Конспект урока" 3-е склонение имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Жирнова Наталья Борисовна

Конспект урока" 3-е склонение имён существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_konspekt.odt29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: 3-е склонение имён существительных.

Цели:                                                                                                                                 - познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения;                      - формировать умение распознавать имена существительные 3-го склонения; - повторить правила написания мягкого знака на конце существительных после шипящих;                                                                                                                       -воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость.

Формируемые УУД:                                                                                                      п.- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование;                                                                                                                        к.- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;                                                                         р.- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;                   л.- нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: учебник «Русский язык» (1 часть) автор В.П.Канакина, доска, карточки, компьютер с телевизором, презентация.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: словесный, частично-поисковый, проблемный.

Методические приёмы: беседа, слово учителя, работа с книгой, синтез, анализ, сравнение.

Ход урока

I. Организационный момент.

  Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя чистоту сегодняшнего утра, выдохните все неприятности и обиды. Пусть ваш организм будет здоровым, душа – чистой, настроение – хорошим, а ум – светлым. Я желаю вам успехов на сегодняшнем уроке .

Тихонечко сядут девочки, Ещё тише мальчики.

Зачем нужна грамматика? 

Чтоб грамотно писать. 

Чтоб грубые ошибки 

В письме не допускать, 

Чтоб с детства знали дети 

И каждый ученик, 

Что лучше всех на свете 

Его родной язык! 

                - Запишите сегодняшнее число, классная работа.

  1.  Словарная работа.

Карточка

Вставьте попущенные буквы, укажите склонение

Вокзал, газета,багаж, пейзаж, корабль, пассажир, завтрак, погода, ветер, работа, ученик.

      III.Актуализация знаний
1. Игра  «Узнай падеж»    (Слайд 2)

Форма какого падежа является начальной?           И.п.

Без предлога не употребляются какой падеж?      П.п.

Вопрос кому?                                                            Д.п.

Предлоги   без, для, до, из, у, от.                             Р.п.                    

Вспомогательное слово нет                                     Р.п.

Предлоги к, по                                                           Д.п.

Сущ. – подлежащее всегда стоит в …                    И.п.

Вопрос кого?                                                              Р.п.

Вопрос что?                                                      И.п.  В.п.

Предлоги о, об                                                           П.п.

2.Игра «Предложение рассыпалось»

- Составьте предложение из словосочетаний

Берёза(какая?)одинокая, росла (где?) на пригорке

- Запишите, соблюдая правила каллиграфии

-подчеркните орфограммы в словах

-разберите предложение по членам предложения

-разберите слово (на) пригорке как часть речи

-разберите по составу слово в котором звуков больше, чем букв( одинокая)

( три ученика выполняют разборы на отдельных

IV.Самоопределение  к деятельности

- Прочитайте группы слов

Конь                 дверь

Огонь               мелочь

Портфель         сирень

Шампунь          полынь

-В чем сходство? ( Это сущ. с мягким знаком на конце)

- Чем отличаются слова в столбиках? (1 столбик м.р., 2 столбик ж.р.)

Образуйте от первых слов форму родительного и творительного падежей( Нет коня- нет двери, конем-дверью)

-Что вы можете сказать о склонении этих существительных?

( Они склоняются по-разному, имеют разные окончания)

- К какому склонению относятся слова первого столбика? Докажите.( ко 2- му – они м.р., в начальной форме имеют нулевое окончание

-Выделите окончания у слов второго столбика.( У них нулевое окончание)

- Итак, какие существительные записаны во втором столбике? Что их объединяет? ( Это имена существительные женского рода с нулевым окончанием)

-Как вы думаете, к какому склонению они относятся?

Сформулируйте тему и задачи урока . ( Познакомиться с особенностями имен существительных 3-го склонения, научится распознавать такие существительные)

Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока на с.96 учебника.

V. Работа по теме урока.

   Работа по учебнику.   (Упр.169  с.96 — коллективное выполнение. Учащиеся по цепочке выходят к доске, произносят и записывают слова).

  • Какие части речи вы записали?
  • Что общего у этих имён существительных? (У них нулевое окончание, оканчиваются на мягкий знак.)
  • Укажите род и число имён существительтных.
  • Какой ещё общий признак вы заметили? (все имена существительные женского рода)
  • Прочитайте материал рубрики «Обрати внимание».
  • Какие имена существительные вы записали?
  • Прочитайте сведения о языке на с.97.
  • Назовите признаки имён существительных 3-го склонения в начальной форме.

Электронное приложение.

         Упр.170 с.97

  • Прочитайте слова.
  • К какой части речи они относятся?
  • Что они обозначают? (Чувства человека, черты характера)
  • На какие 2 группы можно разделить эти слова? (Положительные и отрицательные черты характера. Существительные 2 и 3 склонения)
  • Какие слова вы смогли бы представить рядом со словом совесть? (Скромность, справедливость, стыдливость, достоинство).
  • Почему? Что такое СОВЕСТЬ? (ответы детей)
  • Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Чувство нравственной ответственности перед обществом).
  • Как вы это понимаете? Какого человека называют сосестливым? (Ответы детей)
  • Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Поступающий по совести, стыдящийся поступать несправедливо).
  • Составьте текст на тему «Что такое совесть?». (Что такое совесть? … Совесть это то, что заставляет задуматься над своими поступками, засомневаться, огорчиться. Совесть есть у каждого человека, и она очень часто мешает спать по ночам. Именно совесть не дает совершать плохие поступки, она заставляет задуматься, осмыслить свое поведение. ) - Работа в парах. Проверка.Заслушиваются несколько ответов, класс оценивает.)

