Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тишина Татьяна Александровна

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, УМК "Школа России". Тема урока: "Что такое имя прилагательное". Урок открытия нового.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 27 г. Балаково Тишина Татьяна Александровна

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

Русский язык  2 класс  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тема урока: «Что такое имя прилагательное»

Дидактическая цель: Создать  условия  для формирования  умения определять имя прилагательное.

Тип урока: "открытие" нового  

Задачи:

  1. Формировать представление о прилагательном как части речи, умения задавать вопросы, отличать имена прилагательные от других частей речи, находить их в речи.
  2.  Развивать  познавательный интерес школьников.
  3.  Воспитывать  уважительное отношение к русскому языку, толерантность.

Методы обучения: деятельностный, проблемно-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.

 

Средства обучения:

- Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 2 класса:  2 ч. – М:  «Просвещение», 2017.

- тетрадь

- карточки-задания

- презентация к уроку

 - компьютер, мультимедийный проектор, экран  

 Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Самоопределение к деятельности

Прозвенел звонок.

 Начинается урок.

Будем дальше мы трудиться,

Не зевать и не лениться.

  •  Ребята, а как вы думаете, какие качества нам пригодятся для успешной работы на уроке?
  •  Вы готовы к изучению  новой темы?

Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие.

  • Внимание, трудолюбие, настойчивость, любознательность.

- Готовы

 

самоопределение (Л)

 

целеполагание (П)

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

прогнозировать предстоящую работу (Р)

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

-Отгадайте загадку:

 Идет красавица,

Земли касается,

Где снег был, лед,

Трава цветет.  

-Назовите первую букву в слове весна.

Чистописание.

-Напишем заглавную и строчную букву  «Вв»

Какие звуки обозначаются буквой «в»?

 -Дайте характеристику первому звуку в слове «весна».

  •  Посмотрите на доску – сосчитайте «разбросанные» слова.

Весной, травка, нежная, появилась, зелёная

  • Можно ли группу этих слов назвать предложением?
  • Попробуйте составить из них предложение.

Комментированная запись предложения.

Дети отгадывают загадку (весна)

Ученики  называют букву «в».

Дети аккуратно пишут буквы в тетрадь.

Называют звуки

Дают характеристику первому звуку.

Выполняют  задание

 

- Нет, слова не связаны по смыслу.

- Весной появилась нежная зелёная травка.

 Записывают, объясняя     орфограммы, подбирая проверочные слова.

 

ориентироваться  в своей системе знаний (П)

умение  оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К)

 

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

не бояться собственных (Л)

 

проговаривать последовательность действий на уроке (Р)

III. Постановка учебной  задачи

-Укажите знакомые части речи.

 

- У всех  слов вы смогли указать часть речи?

-Почему?

 - Что же нам нужно сегодня узнать, сформулируйте цель нашего урока.

 

 

Дети находят существительное и глагол.

-   нет

- Встретились слова неизвестной нам части речи (нежная зелёная)

-  Узнать, как   называется новая часть речи, учиться   отличать  её  от других частей речи.

 

умение обнаруживать и формулировать учебную проблему (Р)

 

 осознавать необходимость нового знания (П)

IV.Построение проекта выхода из затруднений.

- В этом нам поможет учебник –  c. 87 № 150

-Прочитайте упражнение, отгадайте загадку. Запишите загадку.

-На какие вопросы отвечают  выделенные слова?

--С какими  словами они связаны по смыслу?

 -Признаки какой части речи     называют выделенные  слова?

-  Как же мы назовём такие слова?

- Проверим свои предположения.  В этом нам поможет правило.      

 

 

Дети читают упражнение, называют отгадку «семья гусей»

-какая? какой? какие?

-папа, мама, детки

 

-имён существительных

-имена прилагательные

 

проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение (Р)

 

умения  сотрудничества со сверстниками, работая в паре (Л)

 

участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания (К)


 отличать новое от уже известного с помощью учителя (П)

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1.Работа с правилом в учебнике, с. 86.

Подчеркните имена прилагательные в загадке.

2. Ребята у вас  на парте лежит  конверт с заданием:

 Этот  …. зверёк живёт в лесу. У него …..уши, …. хвостик. Передние лапы …., а задние ….. . Шубка у зверька летом …., а зимой… .  

-Прочитайте  текст.

-Догадались, о каком животном идёт речь?

