Учебное занятие по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бондаренко Светлана Валентиновна

Тема: «Глаголы- синонимы, глаголы - антонимы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uz_bondarenko_s._v._1.docx228.1 КБ
Файл uz_1.pptx704.21 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

3 класс (1 – 4)

Тип УЗ: изучения и первичного закрепления знаний

Тема: «Глаголы- синонимы, глаголы - антонимы»

Цель: формирование умения грамотно использовать в речи глаголы-синонимы, глаголы-антонимы.

Задачи:

образовательные:  

• закрепить определения синонимов и антонимов, знания о глаголе как части речи;

• закрепить умение подбирать к определенным глаголам синонимы и антонимы, умение употреблять их в речи.

развивающие:

• развивать словесно-логическое мышление, познавательную активность и учебно-интеллектуальные умения путем создания проблемных ситуаций;

• развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь обучающихся, орфографическую зоркость;

• способствовать обогащению активного словаря обучающихся;

• создавать мотивацию к дальнейшему изучению предмета;

воспитательные:   

• воспитывать ответственность за результаты своего труда, культуру общения и навыки коллективного сотрудничества.

Оборудование: мультимедийное оборудование, доска, карточки, цветовые сигналы,  жетоны, картинки.

Ход урока:

№ УЭ

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

УЭ 0

Организационный момент

УЭ 0.1.

Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия.

- Доброе утро.

СЛАЙД 1

- Меня зовут Светлана Валентиновна.

- Проверьте, все ли готово к уроку русского языка.

Самоорганизация

Самопроверка Проверка готовности

УЭ 1

Актуализация опорных знаний

УЭ 1.0

Цель: через актуализацию опорных знаний вывести тему и целеполагание урока.

УЭ 1.1

Урок русского языка хочу начать со следующих строк:

Весна пришла, и теплые ладошки

Своих лучей несет во все окошки;

Теплее дни, уже набухли почки,

И ждут свой час зеленые листочки.

- О каком времени года говорится в стихотворении?

- Обратите внимание на рисунок.

- На нем тоже изображена весна.

- Посмотрите на солнышко, какое у него настроение? Радостное, веселое, бодрое.

- Поднимите руку, у кого такое же настроение.

- У меня тоже настроение радостное, бодрое.

- Сейчас наш рисунок не закончен и от вашей работы будет зависеть, как он преобразится в конце урока.

- У вас на партах лежат жетоны. Каждый правильный ответ отмечайте жетоном в виде листочков, лучиков, цветочков и птичек.

- Обратите внимание на доску.

- Прочитайте. Что видите? (Пары слов)

лежать – стоять

засмеялись –хихикнули

открыть – закрыть

грустить – горевать

- Что общего? (Глаголы)

- Докажите.

- А можно ли разделить их на группы? (Есть пары глаголов близкие по смыслу, а есть глаголы противоположные по смыслу)

- Как называются глаголы, близкие по смыслу? (Синонимы)

- Как называются глаголы, противоположные по смыслу? (Антонимы)

- Еще синонимы называют друзьями, а антонимы – спорщиками.

Учебный диалог

Самоосмысление и самовыражение

УЭ 1.2.

Постановка темы урока и целеполагания.

- Над какой темой мы будем  работать сегодня на уроке? («Глаголы – синонимы, глаголы-антонимы»)

- Что должны знать по теме?

- определение синонимов и антонимов

- Что уметь?

- различать глаголы-синонимы и глаголы-антонимы;

- подбирать синонимы и антонимы.

- Для чего нужно это знать и уметь?

СЛАЙД 2

Выдвинем гипотезу вместе: если мы будем различать синонимы и антонимы, правильно употреблять их в речи, то наша речь станет образной, яркой, богатой.

Значит, цель нашего урока: научиться различать и правильно употреблять глаголы-синонимы, глаголы-антонимы

 

Самовывод темы и целеполагание урока

Вывод гипотезы и цели урока

УЭ 2

Закрепление знаний

УЭ 2.0.

Цель: отработать знания и умения по теме через выполнение заданий различного характера.

УЭ 2.1.

Работа над предложением

- Обратите внимание на слова. (Слова записаны на доске)

Блестеть – гореть – сиять - …(светиться, сверкать, блистать)

- Что объединяет эти глаголы?

