Урок русского языка во 2 классе "Что такое имя прилагательное?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

В данной разработке представлен первый урок по теме "Имя прилагательное", где дети в игровой форме знакомятся с понятием имени прилагательного, учатся находить прилагательные в речи, использовать их в своей речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_pril_2_klass.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по русскому языку во 2 классе

Учебный предмет: русский язык

Класс: 2 класс

Тема урока: Что такое имя прилагательное?

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели:

Образовательная:

познакомить с существенными признаками имени прилагательного как
части речи; развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;

Воспитательная

Воспитание наблюдательности, внимания, любви к природе

Развивающая

Развитие речи учащихся, логического мышления

Задачи

Учить распознавать в речи имена прилагательные;

Формировать навыки грамотного письма;

Развивать самоконтроль, мышление, речь

Учить работать совместно, в парах;

Стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;

Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Ход урока

1.Организационный момент.

II. Минутка чистописания.

Учитель:

Начнем с минутки чистописания.

-Откройте тетради, положите правильно, сядьте красиво, правильно. Запишите число, классная работа.

- Сегодня 21 марта… Март… Какое это время года?

(На первой строке пишу слово
Весна.)

- Назовите весенние месяцы.

Пишу рядом:
Март, апрель, май – весенние месяцы.

III.  Постановка цели и задач урока

- А теперь запишите эти предложения в тетради.

Весна. Март, апрель, май – весенние месяцы.
-  Предложения состоят из слов. Посмотрите внимательно на слова, из которых составлены эти предложения и подумайте, какое из них может быть лишним? (Весенние.)
- Почему? Докажите. (Это не имя существительное)

-Если это не имя существительное, то к какой части речи оно относится ? (Прилагательное)

-Сегодня мы поговорим подробнее об имени прилагательном.

А что именно мы должны узнать об имени прилагательном? Какие задачи урока поставим?

(Надо узнать, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, научиться отличать их от других слов, узнать о роли прилагательных в нашей речи.)

IV. Проблемная ситуация.

1) Чтение текста с пропущенными словами

У каждого листок:

Угадай, что за зверек притаился под кустом? У него уши, хвост, шерсть.

- Кто же это? (Трудно догадаться.) (Открывается запись на доске – текст со вставленными словами.)  

Угадай, что за лесной зверек притаился под кустом? У него длинные уши, короткий хвост, летом шерсть серая, а зимой белая.

- Теперь догадались, о ком идет речь?

- Что обозначают слова, которые помогли нам точно описать зверя? На какие вопросы они отвечают?

- Как называется эта часть речи?

Подчеркивается прилагательное волнистой линией. (показать на доске)

Вывод: Слова, отвечающие на вопросы  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.

V. Усвоение новых знаний

1. - Для чего нужны имена прилагательные в нашей речи? Можно ли обойтись без них? 

-А сейчас, ребята, послушайте такой текст (предлагается на слух текст без имен прилагательных)

Пришла весна. Она подарила людям цветы. Пробудилась земля. Поляны украшает ковер подснежников

- Какой это текст, ребята, веселый или грустный? Интересно было его слушать?
(грустный, неинтересный, скучный
)

Давайте попробуем вставить в этот текст имена прилагательные. (На листочках текст №2) Работаем на этих листочках!

Пришла ______________ весна. Она подарила людям______________ цветы. Пробудилась______________ земля. ____________ поляны украшает ___________ковер _____________ подснежников.


Пришла  ранняя весна.  Она подарила людям яркие цветы..
Пробудилась спящая земля. Зеленые поляны украшает весенний ковер нежных подснежников.


-Прочитайте, пожалуйста, текст, который у нас получился.
Сравните тексты. Какой вам больше нравится? Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?
(Ответы детей.)
-Подчеркните, пожалуйста, имена прилагательные волнистой линией, а  имя существительное, которое оно украшает отметьте крестиком. Прочитайте полученные словосочетания.

-Так зачем нам нужны прилагательные?

Вывод: Имена прилагательные «раскрашивают» нашу речь, помогают лучше представить картину, нарисованную именами существительными.

