Учебное занятие по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бондаренко Светлана Валентиновна

Тема: «Глагол как часть речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uz_bondarenko_s._v.docx39.16 КБ
Файл uz.pptx1.97 МБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

3 класс (1 – 4)

Тип УЗ: изучения и первичного закрепления знаний

Тема: «Глагол как часть речи»

Цель: создание условий для продуктивной учебно-познавательной деятельности обучающихся через использование различных методик.

Задачи:

образовательные:  

• сформировать понятие о глаголе как части речи;

• сформировать умения выделять глаголы в речи, правильно их использовать.

развивающие:

• развивать познавательную активность и учебно-интеллектуальные умения путем создания проблемных ситуаций;

• развивать орфографическую зоркость, умение пользоваться средствами обучения;

• способствовать обогащению активного словаря обучающихся;

• создавать мотивацию к дальнейшему изучению предмета, практическую направленность.

воспитательные:   

• совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения;

•воспитывать любовь к природе, ответственность за результаты своего труда.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, доска, карточки, «портреты» частей речи, цветовые сигналы, рабочий лист, жетоны, картинки: береза, листочки, птицы, подснежники.

Ход урока:

№ УЭ

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

УЭ 0

Организационный момент

УЭ 0.1.

Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия.

СЛАЙД 1

- Доброе утро.

- Меня зовут Светлана Валентиновна.

- Проверьте, все ли готово к уроку русского языка.

Самоорганизация

Самопроверка Проверка готовности

УЭ 1

Актуализация опорных знаний

УЭ 1.0

Цель: через актуализацию опорных знаний вывести тему и целеполагание урока.

УЭ 1.1

Урок русского языка хочу начать со следующих строк:

Весна пришла, и теплые ладошки

Своих лучей несет во все окошки;

Теплее дни, уже набухли почки,

И ждут свой час зеленые листочки.

- О каком времени года говорится в стихотворении?

- Обратите внимание на картину.

- На ней тоже изображена весна.

- Посмотрите на солнышко, какое у него настроение? Радостное, веселое.

- У меня тоже такое настроение, а у вас?

- Сейчас наша картина не законченная и от вашей работы будет зависеть, как она преобразится в конце урока.

- У вас на партах лежат жетоны. Каждый правильный ответ отмечайте жетоном.

- К нам на урок пришли необычные гости. А кто они, вы узнаете по визитным карточкам, которые сейчас прослушаете.

Представление гостей.

 а) Эта часть речи может превращаться в любые предметы: живые и неживые.

 Как зовут нашего гостя? (Имя существительное)

- Прочитайте слова.

весна

солнце

берёза

птицы

- Что можете сказать о них?

- Докажите, что это имена существительные?

б) Встречайте второго гостя 

 Художницу нашу знает весь свет

 Раскрасит художница всякий предмет.

 Ответит всегда на вопросы такие:

 Какой? Какая? Какое? Какие?

 – Как зовут нашего второго гостя? (Имя прилагательное)

- Обратите внимание на вторую группу слов.

ранняя

яркое

белая

перелётные

- Прочитайте.

- Что можете сказать об этих словах?

- Соберите «портрет» прилагательного.

- Связаны ли имена существительные и имена прилагательные между собой?  

- Докажите.  (читают словосочетания)

- Что образовалось? (словосочетания)

 в) Встречайте третьего гостя 

 Я, страшное дело, какой деловой,

 В любые дела ухожу с головой.

 Задачи решаю, на скрипке играю,

 И чисто – пречисто весь двор подметаю.

- Как зовут нашего третьего гостя? (Глагол)

- Вы обратили внимание, какой трудолюбивый глагол. Желаю вам быть такими же трудолюбивыми на уроке, как глагол.

- Прочитайте слова.

пришла

светит

стоит

летят

- К какой части речи они относятся?

- Докажите, опираясь на схему.

Глагол

часть речи

 

действие предмета

                   

что делать? что сделать?

 

сказуемое

- Глаголы могут отвечать не только на вопросы в неопределенной форме, но и на другие. Например: что сделал? Что делает? Что делают?

- Как вы думаете, а существительное с глаголом связаны между собой? (Грамматическая основа предложения и словосочетание с существительным в косвенном падеже)

- Составьте из данных слов предложение. (названное предложение записывается на доске и подчеркивается грамматическая основа)

Пришла весна.

Светит солнце.

Стоит береза.

Летят птицы.

- Запишите первое предложение в рабочий лист и подчеркните грамматическую основу.

- Каким членом предложения является глагол? (сказуемым)

 

Самоосмысление

Беседа о весне

Фронтальная работа

«Визитные» карточки частей речи

Миниитог

Миниитог

Самоосмысление

Схема-опора

Самоосмысление

Работа с предложением

УЭ 1.2.

Постановка темы урока и целеполагания.

- Назовите тему урока? («Глагол как часть речи»)

- Запишите в рабочем листе.

- Что мы должны знать по теме?

- части речи и их отличительные признаки

- Что уметь?

- отличать глагол от других частей речи;

- подбирать и правильно употреблять глаголы в предложении, речи.

