Учебное занятие по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бондаренко Светлана Валентиновна

 

Тема: «Имя существительное»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uz_bondarenko_s._v.docx35.56 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

3 класс (1 – 4)

Тип УЗ: закрепления знаний

Тема: «Имя существительное»

Цель: создать условия для продуктивной учебно-познавательной деятельности обучающихся через использование различных методик.

Задачи:

образовательные:  

• закрепить навыки правописания безударных гласных в корне слова;

• учить подбирать проверочные слова различными способами и соотносить проверяемую букву с буквой  проверочного слова;

• показать практическую значимость данной темы.

развивающие:

• развивать познавательную активность и учебно-интеллектуальные умения путем создания проблемных ситуаций;

• орфографическую зоркость, умение пользоваться средствами обучения;

• способствовать обогащению активного словаря обучающихся;

• создавать мотивацию к дальнейшему изучению предмета, практическую направленность;

• продолжать работать над развитием коммуникативных способностей обучающихся через субъект – субъектные отношения.  

воспитательные:   

• воспитывать любовь к природе, ответственность за результаты своего труда, культуру общения.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, доска, учебник, карточки, алгоритм, цветовые сигналы, технологическая карта, снежинки с буквами, картинки: береза, снегирь, синица, сорока, дятел, воробей, клест.

Ход урока:

№ УЭ

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

УЭ 0

Организационный момент

УЭ 0.1.

Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия.

- Доброе утро.

- Меня зовут Светлана Валентиновна.

- Проверьте, все ли готово к уроку русского языка.

- Тихо сядем.

Самоорганизация

Самопроверка Проверка готовности

УЭ 0.2.

Эмоциональный настрой

Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

Создание  эмоционального настроя через самоорганизацию

УЭ 1

Актуализация опорных знаний

УЭ 1.0

Цель: через актуализацию опорных знаний вывести тему и целеполагание урока.

УЭ 1.1

- О каком времени года говорилось в стихотворении? (О зиме)

з * ма                      

- Обратите внимание на слово зима.

- Какая орфограмма пропущена? (Проверяемая безударная гласная в корне слова)

- Как проверить безударную гласную? Вспомним алгоритм (по ходу ведется работа со словом зима).

Алгоритм:

Ставлю ударение

Подчеркиваю безударную гласную

Выделяю корень

Проверяю

- А еще мы должны помнить, что корни в родственных словах пишутся одинаково.

- Назовите корень.

- Так какую же гласную букву напишем в слове зима?

Учебный диалог

Самоосмысление и самовыражение

УЭ 1.2.

Постановка темы урока и целеполагания.

- Над какой темой мы продолжим работу? («Правописание безударных гласных в корне слова»)

- Что мы знаем по теме?

- правило проверки

- Что умеем?

- находить орфограмму в корне;

- проверять ее.

- Для чего нужно знать и уметь?

СЛАЙД 1

Выдвинем гипотезу вместе: если мы научимся правильно проверять безударные гласные а, о, и, е, я в корне слова, то будем грамотно писать.

Значит, цель нашего урока: научиться правильно проверять безударные гласные в корне слова.

 

Самовывод темы и целеполагание урока

Вывод гипотезы и цели урока

УЭ 2

Закрепление знаний

УЭ 2.0.

Цель: отработать знания и умения по теме через выполнение заданий различного характера.

УЭ 2.1.

Работа со словосочетаниями

- Посмотрите на березку. Пушистый снежок засыпал ее. Кто прилетел на березу?

Клест, синица, снегирь, воробей, сорока.

- Какие это птицы? (Зимующие)

- А вы знаете, что красную грудку имеет только самец снегиря? А у сороки самый длинный хвост.

- Птицы предлагают поработать в ППС, чтобы отработать алгоритм.

- Возьмите карточку №1.

- Прочитайте цель. (Отработать умение находить орфограмму и подбирать проверочные слова)

- Прочитайте задание. (Запишите словосочетание. Вставьте пропущенную букву. Устно подберите проверочное слово. Выделите орфограмму)

Г•лодная синичка – 1 в.

Л•сные клесты – 2 в.

- Как будем работать? (В ППС)

- Как проверим работу?

- Выполняйте работу на листке.

- Контрольная пара.

- Просигнальте, кто согласен с контрольной парой зеленый цветом, а кто не согласен – красным. (Коррекция)

- Вы хорошо выполнили задание.

- Знаете ли вы, что синицы названы так не за окраску, а потому, что некоторые издают мелодичный свист: «сии-сии».

- Какое умение отрабатывали?

- Вспомните правило проверки.

Беседа

Работа в парах

Работа по карточке в ППС

Самоосмысление и самовыражение.

Контрольная пара

 

Миниитог

УЭ 2.2.

Работа с предложением.

Цель: научиться находить орфограмму в предложении.

Задание: запишите предложение под диктовку, обозначьте орфограмму. Устно подберите проверочные слова.

- А теперь запишем предложение под диктовку.

Клесты выводят птенцов зимой.

- Какое задание можете предложить по теме урока?

- Назовите слова, в которых вы обозначили орфограмму. (Учитель показывает карточки со словами: кл•сты - клёст, пт•нцов – птенчик, з•мой - зимы)

- Кто согласен? Просигнальте.

- Что помогло в работе? (Алгоритм, правило)

Письмо под диктовку

Работа с цветовыми сигналами

Миниитог

Физминутка

Мы писали и устали

Все мы тихо дружно встали.

Ручками похлопали – 1, 2, 3

Ножками потопали – 1, 2, 3.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем

УЭ 2.3.

