УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ЖИВАЯ РАДУГА»
учебно-методическое пособие по русскому языку (2 класс)

Новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Учить ребенка радостно, без принуждения возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии, которые позволяют перейти от традиционного планирования урока к его конструированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_na_sayt_soripkro.docx206.83 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Г. ВЛАДИКАВКАЗ»

Учебно - методическая разработка

 по русскому языку в начальных классах по технологии

 «Живая радуга»

Автор: Кайтова Елизавета Сабазгериевна,

учитель начальных классов

ГБОУ школа-интернат г. Владикавказ

г. Владикавказ

2019

Аннотация  

Предлагаю  яркую и привлекательную учебно -  методическую  разработку по технологии  «Живая радуга» для творческих и целеустремлённых педагогов.

В данной технологии  есть   ответы на самые разнообразные вопросы: как построить современный урок в рамках требований ФГОС, каковы преимущества использования групповых форм работы  на различных этапах урока любого типа и во внеурочной деятельности, как подготовить обучающихся к успешной сдаче ВПР и как сделать обучение в школе интересным,  привлекательным и более качественным,  как включить «особых» детей в учебный процесс (инклюзивное обучение).

В учебно -  методической  разработке по технологии  «Живая радуга» автор представил технологию организации в игровой форме речевую работу учащихся для обогащения словарного запаса. Выбраны увлекательные варианты работы, которые позволяют детям уже с первого класса правильно составлять предложения, последовательно излагать мысли, описывать события.

Данная разработка результативна, так как все учащиеся активны, они учатся сопереживать, сотрудничать. Актуальна данная технология ещё и потому, что позволяет совершенствовать творческие и интеллектуальные возможности ребят, повышает самооценку, а это необходимо всем обучающимся, и особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Всё это мотивирует на успешную учёбу в средней школе.

Представленный опыт работы будет полезен тем, кто заинтересован в эффективном обучении, дает  современные уроки в рамках требований ФГОС, превращает урок в искусство и знает, как вовлечь обучающихся в процесс объективного оценивания результатов своего труда.

Вас ждут полезные советы в организации групповой работы  с использованием яркой и привлекательной учебно -  методической   разработки  по технологии  «Живая радуга».


СОДЕРЖАНИЕ:

1.Слово о педагогах ……………………………………………………….4

2. Описание учебно – методической разработки по русскому языку в начальных

классах  по технологии «Живая радуга»

2.1 Условия возникновения, становления опыта………………….…......6

2.2 Актуальность ………….........................................................................7

2.3 Ведущая педагогическая идея ……………………….........................7

2.4 Технология опыта………………………………………………….….8

2.5 Процесс использования……………………………………………....9

2.6 Варианты использования……………………………………………10  

2.7 Удобство  системы…………………………………………………...11

2.8 Результаты использования………………………………………......12

3.Литература………………………………………………………………15

  1. Слово о педагоге

           Кайтова Елизавета Сабазгериевна в школе-интернате работает  учителем начальных классов тридцать шесть лет, с 20…. по высшей  квалификационной категории. За время работы зарекомендовала себя опытным, грамотным, эрудированным педагогом.
          Елизавета Сабазгериевна творчески работающий специалист, который хорошо знает и любит свою работу.  Благодаря  знаниям  и умению дает обучающимся   глубокие и прочные знания ( высокий балл на мониторингах-4.5).

Уроки Елизаветы Сабазгериевны  хорошо продуманы, все этапы урока взаимосвязаны. Новый материал часто преподносится учителем в виде проблемной ситуации, решая которую дети сами формулирует тему урока, выводят соответствующие правила, что повышает степень усвоения учебного материала. На каждом уроке виден дифференцированный подход: даются карточки с заданиями различной степени трудности, данные в учебнике упражнения, усложняются или упрощаются, в зависимости от способностей каждого ученика, в классе четыре «особых» ученика ( инклюзивное образование). На уроке Кайтова Е.С. применяет различные средства наглядности: таблицы, иллюстрации, коллекции; использует богатый дидактический материал.

Выпускники  Елизаветы Сабазгериевны  показывают высокий уровень подготовки по предметам, что позволяет им успешно обучаться в среднем звене школы. Принимают активное участие в общественной жизни школы,    республики. Участие обучающихся, как нормативно развивающихся, так и «особых»  в районных мероприятиях отмечается грамотами и дипломами.

           Кайтова Е.С. с 2011 года работает над реализацией стандартов второго поколения.   Оказывает  методическую помощь учителям начальной школы  в   написании рабочих учебных программ   и программ внеурочной деятельности. Проводит открытые уроки, мастер-классы и внеклассные мероприятия  на городском и республиканском уровне.

