. Мне надо ещё поработать над…

Мне тоже очень понравилось с вами работать. Вы очень активные, творческие , умные ребята.  

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта - ни пряник, ни конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрее,

Если будем мы с тобой добрее.

- Спасибо вам за работу, ребята!

Творить – создавать что – либо в процессе творческой деятельности. Творчески создавать.

                                                            С.И. Ожегов

Творить – создавать, производить, рождать, делать.

                                                                 Даль В.И.

«Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать ____________________________________________________

Родился – стал ___________________________________________.

Это имя ему ещё больше понравилось. Он был малышом, ему всё давали, и он стал ______________________________________________.

Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал __________________________________________________________

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал ________________________________________________________________ 

Жизнь дана на

и добрый ответ.

На добрый привет

тот его и получит

Добра желаешь -

добрые дела

Кто к нам с добром,

добро и делай

Моя _____________ самая лучшая для меня. Когда ____________ нет рядом, мне грустно. Лучшую отметку я подарю ____________. Я часто вижу ______________ во сне. Сегодня мы с _____________ пойдем гулять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

Творительный падеж существительных 1 склонения

Методическая разработка урока, презентация к уорку, фотография....

Открытый урок по русскому языку в 4 классе: «Творительный падеж имён существительных»

Цели:1. Учить правильному написанию окончаний имён существительных Т. п. в ударном и безударном положении.2. Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.3. Воспитывать любознательность, интерес ...

Методическая разработка к уроку русского языка. Тема: Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж.

Презентация к уроку русского языка "Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж". 3 класс. УМК "Перспектива". Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина....