Глагол.Что мы уже знаем о глаголе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Соболева Елена Сергеевна

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glagol.doc86.5 КБ
Файл glagol.pptx1.02 МБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

СЛОВО.

ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ГЛАГОЛ

 ЧТО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ О ГЛАГОЛЕ

Тема: Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не

Цели:

– развитие умений находить глаголы в тексте и определять их роль в нём; образовывать неопределённую форму от других форм глаголов, выявлять показатели неопределённой формы;

– совершенствование умений писать глаголы с не, выявлять смысловую нагрузку глаголов с не в тексте.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

1   2   3   1

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Введение в раздел.

Мотивирующий приём.

– Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдёт разговор.

1) – Что вы больше всего любите?

– Люблю действовать.

2) – Что вы больше всего не любите?

– Не люблю предлоги и известную всем частицу.

3) – Что бы вы пожелали ребятам?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы.

 1  3  3  

– Эта часть речи называется … (глагол).

Работа по группам.

– Составьте вопросы по теме урока «Что мы знаем о глаголе» и запишите их на листочках.

– У вас получится  план.

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

III. Углубление изученного.

1   2   4  5   6   1  3   4  

1. Продолжение работы в группах по составленному  плану.

–Обсудим то что вы записали, вспомнили.

2. Понимание названия части речи.

- Предположения детей.

Упр. 230– осмысливаются сведения об истории возникновения названия части речи глагол.

– Прочитайте текст, чтобы ответить на вопрос: что означает это слово – глагол? Почему часть речи получила такое название?

Вопросы после чтения:

– Какое значение было у слова глагол, какое стало?

– Что такое глаголица?

– Какую особенность письма глаголицей вы заметили? (Напоминает рисунок: много петелек, крючков, звёздочки, знаки над строчкой.)

3. Роль глаголов в тексте.

а) Упр. 231 – развивается умение определять тип текста и мотивировать своё мнение.

– Что помогает автору организовать повествование? Что он чаще всего употребляет в своём рассказе?

Это текст-повествование, потому что ключевыми словами являются глаголы, читательское восприятие движется от действия к действию.

б) Упр. 232 – развивается эмоциональная сфера учеников при чтении поэтической зарисовки.

– Как вы думаете, это повествование или описание?

– С помощью каких слов поэт С. Есенин рисует картину утра? (Глаголов.)

– Прочитайте ещё раз одни эти глаголы. В чём их особенность?

(Глаголы характеризуют неодушевлённые предметы как живые существа.)

П Учитель может сообщить, что такое изобразительно-выразительное средство называется олицетворением.

Методическая рекомендация: учителю следует самому прочитать стихотворение, чтобы ученики ещё раз представили картину (можно закрыть глаза). Важно обратить внимание на то, что глаголы не передают здесь действия, а называют состояние, выражают авторское отношение – восхищение, любование красотой, свежестью пробуждающейся природы.

Запись первого предложения по памяти, так как на уроке чтения

стихотворение учили наизусть. Схемы предложений составляются выборочно (можно по вариантам, например, 2-е и 4-е предложение:

в чём сходство и различие этих предложений?) на доске и в тетради.

4. Правописание глаголов с частицей не.

Упр. 233  

а) Упр. 233 – развивается умение определять смысловую нагрузку текста с обилием глаголов с частицей не, преобразовывать глагольную форму из текста в неопределённую.

Ученики читают текст, определяют его особенность.

– Какую роль играют в тексте глаголы с частицей не? (Глаголы с частицей не выступают в роли строгих запретов.)

Ученикам можно дать задание:

– Выпишите глаголы с не в два столбика:

1-й – обозначают действия, связанные с едой;

2-й – обозначают действия, не связанные с едой.

– Образуйте от 2–3 глаголов неопределённую форму.

– Выписать глаголы с частицей не и поставить в неопределённую форму.

IV. Итог урока.

4   4

– Проверьте, какие у вас были вопросы и что мы повторили в ходе урока. Есть ли какие-то различия? Уточним план.

1. Почему часть речи получила такое название – глагол?

2. Какова роль глаголов в тексте?

3. Какую смысловую роль играют в тексте глаголы с частицей не?

4. Как пишутся глаголы с частицей не?

5. Что такое неопределённая форма глагола, как она возникла в русском языке?

– Что вы узнали о глаголе нового?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

VI. Домашнее задание.

 Повторить по учебнику «Русский язык», 3-й кл., об изменении глаголов по временам.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глаголы в предложении. Частица не с глаголами.

Дать познакомить с глаголом как частью речи, выяснить исторический смысл названия части речи, вспомнить неопределенную форму, изменение глаголов, роль в предложении, познакомить с написани...

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Употребление частицы НЕ с глаголами. Правило правописания частицы НЕ с глаголами." (УМК «Школа 2000»)

Цели:1. Ознакомление    с    ролью    частицы и    её    раздельным    написанием    сглаголом....

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ

Методические разработки уроков и сценарии школьных праздников...

Глаголы – исключения. Выбор способа определения спряжения глагола

Знакомство с глаголами-исключениями, овладение разными способами определения спряжения глагола....

русский язык,4 класс(умк "Школа 2100").Роль глаголов в предложении,в речи.Правописание глаголов с частицей НЕ.

русский язык,4 класс(умк "Школа 2100").Роль глаголов в предложении,в речи.Правописание глаголов с частицей НЕ.На уроке проводится работа в парах,прослушивается аудиозапись(Есенин."С добрым утром!"),ис...

План - конспект урока русского языка "Что мы уже знаем о глаголе" 4 класс

Тема: Что мы уже знаем о глаголе.Цель урока: повторение, углубление и обобщение знаний о глаголе, полученных в 3 классе.Задачи урока:1) Развитие умений находить глаголы в тексте и определять их роль в...

Самостоятельная работа. Глагол - повторяем то, что знаем, 4 класс (2 варианта)

Самостоятельная работа. Тема : Глагол, повторяем то, что знаем. 4 класс...