 Выступала  на  заседаниях педагогических  советов школы-интерната   по теме «Федеральный государственный образовательный стандарт  НОО второго поколения»,« ФГОС. Универсальные учебные действия в начальной школе».

Кайтова Е.С. работает в тесном контакте с детьми, активно взаимодействует с родителями.

Награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, является  Почетным работником  общего образования Российской Федерации  за заслуги в области образования, почетный член

« Ассоциация инклюзивных школ».

                                                 II.Описание

учебно – методической разработки

по русскому языку в начальных классах

 по технологии «Живая радуга»

2.1 Условия возникновения, становления опыта

УЧУСЬ С ИНТЕРЕСОМ!

      Задача   образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться.  Основная идея этого подхода состоит в преобразовании процесса обучения таким образом, чтобы главной целью стала не передача знаний от учителя к учащимся, а развитие обучающихся за счет их активного включения в процесс познания.

     В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

С появлением в классе четырех «особых» обучающихся, я думала над тем, как  создать такую атмосферу в классе, чтобы каждый ребенок был включен в образовательный процесс,  мог свободно выразить свои мысли или любопытство.    

 Инклюзивное образование – это не значит собранные в одну «безликую» кучу все дети, а наоборот, инклюзия способствует тому, чтобы каждый ребенок  не чувствовал себя оторванным от общего детского коллектива, чтобы он ощущал, что его готовы принять таким, какой он есть, при этом способности такого ребенка учитываются, так же, как и его потребности, и присутствует их оценка, а учебные планы и цели подстраивались под особенности такого ребенка. 

Вот тогда у меня появились первые мысли о разработке яркой и привлекательной технологии. Ведь  активнее воспринимаются  и усваиваются материалы, имеющие  яркую и привлекательную представленность. Так была разработана технология «Живая радуга».

2.2 Актуальность технологии.

Новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Учить ребенка радостно, без принуждения возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии, которые позволяют перейти от традиционного планирования урока к его конструированию.

Актуальность технологии обоснована:

  •  необходимостью формирования у детей связной речи, расширения кругозора и социально – коммуникативного развития;
  • созданием условий, которые вызовут у ребенка желание  рассказать, описать, написать по плавно составленному алгоритму.

Представленный  материал предназначен  для детей начального образования. Данная технология «Живая радуга» разработана с целью закрепления у воспитанников умения упорядочить свои мысли, учить красиво высказываться, обогащать язык, учить грамотности. Методическая разработка  помогает активизировать познавательный интерес у младших школьников  на протяжении всего начального образования, реализовывается личностно-ориентированный и дифференцированный подходы. Общими приоритетами разработки являются: развитие словесно-логического мышления, монологической и диалогической речи, воспитание внимательности, сосредоточенности. Разработанная технология несет огромную пользу в процесс речевого развития, расширяет кругозор.

Цель : формировать    творчески мыслящую, нравственно действующую личность,   способную к   самосовершенствованию через раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей.

Задачи:

  •  совершенствовать умения правильно строить предложения и связный текст  в соответствии со своими возрастными особенностями;
  • обучение речевому общению на русском языке;
  •  совершенствование общего языкового развития обучающихся.

2.3 Ведущая педагогическая идея

Приходя на урок, хочется, чтобы  мои ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали. Я понимаю, что  «человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, то есть научиться, развиться, воспитаться». Нужно каждый день решать проблемы мотивации, сочетать интересы нормативно развивающих детей и  «особых» детей . Мне удается этого достичь путем использования современных  технологии.  

Технология «Живая радуга»  даёт большие возможности для построения качественного, интересного, современного урока, экономит время, позволяя проводить много разнообразных видов деятельности.

2.4 Технология опыта

Технология «Живая радуга»  предназначена для проведения групповой, парной формы работы и позволяет организовать объективный динамический контроль и оценку знаний каждого ученика. Работая по технологии «Живая радуга»  осуществляется взаимодействие не только  ученика и учителя, но и возрастает степень участия обучаемого в процессе обучения.  

 Использование технологии является одним из эффективных способов повышения мотивации учащихся, индивидуализации процесса обучения, развития творческих способностей детей, как нормативно развивающих детей так и «особых».

2.5 Процесс использования

Суть технологии в том, чтобы начиная с первого класса, в игровой форме научить  детей работать в парах, в группе. Организовывать речевую работу – обогащать словарный запас, правильно конструировать предложения, устанавливать логическую последовательность событий.  Работа организовывается в группах, в парах. Дети активнее воспринимают и усваивают материал, имеющий яркую и привлекательную представленность, поэтому маркеры разных цветов («Живая радуга»). Состав группы, пары  непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью могли реализоваться учебные  возможности каждого члена группы, пары.