2. Игра. Отгадай кто это?       (На слух)

Бурый, мохнатый, косолапый.                                         Медведь

Рыжая, хитрая, ловкая.                                                      Лиса

Серый, хищный, жадный.                                                 Волк

Белый, пушистый.                                                             Снег

Кудрявая, белоствольная .                                                Берёза
Круглый, кожаный, футбольный.                                     Мяч.

VI. Физминутка

Зайцы скачут:
Скок – скок – скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
Не идёт ли волк.
Раз - согнуться, разогнуться,
Два - нагнуться, потянуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.

VIIНаблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным

- А теперь попробуйте сами подобрать существительное, зная только его признаки.

   Работа по карточке задание № 3

 Широкая, глубокая, быстрая_____________     (река)

 Большой, красный, сладкий, сахарный ___________ (арбуз)

 Круглое, сладкое, сочное _____________(яблоко)

-  Давайте проверим, что же у вас получилось? (Проверить орфограммы в словах)

-  Как вы думаете, слова  какой части речи уточняют имена прилагательные?

 (имена существительные)

!! Имя прилагательное употребляется при именах существительных


Послушайте, как говорят о себе имена прилагательные:

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука. 

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Вот громкий звук,

Вот желтый шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий колокольчик,

А вот и острый кончик,

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить.

- Какие имена прилагательные прозвучали в этом стихотворении? С какой частью речи связаны имена прилагательные? ( с именем существительным)

4. Работа с электронным учебником (Игра «Помоги паучку»)

5. Игра «Подбери признаки».

По вкусу: лимон __________, а сахар _____________. 

По цвету: ромашка ____________, а колокольчик _______________.

По форме: мяч ___________ , а стол ___________________.

По размеру: слон ______________, а муравей _________________.

-Прочитайте, пожалуйста, что у вас получилось.
(Ответы детей.)

-Так зачем нам нужны прилагательные?

Вывод: Чтобы украшать предметы, чувства и явления, то есть прилагательные нужны, чтобы украшать нашу речь.


6. Дополнительное задание (по времени)

Составить крылатые выражения (фразеологизмы)

Голодный как

Рыба

Хитрый как

Ёж

Трусливый как

Сорока

Колючий как

Уж

Изворотливый как

Заяц

Немой как

Волк

Болтливый как

Лиса


IX. Рефлексия.

Можно послушать объяснение профессора Самоварова из электронного учебника.

- Какова была цель сегодняшнего урока?

- Достигли ли цели? Докажите.

- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Сможете отличить имена прилагательные от других слов?

(Ответы детей.)

Домашнее задание.                                                                                   

                  Имя прилагательное.                   ___________________________

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Какова роль прилагательных в речи?

Как отличить имена прилагательные от других частей речи?

Задание 1.

Угадай, что за зверек притаился под кустом? У него уши, хвост, шерсть.

Задание 2.

Пришла ______________ весна. Она подарила людям______________

цветы. Пробудилась______________ земля. ____________ поляны

украшает ___________ковер _____________ подснежников.

Задание 3.

 Широкая, глубокая, быстрая_____________    

 Полосатый, сладкий, сахарный ___________

 Круглое, сладкое, сочное _____________

Задание 4.

Игра «Подбери признаки».

По вкусу: лимон ____________, а сахар _____________. 
По цвету: ромашка ____________, а колокольчик _______________.
По форме: мяч ___________ , а стол ___________________.
По размеру: слон ________________, а муравей _________________.

Задание 5.

Голодный как

Рыба

Хитрый как

Ёж

Трусливый как

Сорока

Колючий как

Уж

Изворотливый как

Заяц

Немой как

Волк

Болтливый как

Лиса



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» .2 класс

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»УМК «Школа России» .2 класс...

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс.

Урок русского языка  « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс....

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....

Технологическая карта урока русского языка Тема: Что такое текст-рассуждение? 2 класс УМК "Школа России"

Предмет: русский языкТема: Что такое текст-рассуждение?Цели деятельности учителя: познакомить со структурой текста-рассуждения, учить различать текст-рассуждение, развивать умение отвечать на вопросы....

Конспект урока русского языка Тема: "Что такое местоимение?", 2 класс . УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию местоимений и овладению умением составлять слова с помощью мест...