- Ребята, мнения ваши разошлись.

-  Загляните в конверт, там есть  картинка. Кто это?

- Вставить пропущенные слова так, чтобы было понятно, что речь идёт о  зайце.

Слова- помощники у вас записаны внизу под картинкой  

( маленький, серая, короткие,   пугливый, белая, длинные, коротенький)

 

-Прочитайте, что у вас получилось? 

-Как называются слова, которые вы вставляли?

- Докажите.

Физминутка для глаз.

-один ученик читает правило, другой -проговаривает (работа в парах)

 

 

Дети читают

 

-заяц

-ученики вставляют пропущенные слова

(работа в    группах)

 Руководители групп  читают  составленные предложения

-имена прилагательные

- отвечают на вопросы: какие? какой? какая? и обозначают признак предмета

 

 

умения  сотрудничества со сверстниками, работая в паре (Л)

 

добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, вычитывать все виды текстовой информации (П)

 

проговаривать последовательность действий  при выполнении заданий (Р)

 

ясно формулировать ответы на вопросы педагога; вносить вклад в работу для достижения общих результатов (К)

VI.Самостоятельная работа с проверкой

Самостоятельная работа с тестовым заданием   (см приложение)

 Взаимопроверка  по  эталону (слайд) и оценивание (критерии оценивания  на слайде).

 

умение  слушать и понимать других (К)

 

определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев (Р)

 

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению, уметь признавать свои ошибки (Л)

 

добывать новые знания: находить ответы на вопросы (П)

VII  Включение в систему знаний и повторение.

1.Чтение «Странички для любознательных», с. 88.

2 Поиграем в игру.

Ученик показывает картинку с изображение предмета: мяч, яблоко, кубик, стол и столик.

Дети работают в паре.

 

Дети называют признаки предметов: величину, цвет, форму, вкус.  

 

умение  слушать и понимать других (К)

 находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт (П)

 умение сотрудничать (Л)

 умение работать в парах (Р)

VIII. Рефлексия учебной деятельности

Итог урока

  •  Какова тема нашего урока?
  • Какую цель перед собой  ставили?
  • Достигли ли поставленной цели?
  • Что у вас получалось сегодня лучше всего?
  • В чем испытали затруднения?

 - Домашнее задание выбери себе сам:

1.  Рабочая тетрадь  «Русский язык», с. 42 № 90.

2.Написать своё полное имя. На каждую букву    имени записать   два прилагательных.  

3.Придумать интересное задание для своих одноклассников по теме «Имя  прилагательное»

Рефлексия

-Оцените свою работу. Напишите, на оценочном листе, что вам дал сегодняшний урок :

Сегодня я узнал…

 Для меня самым трудным было…

Сегодня на уроке мне было…

  •  С каким настроением окончили урок?  Покажите.

- Спасибо за урок.

 - Узнать, как называется новая часть речи,  и научиться определять её среди других частей речи

Учащиеся рассказывают, чему научились.

 

Дети оценивают свою собственную работу на уроке.

Показывают своё настроение смайликом.

 

 

понимать значение новых знаний и делать выводы на основе обобщения знаний (П)

 соотносить результат своей деятельности с целью оценки (Р)

оформлять свои мысли в устной речи

(К)

 уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Л)

СПИСОК использованных материалов:

Печатные:

Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 2 класса:  2 ч. – М:  «Просвещение», 2017.

Канакина В.П. Русский язык: Рабочая тетрадь для 2 класса, часть 2. - М:  «Просвещение», 2017.

ЭОРы: Презентация к уроку, созданная учителем   в программе MicrsoftOffcePowerPoint.

Тест  (карточка)

 1.Выбери верное утверждение:

а) Имя прилагательное - это часть речи

б) Имя прилагательное - это член предложения

в) Имя прилагательное - это часть слова

2. Имя прилагательное отвечает на вопросы:

а)   какой? какая ? какое?

б)   кто? что?

в)   что делает? что сделает?

3. Какой ряд слов состоит только из имён прилагательных?

а) весна, скворец, тёплый, тает

б) кислый, широкий, ласковый, золотой

в) сосна,  нашёл, добрый,  ягодка

4.Запиши прилагательные, противоположные по смыслу:

Близкий - ___________________ кислое - ___________________

узкая - ___________________ маленький -___________________,

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...