«Разделительный мягкий знак (ь). Правило написания в словах.»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кубанова Галина Николаевна

Конспект открытого урока

 по русскому языку в 3 А классе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_rus_yaz_3_kl.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

 по русскому языку в 3 А классе

Тема:  «Разделительный мягкий знак (ь). Правило написания в словах.»

Подготовила учитель начальных классов

 Кубанова Галина Николаева

Конспект урока по русскому языку.

Класс: 3 А

Учитель: Кубанова Г.Н.

Тема: Разделительный мягкий знак (ь). Правило написания в словах.

Тип: урок усвоения новых знаний .

Цель урока: определять роль разделительного мягкого знака (ь) в слове, писать слова с этой орфограммой.

Задачи урока:

  1. Обучающие:

1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.

2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.

 Продолжать учить уметь находить и обозначать орфограмму в слове.

3.Совершенствовать базовые знания и умения учащихся

3.Воспитывающие:

1.Формировать обще – учебные умения:
а) умение самостоятельно добывать знания;
б) умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
в) умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.

Ход урока.

I) Организационный этап.

– Итак, проверьте  свою готовность к уроку. Тетрадь, ручка, карандаш? Как настроение? Тогда начинаем.
II) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1) Сообщение цели

Слова собрала я здесь не зря:
Дере
вья, листья и скамья,
Коло
сья, братья и семья –
Что в них за правило,
скажи-ка, а?

(Слова с разделительным мягким знаком)

Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие  по сказочному городу под названием Мягкий знак.

– Сегодня мы будем работать над правописанием слов с разделительным ь. Наша цель – усвоить как можно больше слов, научиться писать эти слова правильно, не пропуская ь. И начнем  мы урок с истории.

2) Немного из истории.

Сколько букв в русском алфавите?(33)

 В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита.

 В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь и Ъ знаки (графически они не отличались от современных Ь и Ъ), но назывались  по-другому:   Ъ- ер   Ь-ерь.

Буква Ь(ерь) употреблялась чаще всего для смягчения согласного:   купець  (в современном языке звук  Ц всегда твёрдый).

В современном русском алфавите буквы ЕР и ЕРЬ выглядят так же,

как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться они стали по-другому. Их  функции несколько изменились…

Сегодня мы  поговорим о том, какие функции выполняет именно мягкий знак.

III) Актуализация знаний.

    1)Словарный диктант

– Вспомним правила написания словарного диктанта. Воспользуйся памяткой.
– Где созревает урожай?
(На огороде)
– Будем собирать урожай. Куда складываем?
(В корзину)

 - Теперь я тебе прочитаю слова, а ты запиши их  в тетрадь. Подчеркни безударную гласную в слове.

Огород, корзина, картофель, морковь, огурец, овощи.

 2) Составление предложения

Составить предложение со словами огород, овощи.

IV) Первичное усвоение новых знаний.

1) Формулировка правила.

Первым нас встречает сказочный герой нашего города — это  Карлсон. Пришел он с угощением. А вот угостить он нас не может. А почему? Посмотри на слова-угощения? (слова написаны с ошибками. Нет Ь)

– Куда мы его должны вставить? (между буквами Н и Е)

– Мягкий знак решил подружиться с буквами и встал между согласной буквой Н и гласной буквой Е и разделил их на два отдельных звука. Получилось (читаем вместе НЬЕ в слове варенье и также во втором слове: печенье)

– Какое имя можно дать мягкому знаку? (разделительный)

Сколько звуков и сколько букв будет в каждом слове? (по 7 букв и 7 звуков) Почему? (гласный звук [е] после мягкого знака обозначает 2 звука, а мягкий знак не имеет звука.)

Вывод: мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков    

– Подружившись с этими буквами, мягкий знак захотел найти себе ещё друзей. И в этом мы ему поможем.  Найди в упражнении? слова с разделительным ь и назовите буквы , между которыми стоит этот знак.