Распределение детей в группе

Величина группы может быть различной. Можно организовать группу, состоящую из 4-6 человек. Такая группа называется малой. Деятельность в такой группе эффективная для многих видов групповой работы и для ослабления доминирования одного ученика над группой. Также можно создать группу, состоящую из двух человек —  парную группу. Пары могут быть эффективны для выполнения совместных мыслительных задач высокого уровня (например, принятие решений, решение проблем) и для обучения сверстников. Большие группы из 7-10 учащихся могут быть эффективны, когда цель заключается в представлении многих точек зрения при обсуждении проблем, но чем больше группа, тем сложнее планировать и организовывать работу, роли и взаимодействие и вступать в разговор.

В малых группах проходит совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При групповой форме работы слабые и  сильные обучающиеся решают совместно проблему, при этом сильный ученик не осознавая обучает слабого ученика, слабый ученик тоже вносит свою лепту в решении данной проблемы, так как он тоже увлечен этим процессом.  При организации групп я стараюсь учитывать то, что в каждой группе должны быть представлены слабо-, средне- и сильно успевающие ученики.

После распределения учеников по группам, даю им задание распределить роли в группе. Ученики  обсуждают этот вопрос между собой и докладывают у кого какая роль в группе.

Возможны следующие ролевые функции членов группы:

  • «спикер» — после выполнения задании, от имени своей группы, зачитывает выполненное задание (спикер  может меняться после каждого выполненного задания);
  • «секретарь» — записывает задания (секретарь может меняться после каждого выполненного задания).

2.6. Варианты использования

  • Вариант   - групповая (для каждой группы одинаковое задание).

Класс делится на  группы (в зависимости от количества  детей -4,5 групп).  В состав групп входят дети  с ОВЗ. У каждой   группы  свой цвет маркера («Живая радуга»). Каждая  группа получает  лист с индивидуальным  заданием и приступает к работе.  Через короткое время, по сигналу учителя,  задание передается по кругу. Каждая группа вносит изменения, корректировки своим цветом маркера. Останавливается  работа, когда к группе возвращается его работа. По цвету  маркера видно, насколько  активны  дети, получаются разные  цвета радуги.  Дети  увлеченно беседуют, работа проходит динамично и результативно. Активное участие в беседе принимают и    «особые» дети.   Успевают проговорить за несколько минут несколько тем и каждая  группа доказывает  свою правоту.     Отмечается и одобряется не столько сам результат, а    согласованность, сплоченность, умение сотрудничать.  

2 класс.

-Ребята, помогите Незнайке исправить ошибки.

Машина мчялась по глаткой дароге. Мы едем к бабушке зое.

Скоро москва. Бабушка жывет на улице пушкина.

F:\Новая папка (2)\BSCB2864.jpgF:\Новая папка (2)\IMG_1835.JPGC:\Users\User\Desktop\Новая папка (2)\YFVO4875.jpg

    Задания могут быть разными:

1. Восстановление деформированного текста;

2. Составление предложений по сюжетным картинкам ;

 3. Запиши слова в алфавитном порядке и т.д.

  • Вариант   – групповая  ( для каждого ученика  в группе индивидуальное задание).

Класс делится на  группы (в зависимости от количества  детей -4,5 групп).  В состав групп входят дети  с ОВЗ. У каждого ученика   в   группе  свой цвет маркера (если в группе 6человек- 6 цветов, поэтому «Живая радуга»). Каждый ученик в   группе получает  лист с индивидуальным  заданием и приступает к работе.  Через короткое время, по сигналу учителя,  задание передается по кругу в группе. Каждый ученик вносит изменения, корректировки своим цветом маркера. Останавливается  работа, когда к каждому ученику в группе возвращается его работа. По цвету  маркера видно, насколько  активны  дети, получаются разные  цвета радуги.  Дети  увлеченно беседуют, работа проходит динамично и результативно. Активное участие в беседе принимают и    «особые» дети.   Технология является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания.

  • Вариант   -  парная  (для каждой пары  индивидуальное задание).

Класс делится на  пары.  В состав пар входят дети  с ОВЗ. У каждой     пары  свой цвет маркера. Каждая  пара получает  лист с индивидуальным  заданием и приступает к работе.  Через короткое время, по сигналу учителя,  задание передается по кругу. Каждая  пара вносит изменения, корректировки своим цветом маркера. Останавливается  работа, когда к каждой паре возвращается его работа. По цвету  маркера видно, насколько  активны  дети, получаются разные  цвета радуги.  Дети  увлеченно беседуют, работа проходит динамично и результативно. Активное участие в беседе принимают и    «особые» дети.   Успевают проговорить за несколько минут несколько тем и каждая пара  убеждает  в своей правоте другую пару.     

