«Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма.»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ульвачева Светлана Сергеевна

Урок относится к технологии личностно-ориентированно обучения, направлен на развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе урока учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-м классе

«Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: знакомство учащихся с понятием местоимение, ролью  местоимений в речи.

Задачи:

  1. Образовательная: формировать умение различать местоимения от других частей речи.
  2. Развивающая: развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, внимание, речь, самостоятельность.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся: распознавать местоимения среди других частей речи, заменять имена существительные местоимениями (редактировать текст).

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: выражают положительные отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать.

Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; анализируют собственную деятельность.

Познавательные УУД: общеучебные-воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя учебник; формируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логически сравнивают различные объекты, выявляют сходства и различия.

Коммуникативные УУД: высказывать и аргументировать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества в парах, группах.

Ход урока:

  1. Организационный момент – самооценка

“Обмен настроением”

(Посмотрите на доску, найдите в списке прилагательное, которое описывает ваше настроение и покажите карточку соответствующего цвета. Объясните свой выбор. )

Ожидающее – я жду от сегодняшнего урока новых открытий.

Спокойное - я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.

Приподнятое – я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем!

Ликующее – сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок

Актуализация знаний.

Давайте вспомним, какие части речи вы уже знаете. Я вам буду загадывать загадки, а вы говорите, о какой части идет в них речь.

Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам.

(имя существительное)

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

(имя прилагательное)

Что без меня предметы?

Лишь названья

А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет

(глагол)

3. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

-Как вы думаете, все ли части речи мы уже знаем?

-Готовы ли вы изучать новые?

4. Открытие нового знания.

Недавно я не спеша возвращалась домой и остановилась у берёзки, что растёт, прикоснулась к ней ладонью. Я видела её много раз. Но в этот вечер я словно увидела её не глазами, а душой. Какое грациозное дерево, белый стан, изящные тонкие ветви. Мне захотелось составить о ней маленький рассказ. Прочитайте его.
«Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза воспета в музыке, живописи. О берёзе написано немало стихов, рассказов, сказок. Белые березы трогают наши души. 

 ( вспомним стихи, песни.)

Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова береза, необходимо его заменить другими словами)  

-  Давайте его отредактируем. (Один ученик у доски с цветным мелом, все остальные – в тетради: 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово заменяем на слово она, в третьем предложении заменяем словом него)

-  Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)

На центральную доску прикрепляются карточки:

МЕСТО                                 ИМЕНИ

- Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква е)

МЕСТОИМЕНИе

– Это и есть новая тема нашего урока. (На доске закрепляется тема урока):

Как вы думаете, а какая будет цель нашего урока?
(Наблюдать за ролью местоимений в предложении, развивать речевую деятельность, формировать навык употребления местоимений.)

- За один урок всему сразу научиться мы не сможем. Этой теме посвящены несколько уроков.

5.  Первичное закрепление.

Задание № 1. (На слайде картинки) Рассмотрите картинки. Составьте диалоги, употребляя правильно обращения.

(Диалоги детей)


Задание № 2.

-Прочтите запись на доске (на доске записано предложение)

В лесу расцвели прекрасные ландыши. Ландыши  охраняются государством.

-Что записано на доске? (предложение)

-Что вы заметили? Какая речевая ошибка нам встретилась?

-Как можно избежать эту ошибку, т.е. избежать повтора? (заменить слово ландыши  местоимением они)

-Хорошо правильно!

-О чем говорится в первом предложении?

-А во втором?

-Как вы догадались? Какое слово нам помогло?

-Для чего мы заменили слово ландыши словом они?( чтобы не было повторов, т.е. для красоты речи)

-На кого указало нам слово «они»?

Какой частью речи является это слово?

-Где можно проверить наши предположения?

-Откройте учебник на странице 92.

-Как образовалось слово МЕСТОИМЕНИЕ?

-Из каких частей состоит это слово?

-Для чего мы обратились к учебнику? (чтобы прочитать правило)

6.  Физминутка на внимание.

-Хлопните в ладошки, если услышите личное местоимение.

«Цветы»  Т. Собакин.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы.

-О чем этот текст? Что будет, если мы сорвем все цветы?

Необходимо бережно относиться к природе!

7. Работа по теме урока

-Местоимение-служебная часть речи или самостоятельная?

-Что это значит? (местоимение имеет грамматические признаки)

-Какие признаки имеет самостоятельная часть речи «Имя существительное»? (одушевлённость и неодушевлённость; бывают собственными или нарицательными; мужского, женского или среднего рода)

- Как изменяется имя существительное? (по числам и падежам)

-Давайте понаблюдаем, какие  признаки  имеет местоимение.

Упражнения 157,  158 страница 93 (комментировано выполнить вместе)

-Какие грамматические признаки имеет местоимение? (род и число, выбор местоимения зависит от рода и числа заменяемого имени существительного)

-Для чего мы выполняли это упражнение? (чтобы убедиться, что местоимение имеет грамматические признаки род и число)

8. Словарная работа. (Знакомство с новым словом).

