Учебное занятие по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Бондаренко Светлана Валентиновна

Тема урока: «Части речи. Повторение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus.yaz_._po_teme_chasti_rechi.docx40.34 КБ
Файл chasti_rechi.pptx2.02 МБ
Файл tablitsy.docx22.46 КБ
Файл lestnitsa_uspeha.docx154.91 КБ
Файл pamyatka.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 4 классе.

Тема урока: «Части речи. Повторение».

Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи.

Задачи: обобщать и систематизировать  знания о частях речи; развивать умения устанавливать связи между ними, сравнивать их  по  существенным признакам, распознавать и правильно употреблять в речи.

Планируемые результаты.
Метапредметные:

- регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, корректировать свою деятельность;

- коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению в ходе парной и коллективной работы под руководством учителя, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других;

- познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах  и преобразовывать ее из одной формы в другую, строить рассуждения;

-личностные: эмоциональность, умение чувствовать красоту и выразительность речи, интерес к изучению языка.
Предметные результаты: 

- умение распознавать части речи;

- умение определять  морфологические признаки частей речи, обобщать и классифицировать их;

- находить и различать части речи в предложениях. 

Формы работы обучающихся: фронтальная, в паре.
Необходимое техническое оборудование: компьютер  для учителя, таблица «Части речи», памятка, карточка, презентация.

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность).

СЛАЙД 1

Долгожданный дан звонок –

Начинаем наш урок.

На уроке мы опять,

Что-то будем изучать,

Узнавать и развиваться,

Новой цели добиваться.

- Садитесь

 СЛАЙД 2

Девиз «Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»        (М. Горький)

- Почему сегодня у нас такой девиз?

- А вы хотите стать сильнее?

- Вы готовы к работе? Тогда в путь!

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

СЛАЙД 3

- Прочитайте слова. Какое задание хотели бы выполнить?

Прелес…ный, проб…гал, чес…ный, к берё..ке³, нак..рмили, гиган…ский, тра…ка,  дроз…, нагр…дить.

- По какому признаку можно разделить слова на группы?

- Запишите слова, распределив на группы по общему признаку.

- Какая орфограмма объединяет каждую группу?

- Что обозначает цифра 3?

- Выполните задание, опираясь на памятку.

- Что помогло выполнить задание?

- Значит, чем мы сегодня будем заниматься?

СЛАЙД 4

- Сформулируйте тему урока и цель урока.

- Чтобы открыть для себя новые знания, нужно вспомнить изученный материал.

- Давайте вспомним, на какие группы делятся части речи?

- Назовите самостоятельные и служебные части речи.

- Какая часть речи имеет постоянные категории, такие как собственные и нарицательные? (им. сущ.)

- Какая часть не имеет постоянных признаков? (им. прил.)

- Какая часть речи изменяется по временам? (гл)

- Какие части речи в предложении являются подлежащим? (им. сущ., местоимение)

СЛАЙД 5

- У нас получился кластер «Части речи»

3. Наблюдение и осмысление

- Предлагаю проверить, хорошо ли вы умеете различать самостоятельные части речи.

СЛАЙД 6

- Определите часть речи следующих слов:

печь

пила

больной

- Докажите свое мнение.

- Придумайте предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи.

Мама поставила пирожки в печь. Микроволновая печь сломалась.

Девочка научилась печь вкусные пирожки.

Бревно пила распилила в два счета.

Девочка пила молоко.

Больной ребенок лежал дома.

Больной отказывался от лечения.

Пробное действие

- Опираясь на знания, выполните задание, работая в паре.

СЛАЙД 7

- Спишите предложение и укажите часть речи над каждым словом.

Присяпала колявая калуша.

- У кого возникли трудности?

- Давайте подумаем, какими частями речи могут быть эти непонятные слова. Учитель, в случае затруднения ответов детей, задает наводящие вопросы:

- На какой вопрос отвечает слово?

- Сделайте вывод: что помогло определить части речи?