(Ученик называет буквы, между которыми встал разделительный ь)

ЗДОРОВЬЕ
ЛЬЁТ
ВЬЮГА
ДРУЗЬЯ
ВОРОБЬИ

– Какие буквы пишутся перед разделительным мягким знаком? (согласные)

– Какие буквы пишутся после разделительного мягкого знака? (гласные)

– Назови эти гласные буквы. (Е,Ё,Ю,Я,И)

– Именно только эти гласные стали дружить с разделительным Ь)

– А теперь попробуй сформулировать правило

Вывод: Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Разделительный мягкий знак – орфограмма.

2) Физминутка.

     Руки согнуты перед грудью. Кисти плотно соединить, скрестив пальцы. Повернуть кисти пальцами вперед. Повторить 4-6 раз. Опустить руки вниз и потрясти расслабленными кистями.

    Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1- 4, затем налево на счет 1- 4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1- 4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

V) Первичная проверка понимания

– А мы с вами отправляемся дальше и попадаем на торговую площадь. Представь, что мы идем по торговой площади. Посмотрите налево, посмотрите направо. Вокруг очень много разных товаров. Давайте купим что-нибудь, но мы можем купить только такой товар, в названии которого есть разделительный Ь.  (самостоятельная работа)

–  В упражнении № 52 подчеркни слова с разделительным Ь.

Слова: 

платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перьяружьё.

– Зачитай

Проверка. Посмотрите, как записала слова я. Сверьте со своими. Всё ли правильно вы сделали?(Да)

Прочитай слова, которые вы подчеркнули.

– Какую роль выполняет в этих словах разделительный Ь? ( разделяет согласный звук от гласного )

Вывод: Повторим правило

Разделительный мягкий знак  ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.

VI) Первичное закрепление.

– Продолжаем путешествие. Сейчас на нашем пути улица Предложений. Жители этой улицы живут в разных домах. А когда они выходят на улицу и вместе гуляют, то получаются предложения. Вот и сейчас жители этой улицы вышли на прогулу. Найди упражнение №54 и попробуй составить предложение.

ВОСКРЕСЕНЬЕ, РЕБЯТА, ХОДИЛИ, В, ЛЕС, В

Проверка. В воскресенье ребята ходили в лес.

– Назови слово, в котором пишется Ь? (воскресенье)

– Какой это мягкий знак и какую роль он играет? (разделительный, разделяет согласный звук от гласных е,ё,ю,я,и)

 - Вот мы повернули и попали на спортивную площадку. Футболисты Слон и Леопард очень огорчены. Нужно забивать голы, но они никак не могут. Давай им поможем правильно забить голы, отгадав слова. Я читаю предложение, а вы заменяете  его одним словом.

1) Дождливая, пасмурная погода. (ненастье)
2) Чувство огромной радости. (счастье)
3) Вид спортивного снаряда с острым наконечником. (Копьё)
4) Одежда, которую носят поверх белья. (платье)
5) Мебель в виде доски на ножках. (скамья)

– На какую орфограмму встретились слова? (разделительный мягкий знак)

VII) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашним заданием будет упражнение № 57. Выполните  упражнение письменно в  тетради.

Измените  слова так, чтобы они обозначали несколько предметов. Например: стул-стулья. Выучите  правило!

VIII) Рефлексия (подведение итогов урока)

Скажи, пожалуйста, над какой темой мы сегодня работали? Что ты запомнили? Возникли ли у вас  трудности в течении урока?

 Выберите  смайлик, который  сейчас соответствует вашему настроению.

– Ну что ж закончилось наше путешествие по сказочному городу под названием Мягкий знак. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком

Формировать навык правописания слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости, развивать орфографическую зоркость;  способствовать развитию речи учащихся; развива...

Написание слов с разделительным мягким знаком

Урок русского языка и развития речи, 2 класс по программе В.В. Воронковой. Тема: "Написание слов с разделительным мягким знаком"...

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...

Технологическая карта урока русского языка. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правила переноса, 2 класс

Урок систематизации и обобщения знанийЗадачи: Образовательные: Формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком. Разви...