Русский язык 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Сафронова Марина Евгеньевна

Конспект урока - Русский язык 4 класс, УМК "Школа 2100" Р.Н.Бунеев

"Три склонения имён существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_4_klasse_na_temu.docx21.58 КБ
Файл doc1.docx211.86 КБ
Файл vyberite_kartochku.docx11.17 КБ
Файл prochitayte.docx11.59 КБ
Office presentation icon skloneniya.ppt1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему:

 «Три склонения имён существительных».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: учить различать три склонения существительных.

Задачи урока:

а) учить учащихся самостоятельно формулировать цели и задачи урока;

б) исходя из поставленной проблемы, учить выдвигать гипотезы для решения поставленной задачи;

в) путём организованной учителем поисковой работы и  использования методов наблюдения и сравнения , помочь учащимся  без помощи учебника определить три группы склонения существительных.

УУД, формируемые  на уроке:

-личностные: развивать познавательный интерес к языку, коммуникативную активность, оценивать усваиваемое содержание знаний;

-коммуникативные: учить сотрудничать с одноклассниками, учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

-познавательные:  выдвигать и обосновывать гипотезы, обращаться к предыдущему опыту решения орфографических задач, работать с правилом  в учебнике, сравнивать результаты поиска с учебником;

-регулятивные: учить ставить цели, конкретизировать задачи урока, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, коррекцию ошибок.

Ход урока

Мы продолжаем изучать интереснейший, сложнейший русский язык. Сегодня мы откроем еще один его орфографический секрет.

На уроке снова его величество ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Мы уже многое знаем об это части речи. Назовите все его признаки. (род, число, падеж, одуш/неодуш). На какие 2 группы можно разделить эти признаки? (постоянные и непостоянные признаки). Посмотрите один признак остался не открытым. И сегодня мы постараемся его открыть.

Автобус едет по улице Кирова и по площади Советов.

Найдите имена существительные в предложении.

Определите падеж выделенных существительных (Дательный падеж)

Какой проблемный вопрос можете задать смотря на эти выделенные слова?

Почему в данных словах разные окончания, хотя они стоят в одном и том же падеже, употреблены с одним и тем же предлогом? Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.

страна, мышь, земля, дедушка, дядя, стол, озеро, поле, дочь, конь.

Прочитайте слова, найдите в них общее. (сущ, ед.ч., И.п.)

А теперь давайте распределим эти слова по группам:

Назовите мне существительные женского рода с окончаниями -а-я- (страна, земля)

Назовите мне существительные мужского рода с окончаниями -а-я- (дядя, дедушка)

Назовите оставшиеся существительные мужского рода (стол, конь)

Какое у них окончание? (нулевое)

Назовите существительные среднего рода и определите окончания (озеро, поле) -о-е-

Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов? (мышь, дочь) -ь- (ж.р.)

ТАБЛИЦА

По какому признаку мы сгруппировали существительные? (по роду и окончанию)

С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение.

Это еще один грамматический признак, который мы должны были открыть сегодня на уроке.

Существительные бывают 1, 2 и 3 склонения.

Сделайте вывод, какие существительные относятся к 1 склонению, ко 2 склонению, и к 3 склонению.

ВЫВОД: К 1 склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а-я- в И.п.

Ко 2 склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о-е- в И.п.

К 3 склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в И.п.

Проверим, правильно ли мы рассуждали. Откройте учебник на странице 141. прочитайте правило.

А как определить склонение существительного в любом другом падеже, кроме именительного? (нужно поставить существительное в И.п.)

Давайте попробуем составить алгоритм, как можно определить склонение имени существительного в И.п.

АЛГОРИТМ

1. Определить род

2. Выделить окончание существительного в И.п. ед.ч

3. По роду и окончанию определить склонение.

Например: тетрадь - она моя, ж.р. с -ь- на конце. В И.п. нулевое окончание. Значит 3 скл.

Физминутка

– Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать.

Если это существительное 1скл., вы должны хлопнуть.

Если это существительное 2 скл. – топнуть.

Если 3 скл. – встать.

1. Кто ни в жару, ни в стужу

Не снимает шубу?

(Баран)

2. Кто на ветке шишки грыз,

И бросал объедки вниз?

(Белка)

3. В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

(Поезд)

4. Закружу, заверчу,

В небеса улечу.

(Вертолёт)

5. Ящик на коленях пляшет –

То поёт, то горько плачет.

(Гармонь)

6. Никого не обижает,

А её все толкают.

(Дверь)

7. Много рук, а нога одна.

(Дерево)

8. Колюч, да не ёж.

(Ёрш)

9. Шесть ног без копыт,

Летит – жужжит,

Упадёт – землю роет.

(Жук)

10. По земле ползёт,

А к себе не подпускает.

(Змея)

11. Закутан ребёнок в сто пелёнок.

(Капуста)

12. Над домами и дорожками

Висит кусок лепёшки.

(Луна)

1) Сейчас мы поиграем в игру "Поймай свое слово"

Каждый ряд должен записать свое слово. 1 ряд - 1 скл, 2 ряд - 2 скл, 3 ряд - 3 скл. (3 человека у доски)

луч, снег, облако, ветер, закат, море, гнездо, кофе, радость, тень, грусть, зима, какао, весна, осень, сосулька. улица, брошь, пальто, Оля.

