Конспект открытого урока по теме "Как разобрать имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект открытого урока по теме "Как разобрать имя существительное" УМК "Перспектива"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Как разобрать имя существительное.

Цель: Систематизация знаний учащихся о роде, числе и падеже имен существительных.

Задачи:

  • Обобщить и систематизировать знания об имени существительном,  его  существенных признаках,
  • Определить порядок морфологического разбора имени существительного, научить выполнять разбор имен существительных,
  • Воспитывать умение работать в группе.

Планируемые результаты:

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

  • Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
  • Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников.
  • Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в группе, оказывать взаимопомощь.

Предметные – сформировать умение производить морфологический разбор имени существительного.

1.Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок.

Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке: книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Учиться

учителю – радость.

Ученье – свет,

всегда пригодится.

Ученику – удача,

неученье – тьма.

Составьте пословицы. Объясните их смысл. Какую из них мы выберем девизом нашего урока? Почему?

2.Словарная работа. Минутка чистописания. Мотивация.

Отгадайте, какую букву мы сегодня будем писать, для этого внимательно слушайте утверждения и отвечайте «Да» или «Нет». Наша задача найти правильные высказывания. (Игра «Согласны ли вы?»)

Согласны ли вы, что…

- Слова «малина, сегодня, вместе» - это имена существительные?

- В словах «морковь, болото, горох» - 3 различные орфограммы?

- Слова «перрон, хоккей, метро» - несклоняемые?

- Слова «сливки, магазин, каникулы» – изменяются по числам?

- В словах «ноябрь, аптека, медведь» - букв больше, чем звуков?

-Слова «Маша, Москва, ученик» – одушевленные, собственные имена существительные?

Маша

медведь

- Что общего в этих существительных? Чем они отличаются?

Какая буква спряталась? Что вы знаете об этой букве и звуках, которые она обозначает?

А принесла эту букву…. (Маша из мульфильма «Маша и медведь») Она не просто так пришла к нам, а решила обратиться за помощью. Но прежде, чем делиться своей проблемой, она решила проверить наши знания.

Предложение

В лесной избушке3 живут Машенька2 и медведь1.

4.Постановка учебной задачи

-Что необычного вы заметили в Машином предложении? Как разобрать имя существительное?

Как вы думаете, что означают цифры в предложении? Что должна изучить Маша? Давайте, ей поможем!

-Чем мы будем заниматься на уроке? (Открытие темы урока)

 Какие цели поставим (что должны будем сделать)

5.Обощение знаний о видах разбора.

Фонетический разбор

-Какие виды разбора мы знаем? (Разбор по составу и фонетический разбор)

-Давайте, проверим ваше предположение. (Нажимаем цифру 1 в презентации – это триггер)

-Что такое фонетический разбор? Помогите Маше вспомнить порядок разбора (Восстановление деформированной инструкции)

-Как охарактеризовать звуки? Какими бывают гласные и согласные?

-Посмотрите, Маша уже принялась за дело. Давайте и мы выполним первое задание (Один ученик разбирает существительное «медведь» на доске, а остальные – в тетради)

Разбор по составу

-Маша благодарна вам за помощь. Давайте, поможем ей вспомнить второй вид разбора. (Открываем цифру 2)

-Что значит разобрать слово по составу?

-Какие части слова вы знаете?

-Напомните Маше порядок разбора. (Восстановление алгоритма разбора по составу)

-Смотрите, Маша принялась на работу. Значит, пора и нам приниматься за дело.

Физминутка

Маша благодарна вам за помощь и предлагает отдохнуть. Сегодня она приглашает нас в зимний лес на прогулку.

(Активная физминутка)

-Кто внимательно слушал? Правильно ли Маша образовывала новые названия птиц и зверей?

-Значит, ей еще многому предстоит научиться!

6.Открытие нового знания.

 Морфологический разбор

-А мы с вами продолжим работу. Нам надо познакомиться с третьим видом разбора. Это морфологический разбор. Что означает слово «морфология»? Где можно посмотреть значение незнакомого слова? (В словаре)

-СЛОВАРЬ: Морфология – это наука о частях речи. Слово какой части речи надо разобрать Маше? (Имя существительное)

-Как его выполнить? Что для этого надо сделать? (Узнать как проводить морфологический разбор)

-Что такое имя существительное?

Выполнить морфологический разбор – это значит, указать признаки существительного, как части речи. А их, уверяю вас, вы прекрасно знаете. Распределите слова на группы, дайте каждой группе название.

Работа в парах.

Ученики выполняют задание на карточках, определяют признаки имени существительного, прикрепляют слова на доску (прием «Корзина идей»):

Карточка 1.

Прочитайте отрывок. Распределите выделенные существительные на 2 группы. Запишите в тетрадь.

В библиотеке много интересных книг. Особенно меня привлекают русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кот, петух и лиса», «Василиса Прекрасная»…

С детства я помню сказку «Маша и медведь».

Карточка 2.

Прочитайте отрывок. Из какого он произведения? Распределите выделенные существительные на 2 группы. Запишите в тетрадь.

Можно ли это сделать по-другому признаку?

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Собрались раз подружки в лес - по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька - деревце за деревце, кустик за кустик - и ушла далеко-далеко от подружек.

Карточка 3.

Прочитайте отрывок. Из какого он произведения? Найдите формы одного и того же слова. Чем они отличаются? Запишите в тетрадь.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит-стоит избушка.