  •   Синквейн к слову "СОВЕСТЬ":

Совесть.

Честная, ответственная.

Мучает, воспитывает, волнует.

Чувство моральной обязанности.

Убежденность.

  • Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка. Один ученик у доски выполняет разбор слова ЖАДНОСТЬ по составу. Самооценка.)

А какие пословицы о совести вы знаете? (Нечистая совесть спать не даёт.)

VI. Физминутка.

 Игра «Доскажи словечко»:

  •  Если вы произнесёте имя существительное 1 склонения – присели; если имя существительное 2 склонения – руки вверх; если имя существительное 3 склонения – прыжок. (Учащиеся выполняют задание стоя у парты)

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это … (белка)               хлопок

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков … (горох)       два притопа

3. Шубка – иголки,

Свернётся он – колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто это? … (ёж)                     два притопа

4. Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

Потому что это … (рысь)                        присесть

5. Кто же это ходит

 В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходит … (черепаха)                            хлопок

  • 6. Чтобы было, где писать,

В школе нам нужна … (тетрадь)            присесть

  1. Закрепление изученного материала.

Разноуровневая самостоятельная работа.

 – Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.

Уровень 1.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Уровень 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Уровень 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.

Проверка по слайду.

- Молодцы! Теперь можжно немножко поиграть.

  1. Работа с электронным приложением.

      IХ. Рефлексия

Работа по карточкам в группах.

- Выделите из предложенных признаки имён существительных 3 склонения. Приведите пример.

 

Именительный падеж

Мужской род

Окончания -а -я

Жеския род

Нулевое окончание в начальной форме

Средний  род

(Проверка. Работы вывешиватся на доску )

- Оцените свою работу на уроке. (лесенка заний)

  1.  Подведение итогов урока.

-С признаками каких имён существительных вы познакомились сегодня на уроке?

- Каие имена существительные относятся к 3 скл.?

- Как определить склонение имён существительных в косвенной форме?

Вставьте пропущенные буквы, определите склонение.

В_кзал, г_зета, б_гаж, п_йзаж, к_рабль, п_ _ _ажир, завтр_к, п_года, вет_р,  р_бота,  уч_ник.

Вставьте пропущенные буквы, определите склонение.

В_кзал, г_зета, б_гаж, п_йзаж, к_рабль, п_ _ _ажир, завтр_к, п_года, вет_р,  р_бота,  уч_ник.

Вставьте пропущенные буквы, определите склонение.

В_кзал, г_зета, б_гаж, п_йзаж, к_рабль, п_ _ _ажир, завтр_к, п_года, вет_р,  р_бота,  уч_ник.

Вставьте пропущенные буквы, определите склонение.

В_кзал, г_зета, б_гаж, п_йзаж, к_рабль, п_ _ _ажир, завтр_к, п_года, вет_р,  р_бота,  уч_ник.

Вставьте пропущенные буквы, определите склонение.

В_кзал, г_зета, б_гаж, п_йзаж, к_рабль, п_ _ _ажир, завтр_к, п_года, вет_р,  р_бота,  уч_ник.

Вставьте пропущенные буквы, определите склонение.

В_кзал, г_зета, б_гаж, п_йзаж, к_рабль, п_ _ _ажир, завтр_к, п_года, вет_р,  р_бота,  уч_ник,.

Вставьте пропущенные буквы, определите склонение.

В_кзал, г_зета, б_гаж, п_йзаж, к_рабль, п_ _ _ажир, завтр_к, п_года, вет_р,  р_бота,  уч_ник.

Вставьте пропущенные буквы, определите склонение.

В_кзал, г_зета, б_гаж, п_йзаж, к_рабль, п_ _ _ажир, завтр_к, п_года, вет_р,  р_бота,  уч_ник.

Вставьте пропущенные буквы, определите склонение.

В_кзал, г_зета, б_гаж, п_йзаж, к_рабль, п_ _ _ажир, завтр_к, п_года, вет_р,  р_бота,  уч_ник.

Вставьте пропущенные буквы, определите склонение.

В_кзал, г_зета, б_гаж, п_йзаж, к_рабль, п_ _ _ажир, завтр_к, п_года, вет_р,  р_бота,  уч_ник,  п_йзаж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...

Конспект урока "Три склонения имён существительных"

Тип урока: изучение нового материала. При подготовке к уроку были учтены программные требования по работе над определением склонения имён существительных, орфограммой "непроверяемые написания"; по раз...

Конспект урока с ЭОР по русскому языку 4 класс "Три склонения имен существительных. Первое склонение имён существительных"

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс по теме "Три склонения имен существительных . Первое склонение имен существительных"...

Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен   сущес...

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...