- Для чего нужно это знать и уметь?

СЛАЙД 2

Выдвинем гипотезу (предположение) вместе: если мы будем знать отличительные признаки глагола, то сумеем отличить глагол от других частей речи

Значит, цель нашего урока: научиться находить глагол среди других частей речи и правильно его использовать в речи.

 

Самовывод темы и целеполагание урока

Вывод гипотезы и цели урока

УЭ 2

Закрепление знаний

УЭ 2.0.

Цель: отработать знания и умения по теме через выполнение заданий различного характера.

УЭ 2.1.

Работа в группах

- Предлагаю поработать в группах по теме урока.

- Сейчас вы объединитесь в группы и определитесь, кто будет защищать ответ.

- Возьмите карточку №1

Карточка №1

№ УЭ

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

Цель: научиться различать части речи.

Задание 1 группе: найдите и подчеркните среди данных  слов имена существительные

Задание 2 группе: найдите и подчеркните среди данных  слов имена прилагательные

Задание 3 группе: найдите и подчеркните среди данных  слов глаголы

1.

Зелень, в•с•лить, синий, з•л•неть, синева, зелёный, весёлый, пос•неть, веселье.

Работайте в группе.  

- Прочитайте цель.

СЛАЙД 3

- Прочитайте задание.

 (на доске появляются группы слов и каждая группа доказывает, что это имена сущ., прил., гл.)

- Кто согласен?

- Что объединяет слова каждой строчки? (Однокоренные, родственные слова)

- Какая орфограмма пропущена в словах  -глаголах? (пропущена безударная гласная в корне слова)

- Вспомните правило проверки.

- А какую группу слов предлагаете записать в рабочий лист?

- Запишите глаголы, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

- Какие буквы вставили? Почему? (проверка проводится по карточкам. Учитель поднимает карточку с обозначенной орфограммой, а ученики доказывают)

- Кто согласен? Просигнальте.

- Какое умение отрабатывали?

- Не забудьте оценить свою работу жетоном.

Работа в группах

Развитие орфографической зоркости

Самоосмысление и самовыражение.

Миниитог

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

УЭ 2.2.

Работа над проблемой

- Весной обновляется вся природа.

- А ваши знания обновляются?

- Хотите узнать что-то новое?

- Обратите внимание на слово.

    печь

- К какой группе вы отнесете данное слово?

- Возникла проблема.

- Давайте попробуем ее решить.

- Значит, в данном случае одного слова недостаточно, чтобы определить какой частью речи является слово. Понять значение слова можно в словосочетании или предложении.

- Прочитайте предложение и подчеркните главные члены предложения, чтобы доказать какой же частью речи является слово печь.

В избе стояла русская печь.

Сегодня мама будет печь пироги. (Составное глагольное сказуемое состоит из глагола будет)

- О чем говорится в предложении?

- Что говорится?

- Мы решили проблему? Да. Молодцы.

- Как узнать значение слова?

СЛАЙД 4-5

- Таких слов в русском языке много. Они называются омоформами.

- Прочитаем хором, а что такое омоформы?

На слайде примеры таких слов:

пила пилит              белое покрывало

пила молоко            всю землю покрывало

- Вывод: чтобы правильно определить значение слова и часть речи, необходимо составить (прочитать) словосочетание или предложение.

Фронтальная работа

Самоосмысление самовыражение

Расширение словарного запаса

Вывод

УЭ 2.3.

Работа с текстом в парах.

- Весной ярче светит солнце, тает снег, и распускаются первые цветы.

- Давайте дополним предложения о весне и цветах, подходящими по смыслу глаголами, чтобы получился текст.

- Предлагаю поработать в парах.

- Возьмите карточку №2

Карточка №2

№ УЭ

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

Цель: проверить умение правильно использовать глаголы в предложениях.

Задание: подберите и вставьте в предложения подходящие по смыслу глаголы.

1.

_________ ранняя весна. Солнышко __________ лес.  _________  первые проталины. _________ звонкие ручьи. В тиши леса __________ первые подснежники – вестники весны. Сохраним их!

Слова для справок: проснулись, пришла, побежали, разбудило, появились.

Работайте в паре на карточке.

Сверка по «ключу».

«Ключ» на слайде.

- Прочитайте цель.

- Задание.

СЛАЙД 6

- Контрольная пара отвечает. (обратить внимание, с какой буквы записано начало предложения! Если с маленькой - сделать коррекцию!)

- Кто согласен?

СЛАЙД 7

- Прочитайте еще раз слова, которые вы вставили.

- Какой частью речи они являются?

- Почему?

- Оцените свою работу (жетоны).

- Какое умение отрабатывали?

- Прочитайте последнее предложение хором.

- Почему нужно беречь подснежники?

- Подснежники занесены в Красную книгу России, поэтому их надо беречь! Обратите внимание  на Красную книгу, куда занесены редкие растения нашей страны. А знаете ли вы, что существует и Черная книга, куда занесены исчезнувшие с лица земли растения.

Работа в парах с текстом

Контрольная пара

Миниитог

УЭ 2.4.

Проверка знаний

- Предлагаю проверить свои знания по теме урока.