Ведёт к избушке извилистая тропинка. Молодая березка возле избушки растёт, а за избушкой – ёлочка. А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. 

Постучала Машенька в дверь - не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась. Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.

Карточка 4.

Прочитайте отрывок. Из какого он произведения? Распределите выделенные существительные на 3 группы. Запишите в тетрадь.

Напекла Машенька пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

- Вот, смотри: я в короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

- Ладно, - отвечает медведь, - давай короб! Машенька говорит:

- Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик! Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.

Карточка 5.

Разбери предложение по членам. Сделай вывод, каким членом предложения может быть имя существительное.

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.

-Выберите признак, по которому вы распределили имена существительные на группы (дети выбирают карточки). На какие группы можно разделить эти признаки (Постоянные и непостоянные) – Дети выбирают подходящие карточки, составляют кластер.

-Оказывается, для того, чтобы выполнить морфологический разбор имение существительного, надо указать его признаки как части речи. Можем мы теперь приступить к разбору? Посмотрите, а Маша еще не поняла, как это делать. Что мы забыли рассказать? (Порядок разбора)

Работа с учебником

-Где мы можем узнать порядок разбора? (В учебнике)

-Откройте с.42. Посмотрите, Профессор Самоваров спешит поделиться с нами своими знаниями.

(Чтение по цепочке. Составление  алгоритма).

-Посмотрите, Маша все поняла и приступила к выполнению задания. Давайте и мы выполним морфологический разбор.

Закрепление изученного

1)Самостоятельная работа

Написала небольшой рассказ по теме «Зимняя прогулка». Но часть слов исчезла. Восстановите рассказ, запишите его в тетрадь. Выберите одно имя существительное из рассказа и разберите его как часть речи.

(Взаимопроверка, выставление оценок).

Зимняя прогулка

Ранним утром…

Ярко светит …

Лесная тропинка …

Между берёзками …

Хорошо …

2)Пока мы работали самостоятельно, Маша тоже выполнила морфологический разбор слов. Профессор Самоваров проверил ее работу, потом посмеялся, а потом решил поместить ее работу в учебник, чтобы другие ученики не сделали таких же ошибок. А вы сможете определить, где ошиблась Маша?

Упр.76

Самооценка

Вы молодцы, все задания Маши вы выполнили. Надеюсь, Маша запомнит, как можно разобрать имя существительное. А я вас прошу оценить свою работу на уроке.

Рефлексия

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Все ли задачи мы выполнили?

Выставление оценок

Домашнее задание: списать текст и выполнить на выбор: разбор по составу, морфологический разбор или фонетический.

Задание. Спишите текст. Выполните один вид разбора (на выбор). Цифры обозначают:

  1. фонетический разбор (по буквам и звукам).
  2. разбор слова по составу.
  3. Морфологический разбор (как часть речи).

Зимние забавы.

Шёл густой снег. Крупные снежинки1 мотыльками3 кружились в свете3 окна. За одну ночь всё в природе изменилось. Взошло солнце. Оно высветило изумительной красоты зимний, белоснежный2 наряд. Каждая маленькая2 былинка словно покрылась лебяжьим пухом. Ребятишки раскатали горку до льда. Они устремились к ней с санками,  дощечками. Все хотят скатиться с ветерком! Щёки разрумянились. Малыши2 играли в снежки. Липкие комья снега летели во все стороны. Зима дарит людям много радости.

Домашнее задание.

2мин

- Записать ответы на вопросы в тетрадь.

Рефлексия

2 мин

  • Я узнал …
  • Я научился …
  • Мне понравилось…
  • Я затруднялся…
  • Моё настроение…

Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою работу на уроке. Аспект – оценка собственного продвижения.

Итог урока

2 мин

Выставление оценок.



Предварительный просмотр:

В библиотеке много интересных книг. Особенно меня привлекают русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кот, петух и лиса», «Василиса Прекрасная»…

С детства я помню сказку «Маша и медведь».

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Собрались раз подружки в лес - по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька - деревце за деревце, кустик за кустик - и ушла далеко-далеко от подружек.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит-стоит избушка.

Ведёт к избушке извилистая тропинка. Молодая березка возле избушки растёт, а за избушкой – ёлочка. А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. 

Постучала Машенька в дверь - не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась. Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.

Напекла Машенька пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

- Вот, смотри: я в короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

- Ладно, - отвечает медведь, - давай короб! Машенька говорит:

- Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик! Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Признаки склонения имен существительных". Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе. ОС "Школа России"

Урок-обобщение проводился по учебнику  Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. "Русский язык. 4 класс. 1 часть" на основе ИКТ: демонстрация слайдовой презентации...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных" к учебнику Канакиной по ФГОС

В феврале был проведён открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Единственное и множественное число имён существительных". Конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок с...

Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Обобщение знаний о падежах имен существительных."

Цели:• Образовательные: обобщить знания о падежах имен существительных;совершенствовать умение определять падеж по вопросам, предлогам, роль существительного в предложении;• Развивающие: развива...

Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".

На этом  уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление»....

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе. Тема урока: «Имя существительное (обобщение)»

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока: «Имя существительное" (обобщение) - Школа России....

Конспект открытого урока русского языка, проведённого в 4 классе на тему урока: "Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонения".

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в распозновании имен существмтельных всех трех типов склонения". Цель урока: учиться определять склонение сцщес...