Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Хаперскова Ольга Станиславовна

Представляю технологическую  карту урока русского языка в 4 классе по теме "Закрепление знаний о правописании падежных окончаний имён существительных."

Цель урока: развитие умения распознавать тип склонения существительного и правильно писать падежные окончания имен существительных.

Задачи.

Образовательные:

  • отрабатывать умение распознавать тип склонения существительного, падеж;
  • учить правильно писать нужное падежное окончание имен существительных

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся;
  • активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию.

Воспитательные:

  • прививать интерес к родному языку;
  • воспитывать самостоятельность и развивать навыки сотрудничества;
  • создать доброжелательную атмосферу на уроке.

На уроке используется групповая и индивидуальная работа, дифференцированные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_4_klass.docx35.1 КБ

Предварительный просмотр:

Хаперскова Ольга Станиславовна

Учитель ГБОУ школы 112

Выборгского района

 Санкт-Петербурга

Урок русского языка в 4-м классе

Тема урока: Закрепление знаний о правописании падежных окончаний имён существительных.

Цель: развитие умения распознавать тип склонения существительного и правильно писать падежные окончания имен существительных.

Задачи.

Образовательные:

  • отрабатывать умение распознавать тип склонения существительного, падеж;
  • учить правильно писать нужное падежное окончание имен существительных

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся;
  • активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию.

Воспитательные:

  • прививать интерес к родному языку;
  • воспитывать самостоятельность и развивать навыки сотрудничества;
  • создать доброжелательную атмосферу на уроке.

Оборудование и материалы для занятия:

  • ноутбук, медиапроектор, экран;
  • презентация
  • опорная схема склонений имён существительных;
  • карточки с разноуровневыми заданиями; карточки со словами-ключами;
  • опорная схема алгоритма проверки безударных падежных окончаний имен существительных

Технологическая карта урока

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Этап урока

Время/мин

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы и приемы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный

 1

 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу 

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

 –

 Ф

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

 Проверяет наличие памяток, карточек, листов бумаги, фломастеров.

 Напоминает правила работы в группе.(презентация)

 Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

 Проверяют наличие памяток, карточек, листов бумаги, фломастеров.

 Вспоминают правила работы в группе.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать, работать в группе.

  1. Повторение

 15

 Проверить знания по предыдущим темам (состав слова, орфограммы, разбор предложения по членам и частям речи)

  1. Разминка.

Загадки-шутки

А) Корень мой находится в снегу,

В подставке я приставочку найду.

Суффикс мой вы в чайнике встречали.

Весь же я в лесу и на поляне.

(подснежник)

Б) Задумано слово, однокоренное слову крикливый. В нём приставка такая же, как в слове пробежал, а суффиксы и окончание как в слове молчал (прокричал).

2. Работа с предложением

Ранним утром прокричал молодой петушок, а потом замолчал.

– Какое задание можно предложить?

(обозначить орфограммы, выполнить синтаксический разбор предложения,  определить части речи).

Самооценка, взаимооценка

Г

И,Ф,Г

 Зачитывает загадки.

Выслушивает высказывания детей, обсуждает с классом, если надо, делает замечания. Останавливаются на верном ответе.

После этого листы убираются.

Оцените свою работу в группе на этом этапе

Учитель диктует предложение и предлагает выбрать задания к предложению.

Делает замечания, выслушивает мнение ребят, если есть ошибки в комментариях учащихся.

Оцените свою работу на этом этапе.

Зачитывает предложения

Оцените свои работы на этом этапе.

 

Группы отгадывают загадки и после обсуждения выполняют разбор слов по составу. Записывают на больших листах. Представители команд вывешивают результат работы группы.

После обсуждения записывают разбор слов в тетради ( по памяти).

Учащиеся в своём листе успешности отмечают качество выполненной работы (своей и членов группы).

Ученик у доски записывает предложение под диктовку, обозначает и комментирует орфограммы. Следующий ученик делает синтаксический разбор предложения и указывает части речи.

Учащиеся производят самооценку и взаимооценку.

Дают ответы.

Учащиеся производят самооценку и взаимооценку

Регулятивные:

- оценивать  результаты своей деятельности и своих одноклассников.

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).

Коммуникативные:

- умение работать в группе, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

3. Физпауза. Гимнастика для глаз.

1

Снятие напряжения, усталости с глаз

 Мульдимедийная презентация

Просмотр презентации

Ф

Организует выполнение гимнастики для глаз

Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации

4. Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

 4

Выход на тему урока Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

3. Игра «Бегущие минутки».

За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!