- Дополните эту группу еще одним глаголом.

- Запишите в рабочий лист.  

- Предлагаю поработать с глаголами-синонимами в предложении.

- Прочитайте предложения.

Улыбнулись зайчата. Улыбнулись зайчихи. Улыбнулись зайцы.

- Что заметили?

- Что можно сделать, опираясь на тему урока?

- Обратите внимание на пары слов. Может быть они помогут.

- Прочитайте получившиеся предложения. (Хихикнули зайчата. Засмеялись зайчихи. Улыбнулись зайцы.) (Мамин - Сибиряк)

- Назовите глаголы.

- Докажите, что глаголы в предложениях являются синонимами?

- Сравните предложения.

- Предложения стали правильными?

Вывод: благодаря синонимам наша речь становится правильной, образной и яркой.

Фронтальная работа

Самоосмысление,

самовыражение

Вывод

УЭ 2.2.

Работа с фразеологизмами над проблемой

- Посмотрите на картинку и надпись к ней.

           

             надуть губы

- Назовите глагол.

- К какой группе слов его можно поместить?

- Возникла проблема.

- Как будем ее решать? (заменим одним словом)

- Что значит надуть губы? (Обидеться, рассердиться)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

- Надуть губы – обидеться.

- Эти выражения близки по смыслу? Значит, к какой группе глаголов отнесем?

- Мы решили проблему?

- Как называются такие словосочетания? (фразеологизмы – устойчивые словосочетания)

 задирать нос

- Рассмотрите картинку и прочитайте надпись.                  

- Предлагаю выбрать глагол – синоним к данному фразеологическому обороту. (Зазнаваться, важничать, обманывать, запомнить)

- Со словом нос встречается много фразеологизмов.

- Какой фразеологизм можно подобрать к глаголам обманывать – водить за нос

запомнить – зарубить на носу

- Чему учились, выполняя задание? (Учились подбирать глаголы-синонимы к фразеологизмам)

Вывод: любой фразеологизм можно заменить синонимом, чтобы понять его значение.

- А может ли один глагол заменить несколько фразеологизмов? Хотите проверить?

Работа с фразеологизмами

Проблемный вопрос

Вывод

УЭ 2.3.

Работа в парах

- Предлагаю поработать в парах.

Слайд 3

- Возьмите карточку №1.

Карточка №1

№ УЭ

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

Цель: закрепить умение подбирать глаголы-синонимы к фразеологизмам.

Задание: замените  группу фразеологизмов близким по значению глаголом, используя слова для справок. Запишите слово.

1.

1. Водить за нос, морочить голову, _______________.

2. Сидеть сложа руки, гонять лодыря, бить баклуши _____________.

Слова для справок: болтать, отругать, обманывать, бездельничать.

Работайте в паре на карточке.

Сверка по «ключу».

«Ключ» на слайде.

- Прочитайте цель.

- Прочитайте задание.

- Контрольная пара у доски.

Слайд 4

- Кто согласен с контрольной парой?

- Так может ли один глагол заменить несколько фразеологических оборотов?

Вывод: оказывается группу фразеологизмов можно заменить глаголами-синонимами

Чем больше мы употребляем в речи синонимов, тем красочнее она становится.

- Не забудьте оценить свою работу.

Работа в парах

Контрольная пара у доски

Вывод

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

УЭ 2.4.

Работа над глаголами – антонимами

- Как называется вторая группа глаголов?

(Антонимы)

- Предлагаю поработать с антонимами.

- Закончите пословицу.

По одежке встр•чают, по уму … (пров•жают).

От страха бл•днеют, а от стыда … (кр•снеют).

- Какая орфограмма пропущена в словах  -глаголах? (пропущена безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением)

- Вспомните правило проверки.

- Запишите пары глаголов-антонимов, вставляя пропущенные буквы.

- Обозначьте орфограмму.

- Какие буквы вставили? Почему?

- Кто согласен? Просигнальте.

- Только ли глаголы бывают антонимами?

- Чтобы это узнать, предлагаю выполнить задание. Будьте внимательны.

И нам с тобой пришел черед

Выполнить задание «Наоборот».

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь …. НИЗКО

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь …. БЛИЗКО

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь …ПОЛ.

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты …. НАШЕЛ

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты …. ХРАБРЕЦ

Теперь НАЧАЛО я скажу.