Самоконтроль с самопроверкой по эталону

Ребята, все предыдущие задания мы выполняли вместе, а сейчас покажите свои знания, выполнив самостоятельную работу в карточке.

- Возьмите карточку.

- Прочитайте цель.

- Прочитайте задания

- Выберите себе одно задание – 1, 2 или  3 уровня и приступайте к работе.

Карточка №1

№ УЭ

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

Цель: закрепить умение различать самостоятельные части речи.

1.

Задание: вставьте пропущенные буквы и укажите части речи.

Работайте самостоятельно на карточке.

Сверка по «ключу».

«Ключ» на карточке.

Рож..., мощ...ный, друз…я, скуч…ет, ч…рный, быстро.

Сделай вывод: как определить часть речи?

2.

Задание: вставьте пропущенные буквы. В каждой строчке найди лишнее слово и определи части речи.

Работайте самостоятельно на карточке.

Сверка по «ключу».

«Ключ» на карточке.

  • Б…реза, пч…ла, ле…кий, м…лина;

  • З…лёная, соч…ная, ж…вёт, праз…нич…ный;

  • П…лзет, ж…леет, уч…ник, к…чает.

Сделай вывод: как найти лишнее слово? Докажите.

3.

Задание: от данных слов образуйте однокоренные прилагательные, глаголы, наречия.

Работайте самостоятельно на карточке.

Проверь у учителя

Веселье, __________________, ____________________, __________________.

Шум, __________________, ____________________, __________________.

Скука, __________________, ____________________, __________________.

Сделай вывод: что помогло справиться с заданием?

Спасибо за работу!

- Кто справился без ошибок?

- Кому было легко?

- Кому трудно?

- Что помогло справиться с заданиями?

СЛАЙД 8

4. Итог урока

Игра «Веришь - не веришь».
1.Имя существительное имеет спряжение (нет)
2.Имя прилагательное обозначает признак предмета (да)
3.Предлог это самостоятельная часть речи (нет)
4.Имя числительное отвечает на вопрос который? (да)
5.Глагол имеет склонения (нет)

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

- Исследование, какой темы вели на уроке? (самостоятельные части речи)

- Удалось решить поставленную задачу? (научиться распознавать самост. ч. р.)

Знаете ли вы отличительные признаки самостоятельных частей речи?

Умеете ли вы различать их в тексте, в речи?

- Какие получили результаты?

- Где можно применить новые знания? (при выполнении упражнений, при выполнении морфологического разбора, при написании изложений и сочинений и др. заданий связанных, со знанием частей речи)

Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.

- Вспомните, с каких слов мы начали урок?

- Чему научились?

5. Рефлексия

СЛАЙД 9

Лесенка успеха:(Приложение 2)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/663216/img1.jpg

Слайд 10

6. Д. з.

Правила стр. 68, 69

стр. 70 №116

стр. 70 № 117

стр. 70 № 118

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что умеете дружно трудиться,

И знание точно уж вам пригодится.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Успехов в учёбе, активности, сотрудничества! Двадц а ть вт о рое о кт я бря. К ла сс н ая р а бот а. 1

Слайд 2

«Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь» (М. Горький) МОРФОЛОГИЯ 2

Слайд 3

Прелес … ный , проб… гал , чес… ный , к берё .. ке ³, нак .. рмили , гиган … ский , тра … ка , дроз …, нагр … дить . 3

Слайд 4

Цель Уточнение и пополнение знаний и умений о частях речи, развитие УУД . Задачи Называть и различать части речи. 2. Находить их признаки. 3. Упражняться в определении частей речи 4. Решение проектной задачи 4

Слайд 5

Кластер «Части речи» САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Гла гол Предлог Союз 5

Слайд 6

6 печь пила больной

Слайд 7

Присяпала колявая калуша . 7 Пробное действие

Слайд 8

Игра «Веришь - не веришь». 1.Имя существительное имеет спряжение 2.Имя прилагательное обозначает признак предмета 3.Предлог это самостоятельная часть речи 4.Имя числительное отвечает на вопрос который? 5.Глагол имеет склонения 8

Слайд 9

9

Слайд 10

Домашнее задание Правила стр. 68, 69 стр . 70 № 116 стр. 70 № 117 стр. 70 № 118 10

Слайд 11

Молодцы! Спасибо за урок! 11



Предварительный просмотр:

МОРФОЛО

Г

ИЧ

Е

С

КИЕ

 ПРИЗ

НАКИ

ОБОЗНАЧАЕТ

ПРЕДМЕТ

ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ

КТО? ЧТО?