  1. Изменяемая часть слова? (окончание).
  2. Часть речи, обозначающая предмет? (имя существительное).
  3. Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся (к 1 склонению).
  4. Постоянный признак имён существительных? (род).
  5. Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? (имя существительное).
  6. К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).
  7. Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).
  8. Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е).
  9. Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам).
  10. Сколько падежей в русском языке? … (шесть).
  11.  Как называется изменение имен существительных по падежам? (склонение)
  12.  По какой форме имени существительного определяется склонение? (по роду)
  13.  По какой морфеме? (по окончанию)
  14.  Скажите, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании гласных –е– -и– в падежных окончаниях имён существительных единственного числа? (определить склонение и падеж)

Молодцы! Справились с заданием!

- Из всего сказанного я хотела бы выделить слова: (на доске появляются слова).

Склонение Падеж Окончание

 - Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

 «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонений».

- Какие задачи нужно поставить на этот урок?

  • Отработать навык определять склонение и падеж имён существительных.
  • Отработать умение правильно писать  падежное окончание имён существительных.

- Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями.

- Согласны?

Просмотр презентации

Наблюдение, проблемная ситуация.

 И, Г

Ответы дублирует презентация

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует тему урока, формулирует задачи урока.

Дети быстро отвечают, сравнивают свой ответ с обрзцом.

В группе определяют тему урока и задачи. Озвучивают.

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

  1. Работа над темой.

10

 Отработать правописание окончаний.

5. Работа в группах.

1. Вставить пропущенные окончания, определить склонение и падеж.

Свернул к речк…

помог старушк…

скрипит на дерев…

махал флажк…

рисунок на ткан…

  1. Найдите имена существительные с окончанием .

Написал в тетрад…, играл на площадк…, кружились в воздух…, шли к берёзк…, подбежал к пристан…, найти на дорог…, пошёл по троп… .

  1. Запишите каждое слово в Р. п., Д. п., П. п.

пустыня, стакан, ладонь.

Р. п.

Д. п.

П. п.

4. Вставьте окончания, укажите склонение и падеж.

На двор..,  до рощ..,  из шерст..,  до пристан..,  в неб..,  в лагер..,  вдоль дорог..,  на лошад..,  на макушк..,  к сирен..,  на лодк..,  до деревн.. .

 (Проверка у доски. Представитель каждой группы объясняет задание.)

Наблюдение, работа со словом (анализ).

Доказательство

И

Раздаёт листочки с заданием и комментирует.

Если два ученика упражнение выполнили, а другие члены группы ещё работают, можно поменяться заданиями .

Приглашаю по одному члену группы для проверки заданий.

Оцените свои работы на этом этапе.

Каждый член группы выбирает задание по силам.

Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания.

К доске выходят представители от любой команды по очереди (у которого было первое задание, затем 2-е,3-е, 4-е).

Объясняют написания слов, делают выводы.

Каждое упражнение комментируется. Сидящие за партами проверяют свои работы и работы, выполненные на доске.

Учащиеся производят самооценку и взаимооценку

Регулятивные:

 - умение адекватно воспринимать оценки;

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;

Коммуникативные:

- управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

- владение монологической и диалогической формами речи родного языка.

  1. Алгоритмизация знаний.

3

Подведение детей к самостоятельному выводу.

Создать алгоритм

6. Алгоритмизация знаний.

– В какой последовательности нужно действовать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание?

На большом листе записать свой алгоритм (каждая команда записывает и затем представляет перед классом).

Алгоритм:

1. Ставлю существительное в начальную форму и определяю склонение.

2. Подбираю слово-помощник и ставлю его в ту же форму.

3. Пишу такое же окончание, как у слова – помощника.

4. Проверяю, обозначаю орфограмму графически.

Наблюдение.

Анализ.

Г

Создайте алгоритм правильного написания безударных окончаний имён существительных. Порядок ваших рассуждений.

Организует подводящий диалог.

В команде обсуждают, а затем записывают свой алгоритм.

Представляют классу.

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные:

 - умение работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи.

  1. Проверка усвоения знаний.

7

Проверка понимания способа действия.

7.Проверка усвоения знаний.

Диктовка, самопроверка, самооценка.

Контроль.

Просмотр презентации

И, Г

 Диктует словосочетания

Записывают словосочетания, сверяют с записями на доске, ставят констатирующую оценку.

Регулятивные:

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

  1. Подведение итогов.

4

 Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

8. Итог урока.

- Какие “задачи” мы сегодня решали на уроке?

  • Отработать навык определять склонение и падеж имён существительных.
  • Отработать умение правильно писать  падежное окончание имён существительных.
  • - Какая задача останется на следующие уроки?

- Заполните карточку:

  • Я работал с ___ настроением.
  • Я ___ доволен собой.
  • Я испытывал затруднения, когда ___ .
  • Оцените как вы работали (5 - активно работал, 4 - не очень активно).

 Рефлексия,

Ф, И

Задаёт вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки.

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки русского языка

Высказывают свои мнения по поводу выполнения задач урока, высказывают свои впечатления от урока, заполняют рефлексивную карточку, делают предположения

Получают позитивный настрой от урока

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников.

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...