(взаимопроверка с доски карандашом. у кого нет ошибок поставьте 5)

2) Прочитайте слова записанные на доске. Исключите из цепочки слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.

степь, человек, школа, объехал, тетради, какао

объехал - это глагол. а остальные - существительные

какао -  это несклоняемое существительное, а остальные склоняемые

тетради - это существительное во множественном числе, а остальные - в единственном

человек - это существительное мужского рода, а остальные - женского

степь - это существительное 3 скл, а остальные 1 скл.

Молодцы! Осталось слово школа. Давайте вспомним предыдущую тему и просклоняем это слово по падежам, не забывая выделять окончания.(1 человек у доски)

3) Прочитайте. Вставьте пропущенную орфограмму в каждое слово. Найдите и зачеркните лишнее слова в каждой строчке, объясните почему.

в...сна, р...ка, ст..кло, стр..ла

ст...на. св...рло, оз...ро, гн...здо

скв...рец, г...ра, с...рняк, зв...нок

в...юга, ласточ...ка, рыс..., оде...да

топ...л..., св...ристель, к...рас..., к...рабль

4) Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь и выполните задание на листочке.

Уровень 1.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Уровень 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Уровень 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён сущ-х.

Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.

5) Прочитай. Объясни смысл пословиц. Запишите в следующем порядке:

- пословицы, в которых нет сущ-х 1 скл

- пословицы, в которых нет сущ-х 3 скл

- пословицы, в которых нет сущ-х 1 и 3 скл

Хлеб - батюшка, водица - матушка.

Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

Худ обед, когда хлеба нет.

На печи заседать - хлеба не видать.

Итог урока.

– Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания?

(Существительное улица первого склонения, существительное площадь третьего склонения)

– С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?

(Чтобы правильно писать окончание существительного)

– Это мы изучим на следующих уроках.

Д/з упр 159

Рефлексия



Предварительный просмотр:

  https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0bea/0005d849-c043eae8/img1.jpg    https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0bea/0005d849-c043eae8/img1.jpg

  https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0bea/0005d849-c043eae8/img1.jpg   https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0bea/0005d849-c043eae8/img1.jpg

 

  https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0bea/0005d849-c043eae8/img1.jpg   https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0bea/0005d849-c043eae8/img1.jpg



Предварительный просмотр:

Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь и выполните задание на листочке.

Уровень 1.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Уровень 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Уровень 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.

Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь и выполните задание на листочке.

Уровень 1.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Уровень 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Уровень 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.



Предварительный просмотр:

Прочитайте. Вставьте пропущенную орфограмму в каждое слово. Найдите и зачеркните лишнее слова в каждой строчке, объясните почему.

в...сна, р...ка, ст..кло, стр..ла

ст...на. св...рло, оз...ро, гн...здо

скв...рец, г...ра, с...рняк, зв...нок

в...юга, ласточ...ка, рыс..., оде...да

топ...л..., св...ристель, к...рас..., к...рабль

Прочитайте. Вставьте пропущенную орфограмму в каждое слово. Найдите и зачеркните лишнее слова в каждой строчке, объясните почему.

в...сна, р...ка, ст..кло, стр..ла

ст...на. св...рло, оз...ро, гн...здо

скв...рец, г...ра, с...рняк, зв...нок

в...юга, ласточ...ка, рыс..., оде...да

топ...л..., св...ристель, к...рас..., к...рабль

Прочитайте. Вставьте пропущенную орфограмму в каждое слово. Найдите и зачеркните лишнее слова в каждой строчке, объясните почему.

в...сна, р...ка, ст..кло, стр..ла

ст...на. св...рло, оз...ро, гн...здо

скв...рец, г...ра, с...рняк, зв...нок

в...юга, ласточ...ка, рыс..., оде...да

топ...л..., св...ристель, к...рас..., к...рабль

Прочитайте. Вставьте пропущенную орфограмму в каждое слово. Найдите и зачеркните лишнее слова в каждой строчке, объясните почему.

в...сна, р...ка, ст..кло, стр..ла

ст...на. св...рло, оз...ро, гн...здо

скв...рец, г...ра, с...рняк, зв...нок

в...юга, ласточ...ка, рыс..., оде...да

топ...л..., св...ристель, к...рас..., к...рабль

Прочитайте. Вставьте пропущенную орфограмму в каждое слово. Найдите и зачеркните лишнее слова в каждой строчке, объясните почему.

в...сна, р...ка, ст..кло, стр..ла

ст...на. св...рло, оз...ро, гн...здо

скв...рец, г...ра, с...рняк, зв...нок

в...юга, ласточ...ка, рыс..., оде...да

топ...л..., св...ристель, к...рас..., к...рабль

Прочитайте. Вставьте пропущенную орфограмму в каждое слово. Найдите и зачеркните лишнее слова в каждой строчке, объясните почему.