ИЗМЕНЯЕТСЯ

ПО ЧИСЛАМ (в ЕД. и МН.);

ПО ПАДЕЖАМ

(в И., Р., Д., В.,Т., П.)

ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ

РОД (М., Ж., СР.), СКЛОНЕНИЕ

(1-е, 2-е, 3-е СКЛ.)

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

ПОДЛЕЖАЩЕЕ (ГЛ. ЧЛ. ПР.)

ДОПОЛНЕНИЕ и ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

(ВТ. ЧЛ. ПР.)

МОРФОЛО

Г

ИЧ

Е

С

КИЕ

 ПРИЗ

НАКИ

ОБОЗНАЧАЕТ

 ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ?

ИЗМЕНЯЕТСЯ

ПО ЧИСЛАМ (в ЕД. и МН.)

ПО ПАДЕЖАМ (в И., Р., Д., В.,Т., П.)

ПО РОДАМ (В ЕД. Ч)

ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ

---------------------------------

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(ВТ. ЧЛ. ПР.)

МОРФОЛО

Г

ИЧ

Е

С

КИЕ

 ПРИЗ

НАКИ

ОБОЗНАЧАЕТ

 ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА

ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ

ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

ИЗМЕНЯЕТСЯ

ПО ВРЕМЕНАМ

(П., Н., Б. вр.)

 ПО ЧИСЛАМ (в ЕД. и МН. ч)

ПО ЛИЦАМ (1-е,2-е,3-е Л.  – только в Н.и Б. вр.)

ПО РОДАМ (в М., Ж., СР.) только в П. вр.  в ЕД. ч.)

ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ

СПРЯЖЕНИЕ (I, II, III спр.)

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

СКАЗУЕМОЕ (ГЛ. ЧЛ. ПР.)

МОРФОЛО

Г

ИЧ

Е

С

КИЕ

 ПРИЗ

НАКИ

ОБОЗНАЧАЕТ

 УКАЗЫВАЕТ НА ПРЕДМЕТ, НЕ НАЗЫВАЯ ЕГО

ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ

КТО? ЧТО?

ИЗМЕНЯЕТСЯ

ПО ЧИСЛАМ (в ЕД. и МН. ч)

ПО РОДАМ (в М., Ж., СР. –  только в 3 Л. в ЕД. ч.)

ПО ПАДЕЖАМ

(в И., Р., Д., В.,Т., П.)

ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ

ЛИЦО (1-е, 2-е, 3-е Л.)

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

(ГЛ. ЧЛ. ПР.)

ДОПОЛНЕНИЕ и ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

(ВТ. ЧЛ. ПР.)

МОРФОЛО

Г

ИЧ

Е

С

КИЕ

 ПРИЗ

НАКИ

ОБОЗНАЧАЕТ

КОЛИЧЕСТВО ПРЕДМЕТОВ

ПОРЯДОК ПРЕДМЕТОВ ПРИ СЧЁТЕ

ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ

СКОЛЬКО?

КОТОРЫЙ ПРИ СЧЁТЕ?

ИЗМЕНЯЕТСЯ

ПО ПАДЕЖАМ

(в И., Р., Д., В.,Т., П.) (ПОРЯДКОВЫЕ И КОЛИЧ. ЧИСЛ.)

ПО ЧИСЛАМ (в ЕД. и МН. ч) (ПОРЯДКОВ. ЧИСЛ.)

ПО РОДАМ (в М., Ж., СР. –  ПОРЯДКОВ. ЧИСЛ.. только в ЕД. ч.)

ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ

РАЗРЯД

КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ИЛИ ПОРЯДКОВОЕ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

(ГЛ. ЧЛ. ПР.)

ДОПОЛНЕНИЕ,  ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(ВТ. ЧЛ. ПР.)

ОБОЗНАЧАЕТ

НЕ ОБОЗНАЧАЕТ

ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ

НЕ ОТВЕЧАЕТ

ИЗМЕНЯЕТСЯ

НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ

ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ

НЕ ИМЕЕТ

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

НЕ ИМЕЕТ

ОБОЗНАЧАЕТ

НЕ ОБОЗНАЧАЕТ

ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ

НЕ ОТВЕЧАЕТ

ИЗМЕНЯЕТСЯ

НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ

ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ

НЕ ИМЕЕТ

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

НЕ ИМЕЕТ



Предварительный просмотр:

лес успеха

лес успеха

лес успеха

лес успеха

лес успеха

лес успеха

лес успеха

лес успеха

лес успеха

лес успехалес успеха

лес успеха

лес успеха

лес успеха

лес успеха

лес успеха

лес успеха

лес успеха

лес успеха

лес успеха

лес успеха

лес успеха

лес успеха



Предварительный просмотр:

Памятка

Морфологический разбор имени существительного.

1.Часть речи.

2.Начальная форма (им.п., ед.ч.).

3.Постоянные признаки:

- собственное или нарицательное;

- одушевлённое или неодушевлённое;

- род;

- склонение.

4. Непостоянные признаки:

- падеж;

- число.

5. Роль в предложении.

Лёгкий морозец покрывает лужицу

тонким ледком.

Образец

  1. Морозец – сущ. (что?)
  2. Н.ф. - морозец
  3. Нариц., неодуш., м.р., 2 скл., в И.п., в ед.ч.
  4. Подлежащее.
  1. Лужицу – сущ. (что?)
  2. Н.ф. - лужица
  3. Нариц., неодуш., ж.р., 1скл., в В.п., в ед.ч.
  4. Дополнение.

Морфологический разбор глагола.

1.Часть речи.

2.Начальная форма.

3.Постоянные признаки:

- спряжение;

4. Изменяемые признаки:

- число;

- время;

- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);

- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).

5. Роль в предложении.

Мы уходим всё дольше и дальше в лес.

Образец

  1. Уходим – глаг. (что делаем?)
  2. Н.ф.- уходить
  3. 2 спр., во мн.ч., в н.вр., в 1 л.
  4. Сказуемое.

Морфологический разбор имени прилагательного.

1.Часть речи.

2.Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).

3.Непостоянные признаки:

- число;

- род (только в ед.ч.);

- падеж.

4. Роль в предложении.

Я вышел из душной комнаты.

Образец

  1. Душной – прил. (какой)
  2. Н.ф. – душный
  3. В ед.ч., в ж.р., в Р.п.
  4. Определение.

Морфологический разбор местоимения.

1.Часть речи.

2.Начальная форма (им.п.).

3.Постоянные признаки

- лицо.

4. Непостоянные признаки:

-число.

-род (только в 3 лице ед.ч.).

-падеж.

5.Роль в предложении.

Пёс бежит за ней, ласкаясь.

Образец

  1. За ней – мест. (за кем?)
  2. Н.ф. – она
  3. 3 л., в ед.ч., в ж.р., в Т.п.
  4. Дополнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по русскому языку 3 класс УМК Гармония

Методическая разработка урока по предмету "Русский язык" - 3 класс содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательн...

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

Учебное занятие по русскому языку "Имя собственное"

Учебгое занятие по русскому языку  по теме "Имя собственное" проведено на основе произведений К.И.Чуковского...

Разработка учебного занятия по русскому языку "Корень - значимая часть слова"

Цель урока: создание условий для освоения новых знаний по теме «корень слова», научить находить корень и графически обозначать, развивать мышление, внимание, память, развивать речь, развить у учащихся...

Конспект учебного занятия по русскому языку

Конспект учебного занятия по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах"...

Конспект учебного занятия по русскому языку

Тема:"Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный в корне слова"...