Ну, отвечай …КОНЕЦ.

Слайд 5

- Мы работали с глаголами. Посмотрите внимательно на пары слов.  Что еще узнали об антонимах?

- Какой части речи не встретили?

- Образуйте имена прилагательные от слов высоко-низко.

- Найдите среди данных слов глаголы-антонимы.

- Только ли глаголы бывают антонимами?

Вывод: антонимами могут быть не только глаголы, но и другие части речи: сущ, прил, наречия

Фронтальная работа

Самоосмысление самовыражение

Развитие орфографической зоркости

Игра «Наоборот»

Самоосмысление

Самовыражение

Учебный диалог

Вывод

УЭ 2.5.

Работа с пословицами

- Используя знания, что антонимами могут быть разные части речи, предлагаю следующую работу.

- Прочитайте предложение.

- Новый враг хуже старых двух.

- Слышали такое высказывание когда-нибудь?

- Чтобы высказывание стало знакомо, предлагаю заменить подчеркнутые слова антонимами.

- Старый друг лучше новых двух.

- Что получилось? (Пословица)

- Как понимаете?

- Предлагаю выполнить аналогичную работу в группах.

Слайд 6

- Возьмите карточку №2

Карточка №2

№ УЭ

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

Цель: закрепить умение подбирать антонимы и использовать их в речи.

Задание: запишите пословицы, заменяя каждое слово антонимами.

1.

Помедлишь – зверей опечалишь.

Работай в группе на карточке

- Прочитайте цель.

- Задание.

Помедлишь – зверей опечалишь.

(Поспешишь – людей насмешишь)

- Определите, кто будет защищать ответ.

- Прочитайте, что у вас получилось?

Слайд 7

- Объясните смысл пословицы.

- Какое умение отрабатывали? (умение подбирать антонимы не только к глаголам, но и к другим частям речи)

- Не забудьте оценить свою работу.

Вывод: чтобы точнее выразить мысль нужно правильно употреблять в речи антонимы.

- Как вы думаете, все ли мы узнали об антонимах?

- Хотите узнать что-то новое?

Работа с предложением 

- Прочитайте предложение.

Улетели снегири, прилетели журавли.

- Найдите глаголы-антонимы.

- Что заметили? (Они однокоренные)

- Чем отличаются? (приставки разные)

- Какой можно сделать вывод? С помощью чего могут образовываться глаголы-антонимы?

- Вывод: от одного корня образовались антонимы при помощи приставок.

- Приведите примеры

Фронтальная работа с пословицей

Работа в группах

Работа консультантов

 

Вывод

Работа с предложением

Вывод

УЭ 2.6.

Проверка знаний

- Хотите проверить свои знания? Предлагаю выполнить тест. Отвечайте «да» или «нет»

Слайд 8

ТЕСТ

  1. Антонимы – слова, противоположные по смыслу.
  2. Синонимы – слова, близкие по значению.
  3. Гонять лодыря – трудиться.
  4. Построить – разрушить – это синонимы.
  5. Входить – выходить – антонимы.

- Поднимите руку, кто выполнил задания без ошибок.

- Молодцы, ребята.

СЛАЙД 9

- Вернемся к предположению: если мы будем различать синонимы и антонимы, правильно употреблять их в речи, то наша речь станет образной, яркой, богатой.

- Подтвердилось ли предположение? Мы научились различать и употреблять в речи глаголы –синонимы, глаголы-антонимы?

Значит, цели мы достигли?

Тест

Подтверждение гипотезы и цели урока

УЭ 3

Итог урока

УЭ 3.0

Цель: подвести итог урока.

- Над какой темой сегодня работали на уроке?

- Какое главное умение отрабатывали?

- Какие фразеологизмы встретились на уроке?

- Назовите. (задирать нос, надуть губы, водить за нос, кривить душой, сидеть сложа руки, гонять лодыря, бить баклуши)

Рефлексия

СЛАЙД 10

- Продолжите фразу.

- Сегодня после урока я расскажу родителям и друзьям …

- Я бы хотел похвалить себя за то, что …

- В начале урока мы говорили о том, что от работы на уроке будет зависеть, как преобразится рисунок весны. Предлагаю каждому украсить рисунок, используя набранные жетоны.