в...сна, р...ка, ст..кло, стр..ла

ст...на. св...рло, оз...ро, гн...здо

скв...рец, г...ра, с...рняк, зв...нок

в...юга, ласточ...ка, рыс..., оде...да

топ...л..., св...ристель, к...рас..., к...рабль


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Признаки: род число падеж одуш/неодуш ?????????

Слайд 2

Д.п Д.п.

Слайд 3

Страна, мышь, земля, дедушка, дядя, стол, озеро, поле, дочь, конь. страна земля дедушка дядя конь стол озеро поле мышь дочь Сущ. ж.р. Сущ. м.р. Сущ. м.р . Сущ. ж.р. Сущ. ср.р. 1 склонение 3 склонение 2 склонение

Слайд 4

Три склонения имен существительных

Слайд 5

Страна, мышь, земля, дедушка, дядя, стол, озеро, поле, дочь, конь. страна земля дедушка дядя конь стол озеро поле мышь дочь Сущ. ж.р. Сущ. м.р. Сущ. м.р . Сущ. ж.р. Сущ. ср.р. 1 склонение 3 склонение 2 склонение

Слайд 6

Ко второму склонению относятся К первому склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –А, -Я в именительном падеже. имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –О, -Е в именительном падеже. имена существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. К третьему склонению относятся

Слайд 7

Алгоритм действий при определении склонения имени существительного Чтобы определить склонение имени существительного, нужно: Определить род. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа. По роду и по окончанию определить склонение . Образец рассуждения. Тетрадь – она, моя – существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание, значит существительное тетрадь третьего склонения.

Слайд 8

Физминутка. БАРАН БЕЛКА ПОЕЗД ВЕРТОЛЕТ ГАРМОНЬ ДВЕРЬ ДЕРЕВО ЁРШ ЖУК ЗМЕЯ ЛУНА

Слайд 9

Игра «поймай слово»

Слайд 10

минута птица яблоня пустыня зима весна сосулька улица сеялка Оля луч снег облако ветер закат море гнездо кофе какао пальто тетрадь ночь сирень радость тень новость грусть осень брошь опасность 1 склонение 2 склонение 3 склонение

Слайд 11

Степь, человек, школа, объехал, тетради, какао И.п. школа Р.п. школы Д.п. школе В.п. школу Т.п. школой П.п. о школе

Слайд 12

в…сна, р…ка, ст…кло, стр...ла ст…на, св…рло, оз…ро, гн…здо скв…рец, г…ра, с…рняк, зв…нок в…юга, ласточ…ка, рыс…, оде…да топ…л…, св…ристель, к…рас…, к…рабль

Слайд 13

в е сна, р е ка, ст е кло , стр е ла ст…на, св…рло, оз…ро, гн…здо скв…рец, г…ра, с…рняк, зв…нок в…юга, ласточ…ка, рыс…, оде…да топ…л…, св…ристель, к…рас…, к…рабль

Слайд 14

в е сна, р е ка, ст е кло , стр е ла ст е на , св е рло, оз е ро, гн е здо скв…рец, г…ра, с…рняк, зв…нок в…юга, ласточ…ка, рыс…, оде…да топ…л…, св…ристель, к…рас…, к…рабль

Слайд 15

в е сна, р е ка, ст е кло , стр е ла ст е на , св е рло, оз е ро, гн е здо скв о рец, г о ра , с о рняк, зв о нок в…юга, ласточ…ка, рыс…, оде…да топ…л…, св…ристель, к…рас…, к…рабль

Слайд 16

в е сна, р е ка, ст е кло , стр е ла ст е на , св е рло, оз е ро, гн е здо скв о рец, г о ра , с о рняк, зв о нок в ь юга, ласто чк а, рыс ь , оде ж да топ…л…, св…ристель, к…рас…, к…рабль

Слайд 17

в е сна, р е ка, ст е кло , стр е ла ст е на , св е рло, оз е ро, гн е здо скв о рец, г о ра , с о рняк, зв о нок в ь юга, ласто чк а, рыс ь , оде ж да топ о л ь , св и ристель , к а рас ь , к о рабль

Слайд 18

1 уровень Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь. 2 скл. 3 скл. 3 скл. 3 скл. 2 скл. 1 скл. 1 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 2 уровень Жизнь, печь, дочь, степь, морковь, тетрадь, лошадь, лень, боль, площадь. 3 уровень Отец - папа, деревня - село, торжество - праздник, везение - удача, чародей - волшебник, зной - жара. 2 скл. 1 скл. 1 скл. 1 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 1 скл.

Слайд 19

1) Хлеб - батюшка, водица - матушка. 2) Хочешь есть калачи - не сиди на печи. 3) Худ обед, когда хлеба нет. 4) На печи заседать - хлеба не видать.

Слайд 20

по улице по площади Д.П. Д.П.

Слайд 21

Упр. 159 Выучить три склонения имён существительных (правило) Домашнее задание.

Слайд 22

Было интересно… Было трудно… Я выполнял(а) задания… Я понял(а), что… Сегодня я узнал(а)… Теперь я могу… Я почувствовал(а), что… Я научился… У меня получилось… Я смог… Мне захотелось…

Слайд 23

Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....