Цель: проверить умение отличать глагол от других частей речи.

Задание: ответьте словами «да» или «нет», прослушав предложения.

- Я буду читать предложения, а вам необходимо ответить вы согласны или нет.

СЛАЙД 8

1. Глагол – это часть слова. (Нет)

2. Глагол обозначает действие предмета. (Да)

3. Глаголы отвечают на вопросы: что делать? Что сделать? (Да)

4. Красивый, белая, ранняя – глаголы. (Нет)

5. Появилось, прилетят, засвищут – слова, обозначающие действие предмета. (Да)

 - Поднимите руку, кто выполнил задания без ошибок.

- Молодцы, ребята.

СЛАЙД 9

- Вернемся к гипотезе. Если мы будем знать отличительные признаки глагола, то сумеем отличить глагол от других частей речи

- Подтвердилась ли гипотеза? Мы научились отличать глагол от других частей речи?

- Назовите отличительные признаки глагола.

Значит, цели мы достигли?

Тест через обратную связь

Самосомысление и самовыражение

Подведение итога

Подтверждение гипотезы и цели урока

УЭ 3

Итог урока

УЭ 3.0

Цель: подвести итог урока.

- Подведем итог урока

- Над какой темой сегодня работали на уроке?

- Какие умения отрабатывали?

Рефлексия

СЛАЙД 10

- Продолжите фразу.

- Сегодня после урока я расскажу родителям …

- Я бы хотел похвалить себя за то, что …

- В начале урока мы говорили о том, что от работы на уроке будет зависеть, как преобразится картина весны. Предлагаю каждому украсить картину, используя набранные жетоны в виде березовых листочков, лучиков солнца, цветов и птиц.

- Посмотрите, как преобразилась картина весны, благодаря вашим знаниям и умениям на уроке.

Глагол – серьезная часть речи,

Она заставит действовать нас всех:

Читать, писать, спрягать и обеспечит

Нам с вами в жизни только лишь успех.

Подведение итога урока через беседу

 

Рефлексия

- На память о нашей встрече хочу подарить вам книжку-малышку с информацией о глаголах, которая расширит ваш кругозор.

- А вашей учительнице эту корзинку с подснежниками в знак взаимоуважения и взаимосотрудничества.

- Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нижневартовский район Учитель начальных классов Бондаренко Светлана Валентиновна Люблю то, что преподаю, и люблю тех, кому преподаю. Сайт учителя: http://svetabondarenko.ucoz.ru

Слайд 2

Предположение: если мы будем знать отличительные признаки глагола, то сумеем отличить глагол от других частей речи. Цель: научиться находить глаголы среди других частей речи и правильно использовать их в речи.

Слайд 3

Цель: научиться различать части речи. Задание 1 группы: найдите и подчеркните среди данных слов имена существительные. Задание 2 группы: найдите и подчеркните среди данных слов имена прилагательные. Задание 3 группы: найдите и подчеркните среди данных слов глаголы. Зелень, в  с  лить , синий, з  л  неть , синева, зелёный, весёлый, пос  неть , веселье.

Слайд 4

Слова - омоформы пила пилит пила молоко

Слайд 5

Слова - омоформы Белое покрывало всю землю покрывало.

Слайд 6

_________ ранняя весна. Солнышко _________ лес. _________ первые проталины. _________ звонкие ручьи. В тиши леса _________ перв ые подснежники – вестники весны. Сохраним их! Слова для справок: проснулись, пришла, побежали, разбудило, появились.

Слайд 7

Весна. Пришла ранняя весна. Солнышко разбудило лес. Появились первые проталины. Побежали звонкие ручьи. В тиши леса проснулись перв ые подснежники – вестники весны. Сохраним их!

Слайд 8

Тест 1. Глагол – это часть слова. 2. Глагол обозначает действие предмета. 3. Глаголы отвечают на вопросы: что делать? Что сделать? 4. Красивый, белая, ранняя – глаголы. 5. Появилось, прилетят, засвищут – слова, обозначающие действие предмета.

Слайд 9

Предположение: если мы будем знать отличительные признаки глагола, то сумеем отличить глагол от других частей речи. Цель: научиться находить глаголы среди других частей речи и правильно использовать их в речи.

Слайд 10

Рефлексия Продолжите фразу Сегодня после урока я расскажу родителям… Я бы хотел(а) похвалить себя за то, что …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по русскому языку 3 класс УМК Гармония

Методическая разработка урока по предмету "Русский язык" - 3 класс содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательн...

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

Учебное занятие по русскому языку "Имя собственное"

Учебгое занятие по русскому языку  по теме "Имя собственное" проведено на основе произведений К.И.Чуковского...

Разработка учебного занятия по русскому языку "Корень - значимая часть слова"

Цель урока: создание условий для освоения новых знаний по теме «корень слова», научить находить корень и графически обозначать, развивать мышление, внимание, память, развивать речь, развить у учащихся...

Конспект учебного занятия по русскому языку

Конспект учебного занятия по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах"...

Конспект учебного занятия по русскому языку

Тема:"Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный в корне слова"...