А сейчас отгадайте загадку про желтый цветок, который встречается в природе очень часто и собой украшает наш мир.

Я шариком пушистым,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок – 
Остался стебелёк. (Одуванчик)

- Давайте все, вместе произнесем слово ОДУВАНЧИК как оно слышится [а д у в а н’ ч’ и к].

- А теперь работаем по алгоритму:

Орфографическое проговаривание словарного слова и запись в тетрадь.

Определение сильной и слабой позиции. Деление на слоги и все случаи переноса этого слова с последующей записью.

Толкование этого слова и его этимология. (Использование толкового и этимологического словаря)

Письменный фонетический разбор в полной форме.

Подбор однокоренных слов. (Групповая работа)

Коллективное составление предложений со словарным словом. Запись понравившегося предложения с последующим синтаксическим разбором.

Морфологический разбор словарного слова из записанного в тетрадь предложения.

Использование метода ассоциации.

одуванчик оду-ванчик одуван-чик
одуванчик [ а д у в а н’ ч’ и к]– 4 слога, 9б., 9 зв.

Толкование этого слова.

Однокоренные слова: одуванчик, одуванчиковое.

Составление предложения

На поле растут золотые одуванчики. (Повест., невоск., распр., прост.) одуванчики – сущ. (что?), н.ф. – одуванчик, неодушевленное, нарицательное, во мн.ч., в м.р., в И.п. подлежащее.

- Ребята, поставьте одуванчик в П.п.

(Думаю о чем? об одуванчике. Т.к. одуванчик начинается с гласной, то предлог об)

В разговоре можно услышать такое выражение «Божий одуванчик». Когда так говорят? (о тихом, слабом, обычно старом человеке)

Ассоциации

С 
ОДУВАНЧИК
Л
Н
Ц 
Е

- ЦВЕТОК ПОХОЖ НА БУКВУ О, ПОЭТОМУ ОДУВАНЧИК ПИШУ С БУКВОЙ О. 

- Ребята, откиньтесь на край стула, закройте глаза. Представьте словарное слово и тихонько проглатывайте его. Итак, слово оказалось внутри вас. Как только вы почувствуете в какой-то части тела тепло – значит, слово поселилось там, где ему комфортно. Вам сейчас тепло и уютно. Давайте откроем глаза. Теперь, когда вы увидите или услышите это слово, оно даст знать о себе, где оно живет в вашем теле и подскажет вам, как оно пишется.

- Давайте еще раз проговорим, как пишется это слово?

О-ДУ-ВАН-ЧИК

9. Включение нового знания в систему знаний.

-Выполните творческое задание. Представьте, что вы пишите письмо другу иностранцу. Расскажите о своей стране. Вместо пропусков вставьте нужные местоимения.

Россия - это страна, в которой …живу. …свободная и миролюбивая. В …люди работают и учатся. …занимаются любимым делом, воспитывают детей.

Наша страна занимает огромную территорию. Когда …ездили на Дальний Восток, то проезжали  через всю Россию. …видела много красивых мест.

Хочу, чтобы наша страна процветала. Если в России будет все хорошо, то будет хорошо и …, ведь … -малая частица своей страны. Все …люди, как цветы и  деревья, не можем жить без корней, то есть без Родины.

-Прочитайте. Какие слова вставили?

-Какой частью речи они являются?

-Для чего мы выполнили это задание?( учились  правильно и точно употреблять местоимение)

10.  Итог урока.

Игра «Закончи предложение»

1.Местоимение- это …  (самостоятельная часть речи)

2.Местоимения отвечают на те же вопросы, …  (что и имена существительные)

3.Личные местоимения …  (я, ты, вы, он, она, оно, мы, вы, они)  не называют предметы, а … (только указывают на них).

11. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке, выберите одно из предложений:

 Мне все понятно, я- молодец!

У меня не всё получалось, но я старался.

Мне надо быть внимательнее!


12.  Домашнее задание.

Упражнение 160 страница 94.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Развитие речи. Составление письма" (УМК "Школа России", 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока по русскому языку: Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма (УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по русскому языку: Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма (УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект русского языка "Развитие речи. Составление письма другу" УМК "Школа России" 3класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Развитие речи. Составление письма другу» Цели деятельности учителя: формирование умения излагать свои мысли письменно через построение ...

Технологическая карта урока русского языка «Развитие речи. Составление письма» 3 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения излагать свои мысли письменно через построение предложений.Задачи урокаДидактические:Знать, структуру составления письма;Уметь соста...

Технологическая карта урока русского языка «Развитие речи. Составление письма другу» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Тема урока «Развитие речи. Составление письма другу»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения излагать свои мысли письменно через построение предложени...