Методическая разработка урока "Имя существительное"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Фёдорова Елена Алексеевна

Материал предлагается в помощь учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Имя существительное. 3 класс

Цель: cформирование знаний  об имени существительном как части речи;  

Задачи:

образовательные:

- совершенствование  умения различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; повторить непроверяемые безударные гласные;

коррекционно-развивающие:

 -обогащение и активизация словарного запаса по теме «Имя существительное»

- укрепление физического и психического  здоровья учащихся:

а)  снятие психомоторного напряжения;

б)  развитие зрительного и слухового и тактильно-двигательного восприятия,

внимания, памяти;

в) развитие мелкой и крупной моторики, координации движений;

воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету, уважение друг к другу;

- формирование умения работать самостоятельно;

Оборудование:  таблица , индивидуальные карточки, интерактивная доска.

Ход урока

1. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя.

Добрый день, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас и согреет своим теплом.  

        Вдохните глубоко и, когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться. Вдохните еще раз и снова улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу.  Я желаю вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас.

II. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, с помощью чего мы сформируем свои мысли?

(Слайд 1)

-Вот и с давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части , каждая из которых имеет собственное название, имя. Одного из них сегодня мы начинаем изучать. Как называется эту часть речи, вы расшифруете слово, переставив числа в порядке увеличения.

(Слайд 2)

44

67

18

52

92

22

57

78

8

13

66

38

95

100

83

т

е

щ

в

н

е

и

л

с

у

т

с

о

е

ь

- Молодцы! Тема нашего урока: имя существительное. И в конце урока мы должны дать ответ  на вопрос что такое имя существительное.

III. Актуализация опорных знаний

  1. Проверка домашнего задания.

-Ребята, давайте сначала проверим домашнее задание. Что задано на дом?

        Учащиеся должны были выписать названия слов относящихся к овощам. Поставить знак ударения и подчеркнуть буквы непроверяемых безударных гласных.

Овощи, чеснок, морковь, картофель, огурцы, помидоры.

- А как мы узнаем непроверяемых безударных гласных?

   Слова с непроверяемыми безударными гласными нужно запомнить.

-Молодцы, все с домашним заданием справились.

2. Игра «Что лишнее»

(Слайд 3)

Летчик, заяц, кошка, река, ребенок

-Найдите лишнее слово (река, отвечает на вопрос что?, а остальные слова отвечают на вопрос кто?)

3. Разминка

- в лесу -  грибы, а на огороде - … (морковь)

- в магазине- -покупатель, а в классе - … (ученик)

- луна – это ночь, а солнце - … (день)

-волк – дикое животное, а корова - … (домашнее животное)

-сайра – рыба, а воробей - … (птица)

VI.Физкультминутка

            Раз – подняться, потянутся,

             Два- согнутся, разогнутся,

             Три- в ладоши три хлопка,

              Головою три кивка.

              На четыре – руки шире

              Пять – руками помахать.

              Шесть – на стульчик тихо сесть.

V.Работа по теме урока

1.Что такое имя существительное?

(Слайд 3)

-Назовите предметы на рисунке

-На какие две группы можно разделить эти слова? (эти слова можно разделить на вопросы кто? что?)

-Слова, отвечающие на вопрос кто? называют одушевленными.

-А слова, отвечающие на вопрос что? называют неодушевленными.

-А теперь обобщим эти знания одним словом: слова обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? что? называются именами существительными.

Так, как же называют эти слова?  (Эти слова называют именами существительными)

-Ребята, ответьте мне, что такое существительное?

-Правильно, но, во-первых, имя существительное- это часть речи, во-вторых, обозначает предмет, в третьих, отвечает на вопрос кто? что?

-Давайте все хором прочитаем, что такое имя существительное (Слайд)

2. Работа с карточками.

Учащимся 1 уровня: Вместо точек найдите и запишите нужные слова. Вставьте к ним вопрос.

Светит яркое …  На небе летят …    … любуются им.  Какая ….!

Учащимся 2 уровня: Спишите слова в 2 столбик

Мышка, дорога, пенал, дятел, рука, повар, сестра, трава.

Учащимся 3 уровня: Записать названия предметов в классе.

3.Игра «Хлопай-топай!»

-Я говорю слова. Если вы услышали существительное –хлопайте в ладоши; другое слово- топните ногами.

Рисовать, небо, звери, яблоко, сильный, дождь, орел, лес, дремучий, хорошо, поет, доброта, ветер.

-Еще существует явления природы, такие, как  дождь, снег, осень, зима, утро, туман, гроза. Они тоже отвечают на вопрос что?

-Есть и слова, обозначающие состояние человека. Это доброта, сила, бодрость, любовь, красота, здоровье. На какой вопрос они отвечают?

 Дети записывают эти слова в тетради

VI.Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)

          Целый день, целый день

          Крутится скакалка

          Целый день, целый день

          Скачет наша Галка

          Правой скоп, левой скоп

          Сразу обе ножки

          То назад, то вперед

           Скачут по дорожке

           Все быстрей и быстрей

           Крутится скакалка

           Выше всех, дольше всех

           Скачет наша Галка

VII. Закрепление

1.Словарная работа: д…в…чка, к…р…ва,  п…тух, М…сква, п…м…дор.

-Какие слова вы запомнили? (девочка, пишутся гласные е и о, …)  

-эти слова, из какой части речи? Почему?

 2.Самостоятельная работа. 

              Упражнение 3 стр. 87.

Прочитайте  и вспомните названия этих сказок. Выпиши выделенные имена существительные по образцу.

   3.Игра «Фантазеры»

           Детям предлагаются двойка слов, которые нужно включить в высказывание

Образец: очки, газета- Бабушка надела очки и начала читать газету.

       1.Обед, газель

       2. Друг, кино

    VIII. Домашнее задание.

Упражнение 2 стр. 87.

      XI. Итог урока.

- Что мы изучали сегодня?

- Что такое имя существительное?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»

Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока по русскому языку по теме:Три склонения имён существительных.4-класс.

Обобщить и углубить знания учащихся о трёх типах склонения имён сущиствительных.Развивать умение работать в парах....

Методическая разработка по русскому языку в 4 классе.Тема: Имя существительное (повторение)

Урок построен в форме заочного увлекательного путешествия по частям речи.Они побывают наостановках: " Разминка", " Имя существительное", "Преобразование", "Загадки", "Имя прилагательное", "Глагол", "К...

Методическая разработка урока русского языка "Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных"

Тема урока: Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительныхТип урока: Решение учебной задачиЦели:- формировать умения отличать собственные и нарицательные имена су...