Работа над проблемой

- А хотите узнать что-то новое?

- Обратите внимание на слово.

    и          ?             

сл(е)зал          

- Какую букву нужно вставить в слове сл?зал?

- Возникла проблема.

- Давайте попробуем ее решить.

- Можно ли в этом слове написать безударную гласную «и» и «е»? Появляются картинки.

- Достаточно ли знать проверочное слово? (Нет. Нужно знать значение слова)

- Значит, в данном случае одного слова недостаточно, чтобы определить безударную гласную. Понять значение слова можно в словосочетании или предложении.

- Прочитайте предложение и вставьте пропущенные буквы. Докажите.

У Толи братишка пломбир весь слизал, пока тот с друзьями с забора слезал.

- Мы решили проблему? Да. Молодцы.

- Таких слов в русском языке много. Они называются омофонами.

На слайде примеры таких слов:

СЛАЙД 2

примирял (друзей)

примерял (костюм)

Спиши аккуратно, но не спеши.

- Вывод: чтобы правильно вставить безударную гласную, надо знать не только проверочное слово, но и значение самого слова.

Фронтальная работа

Самоосмысление самовыражение

Развитие орфографической зоркости

Работа с предложением у доски

Расширение словарного запаса

Вывод

УЭ 2.4.

Работа над предложениями в малой группе

- Предлагаю поработать в малой группе.

- Прочитайте цель. (закрепить умение работать с текстом, подбирать проверочные слова)

- Прочитайте задание. (вставьте в предложения слова с пропущенными буквами. Подберите проверочные слова, опираясь на тему урока. Озаглавьте текст)

СЛАЙД  3

Помоги птицам!

Зима. Снег укрыл дорожки и тропинки. На березке и сосне пушистые шубки. Трещит мороз.

Холодно и голодно птицам в лесу. Ребята сделали кормушки. Положили хлеб, насыпали зерна. Прилетели к кормушкам снегири, синицы. Поможем птицам зимой!

СЛАЙД 4

- Как озаглавили текст?

- Прочитайте.

- 1 группа назовите слова с безударной гласной и.

- 2 группа назовите слова с безударной гласной е.

- 3 группа назовите слова с безударной гласной о.

- У всех так?

- Птицам не страшен холод, а страшен голод. Как можно помочь птицам в холодную зиму?

- Повесим на березку кормушку для птиц.

- Зачем зимой слетелись птицы на березу? (Ждут от нас помощи)

Вот в этот самый трудный час

Спасенья птицы ждут от вас.

Кормите их! Согрейте!

СЛАЙД  5

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая!

СЛАЙД 6

 «Спасибо вам великое!»      

Работа в малой группе

Воспитательный момент

Беседа

 

УЭ 2.5.

- Со словосочетаниями работали? А с предложениями и с текстом?

Цель: проверить умение правильно слышать орфограмму и проверять ее.

Задание: обозначь безударный гласный в слове правильной буквой.

 - А вы хотите проверить свои знания по теме урока?

- Возьмите карточку №2

- Поставьте прогностическую оценку:

+ - справлюсь

? - сомневаюсь

СЛАЙД 7

Карточка №2

а

о

и

е

я

1

2

3

4

5

- Ребята, я буду называть слова, а вы выберите букву безударного гласного и обозначьте снежинкой.

Снежок, сосна, глаза, тяжелая, свистит.

СЛАЙД 8

- Встаньте, у кого также. Поставьте себе «5».

- У кого совпала отметка с самооценкой? Кто оценил себя + и получил «5»? Поднимите руку. Вы умеете оценивать свою деятельность

- Какое умение отрабатывали? (Умение подбирать проверочные слова. Обратиться к доске)

- Молодцы ребята.

СЛАЙД 9

- Вернемся к гипотезе. Если мы научимся правильно проверять безударные гласные а, о, и, е, я в корне слова, то будем грамотно писать.

- Подтвердилась ли гипотеза? Мы научились правильно проверять безударные гласные в корне слова? Значит, цели мы достигли?

НА ДОСКЕ

- Прочитаем вместе: «Грамоте учиться, всегда пригодится»

- А подходит данная пословица к теме нашего урока? Почему? Докажите.

Тест

Прогностическая оценка

Самоосмысление, самовыражение и самоутверждение

Самопроверка и самооценка

Подтверждение гипотезы и цели урока

УЭ 3

Итог урока

УЭ 3.0

Цель: подвести итог урока.

- Над какой темой сегодня работали на уроке?

- Какое главное умение отрабатывали?

Рефлексия

СЛАЙД 10

- Ответьте словами да или нет на предложения 

- Я все понял на уроке.

- Я вижу орфограмму в словах.

Подведение итога урока через беседу

 

Рефлексия

- Прочитайте слово: СПАСИБО!

- Урок окончен.

Разработала:                                         С. В. Бондаренко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по русскому языку 3 класс УМК Гармония

Методическая разработка урока по предмету "Русский язык" - 3 класс содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательн...

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

Учебное занятие по русскому языку "Имя собственное"

Учебгое занятие по русскому языку  по теме "Имя собственное" проведено на основе произведений К.И.Чуковского...

Разработка учебного занятия по русскому языку "Корень - значимая часть слова"

Цель урока: создание условий для освоения новых знаний по теме «корень слова», научить находить корень и графически обозначать, развивать мышление, внимание, память, развивать речь, развить у учащихся...

Конспект учебного занятия по русскому языку

Конспект учебного занятия по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах"...

Конспект учебного занятия по русскому языку

Тема:"Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный в корне слова"...