Технология помогает сделать  учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Отмечается и одобряется не столько сам результат, а    согласованность, сплоченность, умение сотрудничать.

Задания для 1 класса.

  • Нужно записать слова, восстановив правильный порядок слогов.

РО-СО_КА                            ЛЁ-ЦЫП-НОК

БА-СО-КА                               КО-ВА-РО

ТЁ-КО-НОК                            КУ-ЦА-РИ

  • Работа    по рисунку,   напишите:

-Слова-названия предметов-1пара

- Слова-названия действий предметов-2 пара

-Слова-названия признаков предметов-3 пара

  • Устные ответы на вопросы, объединенные темой;
  • Разделите слова на слоги;
  • Запишите только те слова, которые можно разделить для переноса и т.д.

2.7 Удобство технологии

Удобство данной технологии заключается в следующем:

  • меняется характер взаимоотношений между детьми ( исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность-это очень важно при инклюзивном обучении);
  • возрастает сплоченность класса;
  • возрастает самооценка «особенных» детей;
  • ученики получают удовольствие от занятий;
  •  комфортно чувствуют себя в школе все обучающиеся.

2.8  Результаты использования  технологии  «Живая радуга»

Что нам дало использование технологии «Живая радуга»на уроках?

Во-первых, повысилось качество выполнения домашней работы. Как утверждают сами учащиеся, они стали чаще проверять орфограммы, зная, что домашняя работа будет проверена непосредственно на уроке. Учитель на уроке проводит работу над ошибками, выявляет их причину.

Во-вторых, значительно повысилось использование словарных слов, как в письменной речи, так и  в устной. На момент работы со словарными словами  в классе нет ни одного пассивного ученика, учащиеся желают работать на уроке, стараются не допускать ошибок, соответственно вырастает эффективность данного этапа урока.  Хорошая динамика  в написании творческих работ, в составлении рассказа, в восстановлении  деформированного текста.

Дети стали лучше пересказывать на уроках чтения, исправлять речевые шибки  друг у друга на уроках.

Стали   инициативнее, самостоятельнее,  формируются   навыки сотрудничества, общения.

Я при этом получает дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения; возможность сочетать на уроке обучение и воспитание; строить человеческие и деловые отношения с детьми.

Используя на уроках и во внеурочной деятельности технологию «Живая радуга» я смогла:

— пробудить у учащихся интерес к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом;

—  нацелит учащихся на самостоятельное овладение знаниями и умениями;

— развить субъективную активность, умение правильно вести диалог, слушать своего оппонента, высказывать свою точку зрения,   соглашаться  или нет с чужим мнением;

— расширить кругозор учащихся, сделать богаче их внутренний мир.

Результаты совместной работы учащихся в группах, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. И это потому, что члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы, а также работа каждого ученика в группе особенно индивидуализируется при регулировании темпа продвижения при изучении какого-либо вопроса.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся. Причем помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

 Результаты применения групповой формы работы :

  • возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность

обучающихся;

  • растет самокритичность ребенка;
  • учатся делать выводы по предметному содержанию;
  • формируется терминологическая речь;
  • возрастает сплоченность класса;
  • меняется характер взаимоотношений между детьми, дети согласовывают свои действия.

Одним из главных результатов технологии «Живая радуга» является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии.

ЛИТЕРАТУРА


1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2013 г.

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

3.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – 2016 г.

4.Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 2014г.

 5.Поливанова Н. И., Ревина И. В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности // Психологическая наука и образование. – 1996. - №2.

 6.Витковская И. М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников// Начальная школа. –2017г.

7..Сайт: https://vestnikprosveshheniya.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающий мир в 1 классе "Почему радуга разноцветная?" Учебно-методическое обеспечение: УМК «Школа России», Плешаков А.А. Мир вокруг нас.

Урок поможет сформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и их последовательности, представление о разложении солнечного света. Развивать мышление и пространственное воображение...

Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся.

Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся....

Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся.

Презентация к выступлению на тему Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся....

ПК 4.1 Выбирать учебно-методический комплекс,разработать учебно - методические материалы

ПК 4.1 Выбирать учебно-методический комплекс,разработать учебно - методические материалы...


 

Комментарии

Арисланова Людмила Михайловна

Очень интересная разработка.

Гогаева Наталья Валерьевна

Спасибо за интересную разработку. Буду использовать на уроке.