- Обратите внимание, как преобразился рисунок. У нас получилась целостная картина весны.

- Какое настроение у вас сейчас?

Подведение итога урока через беседу

 

Рефлексия

- На память о нашей встрече хочу подарить вам книжку-малышку с информацией о глаголах, которая расширит ваш кругозор.

- А вашей учительнице эту корзинку с подснежниками в знак взаимоуважения и взаимосотрудничества.

- Урок окончен.

Разработала:                                         С. В. Бондаренко


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нижневартовский район Учитель начальных классов Бондаренко Светлана Валентиновна Люблю то, что преподаю, и люблю тех, кому преподаю. Сайт учителя: http://svetabondarenko.ucoz.ru

Слайд 2

Предположение: если мы будем различать синонимы и антонимы, правильно употреблять их в речи, то наша речь станет образной, яркой, богатой. Цель: научиться различать и правильно употреблять глаголы- синонимы, глаголы-антонимы.

Слайд 3

Карточка №1 № УЭ Учебный материал с указанием задания Управление обучением Цель: закрепить умение подбирать глаголы-синонимы к фразеологизмам. Задание: замените группу фразеологизмов близким по значению глаголом, используя слова для справок. Запишите слово. 1. 1. Водить за нос, морочить голову, _______________. 2. Сидеть сложа руки, гонять лодыря, бить баклуши ___________. Слова для справок: болтать, отругать, обманывать, бездельничать. Работай в паре на карточке. Сверка по «ключу». «Ключ» на слайде.

Слайд 4

Проверь себя № УЭ Учебный материал с указанием задания Управление обучением Цель: закрепить умение подбирать глаголы-синонимы к фразеологизмам. Задание: замените группу фразеологизмов близким по значению глаголом, используя слова для справок. Запишите слово. 1. 1. Водить за нос, морочить голову, обманывать. 2. Сидеть сложа руки, гонять лодыря, бить баклуши, бездельничать. Слова для справок: болтать, отругать, обманывать, бездельничать. Работай в паре на карточке. Сверка по «ключу». «Ключ» на слайде.

Слайд 5

Игра «Наоборот» высоко – низко далеко – близко потолок – пол потерял – нашёл трус- храбрец начало - конец высокий – низкий далекий – близкий

Слайд 6

Карточка №2 № УЭ Учебный материал с указанием задания Управление обучением Цель: закрепить умение подбирать антонимы и использовать их в речи. Задание: запишите пословицу, заменяя каждое слово антонимами. 1. Помедлишь – зверей опечалишь. Работай в группе на карточке

Слайд 7

Проверь себя № УЭ Учебный материал с указанием задания Управление обучением Цель: закрепить умение подбирать антонимы и использовать их в речи. Задание: запишите пословицу, заменяя каждое слово антонимами. 1. Помедлишь – зверей опечалишь . Поспешишь – людей насмешишь. Работай в группе на карточке

Слайд 8

Тест 1. Антонимы – слова, противоположные по смыслу. 2. Синонимы – слова, близкие по значению. 3. Гонять лодыря – трудиться. 4. Построить – разрушить – это синонимы. 5. Входить – выходить – антонимы.

Слайд 9

Предположение: если мы будем различать синонимы и антонимы, правильно употреблять их в речи, то наша речь станет образной, яркой, богатой. Цель: научиться различать и правильно употреблять глаголы- синонимы, глаголы-антонимы.

Слайд 10

Рефлексия Продолжите фразу - Сегодня после урока я расскажу родителям и друзьям … - Я бы хотел(а) похвалить себя за то, что …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по русскому языку 3 класс УМК Гармония

Методическая разработка урока по предмету "Русский язык" - 3 класс содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательн...

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

Учебное занятие по русскому языку "Имя собственное"

Учебгое занятие по русскому языку  по теме "Имя собственное" проведено на основе произведений К.И.Чуковского...

Разработка учебного занятия по русскому языку "Корень - значимая часть слова"

Цель урока: создание условий для освоения новых знаний по теме «корень слова», научить находить корень и графически обозначать, развивать мышление, внимание, память, развивать речь, развить у учащихся...

Конспект учебного занятия по русскому языку

Конспект учебного занятия по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах"...

Конспект учебного занятия по русскому языку

Тема:"Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный в корне слова"...