Урок русского языка 3 класс УМК Перспективная начальная школа Прошедшее время глагола
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Логинова Светлана Николаевна

Цель: Усвоение понятия «время глагола», формирование умения определять времена глаголов  . Донести до сознания детей, что глаголы прошедшего времени изменяются по числам и по родам, но не изменяются по лицам. Знакомство с суффиксом глаголов прошедшего времени -л-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no34.1._proshedshee_vremya_glagola.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Прошедшее время глагола»

КЛАСС 3 класс

УМК – ПНШ

У.с.165-167

М.с.249

Цель: Усвоение понятия «время глагола», формирование умения определять времена глаголов  . Донести до сознания детей, что глаголы прошедшего времени изменяются по числам и по родам, но не изменяются по лицам. Знакомство с суффиксом глаголов прошедшего времени -л-

ХОД УРОКА.

  1. Орг. момент. Целеполагание

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет,

Чертит, пишет, иль поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам глагол.

-Ребята. над какой темой мы работаем?

- Что мы уже знаем о глаголе? ( Учащиеся дают определение глаголу как части речи, а так же называют его грамматические признаки.Параллельно на доску вывешивается алгоритм)

Глагол

1. Глагол— это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?

2.Начальная форма, которая называется неопределенной формой. Она оканчивается на суффиксы -ть, -ти, -чь.

3. Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица, т.к. это неизменяемаяформа глагола. Она обладает только постоянными признаками глагола.

-Что такое время глагола? (правило с. 165)

-Ребята. сегодня на уроке мы подробнее разберем прошедшее время глагола.

-На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?

-Что нам предстоит выяснить про глаголы прошедшего времени? (как изменяются глаголы прошедшего времени?)

-Поставьте цель.

2. Работа над темой.

-упр.190. Цель данного упражнения- путем сравнения предложений объяснить ученикам, в чем заключается смысловая разница глагольных форм прошедшего, настоящего  и будущего времени.

После этого учащиеся читают плакат Летучей Мыши и подбирают к каждому образцу примеры из предыдущего упражнения.(10мин)

-Упр.191 (10мин)

В результате выполнения этого упражнения дети должны прийти к выводу, что глаголы прошедшего времени изменяются не только по числам, но и по родам.

   К такому заключению ученики придут, сравнивая формы глагола, их окончания и вопросы к ним.

   После выполнения упражнения ученики знакомятся с содержанием плаката Летучей Мыши. Учитель обращает внимание на суффикс –л- в глаголах из упражнения 191.

-После какого суффикса слоит суффикс-л-?

ФИЗМИНУТКА.

Мы осанку исправляем,

Спинку дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

Наши мышцы потянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

За работу ты возьмись.

-Упр.192 (10мин0

Цель этого упражнения- формирование умения распознавать в тексте глаголы указанных форм. Кроме того , дети учатся разбирать предложение по членам.

   Учащиеся устно называют основу предложений. Все глаголы в данном тексте стоят в форме прошедшего времени. Ученики выписывают их в следующем порядке:

  1. Покрылся, наполнился.
  2. Сверкала.
  3. Сияло, прогрело.
  4. Тянулись, расцвели.

При выделении окончаний учитель может обратить внимание детей на то, что у глагола  «тянулись» окончание –и- стоит перед частичкой -сь.

   Так как все эти глаголы употреблены в форме прошедшего времени, можно предложить детям выделить в них суффикс прошедшего времени -л-.

Далее дети списывают предложение, выделенное цветом, и разбирают его по членам

- Работа в группах. Прочитайте устойчивые выражения.

1 группа

Найдите среди них то, где есть глагол. Найдите в «Словаре устойчивых выражений» (стр. 157-159) объяснение этому выражению. Зачитайте его. В какой форме этот глагол. Поставьте глагол в прошедшее время. Измените его по родам и числам.

в сердцах

как ошпаренный

заморить червячка

как вкопанный

2 группа

Найдите среди них то, где есть глагол. Найдите в «Словаре устойчивых выражений» (стр. 157-159) объяснение этому выражению. Зачитайте его. В какой форме этот глагол. Поставьте глагол в прошедшее время. Измените его по родам и числам.

как рыба в воде

кривить душой

тютелька в тютельку

как вкопанный

3 группа

Найдите среди них то, где есть глагол. Найдите в «Словаре устойчивых выражений» (стр. 157-159) объяснение этому выражению. Зачитайте его. В какой форме этот глагол. Поставьте глагол в прошедшее время. Измените его по родам и числам.

собачий холод

попасть впросак

как рыба в воде

спустя рукава

4 группа

Найдите среди них то, где есть глагол. Найдите в «Словаре устойчивых выражений» (стр. 157-159) объяснение этому выражению. Зачитайте его. В какой форме этот глагол. Поставьте глагол в прошедшее время. Измените его по родам и числам.

как ошпаренный

как рыба в воде

нос совать

собачий холод

5 группа

Найдите среди них то, где есть глагол. Найдите в «Словаре устойчивых выражений» (стр. 157-159) объяснение этому выражению. Зачитайте его. В какой форме этот глагол. Поставьте глагол в прошедшее время. Измените его по родам и числам.

спустя рукава

как рыба в воде

в сердцах

показать товар лицом

3. Итог урока.

-Что обозначают глаголы прошедшего времени?(обозначают действия, которые уже произошли)

     2.Как изменяются глаголы прошедшего времени? (Глаголы прошедшего времени изменяются по числам и родам)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в малокомплектной начальной школе 2-4 класс тема "Глагол. Спряжение глагола"

Данный урок   проводился   в соответствии с разработанным  УМК «ПланетаЗнаний» - 2 класс, учебник русского языка авторы: Л.Я. Желтовская, О.Б.Калинина; УМК « Школа России» Л.М...

1. Урок русского языка УМК «Перспективная начальная школа»,3 класс. Тема: «Написание букв «о» и «е» после шипящих и ц в окончаниях существительных».

Урок русского языка  УМК «Перспективная начальная школа»,3 класс. Тема: «Написание букв «о» и «е» после шипящих и ц в окончаниях существительных&ra...

Урок русского языка УМК Перспективная начальная школа 3 класс. Окончания существительных во множественном числе в разных падежах

Цель : -совершенствовать навык письма окончаний существительных множественного числа. Планируемые результатыпредметные:-дать понятие учащимся о том, что имена существительные во множественном чис...

Урок русского языка УМК Перспективная начальная школа .Характеристика предложения и разбор слова как части речи.4 класс

Русский язык №13.3. Характеристика предложения и разбор слова как части речи.Тип урока: Открытия новых знаний ОНЗ   Цель – систематизировать сведения о членах предложения и на примере ...

Урок русского языка УМК Перспективная начальная школа Текст рассуждение

Цели урока: повторить особенности построения такого типа текста, как рассуждение, осваивать этот тип текста на практике. Планируемые результатыпредметные: развивать умение детей подтверждать свои...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Времена глаголов". УМК "Школа России"

Урок русского языка "Времена глаголов" . Урок олзнакомления с новым материалом....