Методическая разработка для 1 класса . Урок обучения грамоте в 1 классе.Тема урока: Звуки [ ж], буква Ж.
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Методическая разработка для 1 класса .

Урок обучения грамоте  в 1 классе

Тема  урока:  Звуки [ ж], буква Ж.

 

 

Учитель начальных классов: Дерипаско Лариса Вадимовна

ГБОУ лицей № 64 Приморского района

Г.Санкт-Петербурга

 

Тема  урока:  Звуки [ ж], буква Ж.

 

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

 

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

 

Задачи урока:     образовательные:

  • познакомить  с буквой  Ж   и звуком   [ж];
  • учить выполнять звукобуквенный анализ слов;
  • учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.

 

развивающая:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;
  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

воспитательная:

 

  • воспитывать интерес к чтению;
  • привитие навыков культурного общения;
  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

 

Методы обучения:

  • Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

 

Формы обучения:

  • фронтальная работа;
  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная

 

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, предметные картинки, фишки для обозначения звуков, касса букв и слогов, образцы печатных букв «Ж» и «ж».

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный

момент.

 

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

- Ребята, а какой у вас девиз?

Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

- А эпиграфом урока будут слова:

«С малой удачи начинается большой успех».

 

Мы – дружные,

Мы – внимательные,

Мы – старательные,

Мы отлично учимся,

У нас все получится.

 

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному ма­териалу.

 

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

 

- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» города «Буквоград». Но сначала давайте вспомним, какие известные нам буквы «проживают» в этом удивительном городе.

 

Игра «Живые буквы»

 

1) Встаньте те ребята, у которых на карточках написаны буквы, обозначающие гласные звуки.

 

2) Назовите лишнюю букву. Почему?

 

3) Встаньте те, у кого написаны «хитрые буквы».

 

4) Встаньте те, у кого написаны буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки.

 

5) Встаньте те, у кого на карточках написаны буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки.

 

6) К ним присоединятся учащиеся с буквами, которые обозначают парные глухие согласные звуки. Образуйте пары.

 

- Ребята, как вы думаете, почему ученик, у которого на карточке написана буква Ж, не смог определиться, к каким буквам ему присоединиться?

 

 

Участвуют в игре, выходят к доске с карточками, на которых написаны соответствующие буквы.

1) (А, о, у, э, ы, и)

2) (и – обозначает мягкость предшествующего согласного.)

3) (Я, ю, ё, е)

4) (Й, н, л, м, р)

5) (Б, в, г, д, з,)

6) (П, ф, к, т, с)

 

-Эту букву еще не изучали.

 

Познавательные:

логические:

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

 

3. Постановка учебной задачи.

 

- Ребята, какие затруднения возникли в ходе игры?

- Я надеюсь, сегодня на уроке мы сумеем устранить все возникшие затруднения.

- Мы с вами вспомнили всех известных нам «жителей» города «Буквоград», а узнать с какой буквой мы сегодня познакомимся, а также определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко».

 

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын….

 

Лейся, дождь, веселей,

Мы с тобой дружим.

Весело нам бегать

Босиком по ….

 

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе….

- Назовите первые звуки слов - отгадок.

 

- А теперь попытайтесь сформулировать тему урока.

 

- Чему вы должны научиться на уроке? Сформулируйте цели урока.

 

Создание проблемной ситуации

Ребята, у нас появилась проблема. Жители города прислали нам телеграмму, в которой сообщают, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем его особенность.

 

- Не знаем, к какой группе букв относится новая буква.

 

Отгадывают загадки.

жираф

лужам

живот

 

Называют первый звук слов-отгадок: [ж].

Формулируют тему урока:

Звук [ж], буква Ж.

 

Формулируют цели:

-познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж.

- учиться читать слоги, слова,

тексты с новой буквой.

 

Регулятивные:

целеполагание.

 

Познавательные:

общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

4. Построение

проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

 

-В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук?

- Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный?

-Тогда давайте будем решать эту проблему.

 

1. Составление плана решения проблемы

Исследование нового звука вы будете проводить в группах.

Давайте составим план исследования.

Если это согласный звук, что еще вы должны о нем рассказать?

 

-Как узнать, какой он, звонкий или глухой?

 

-Как узнать, бывает ли он твердым или мягким?

 

2. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

- Ребята, посовещайтесь в группах, сделайте звуковой анализ слов «лыжи» и «пирожок» на основе моделей, составьте звуковые схемы этих слов, поставьте все известные вам буквы,

подготовьте характеристику звука [ж] по плану, который мы с вами обсудили и постарайтесь определить, в чем особенность изучаемого звука.

3. Представление результатов исследования.

 

А сейчас послушаем представителей от каждой группы, которые расскажут о результатах своих исследований.

 

- Какие проблемы возникли при исследовании нового звука?

 

- В чем особенность звука [ж]?

 

- В каком районе «проживает» звук [ж]?

 

4. Игра «Подбери слово»

Может быть, в других словах звук [ж] произносится мягко?

- Придумайте слова с новым звуком.

- Удалось ли кому-то подобрать слово, где звук [ж] звучит мягко?

5. Физкультминутка

Игра «Гости»

Если в слове услышите новый звук, значит гость долгожданный – ему низкий поклон, а если нет – прячемся под парту.

 

6. Знакомство с новой буквой

-Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]?

- На что похожа буква Ж?

- Многие поэты заметили сходство буквы Ж,

с жуком, со снежинкой и сочинили такие стихи.

 

7. Чтение слогов с буквой «Ж, ж».

- Прочитайте слоги.

- Прочитайте слоги, в которых гласные указывают на мягкость согласного.

- Мягко или твердо прозвучал звук [ж]? Почему?

 

-В районе согласных.

 

-Выдвигают версии.

 

-Звонкий он или глухой, мягкий или твердый.

 

-Приложить руку к горлу и послушать работает ли «моторчик».

- Послушать, как он звучит в словах.

 

Учащиеся работают в группах: соотносят звуковую форму слов с буквенной, заменяют фишки в моделях слов буквами.

 

Представитель от каждой группы представляет результат исследований:

звук [ж] согласный, звонкий,

твердый.

 

-В слове «лыжи» после буквы Ж стоит буква «и», которая смягчает предшествующий согласный, но звук [ж] произносится твердо.

-У звука [ж] нет мягкой пары.

- В районе Согласных.

 

Подбирают слова со звуком

[ж].

- Нет, не удалось.

-Звук [ж] всегда твердый.

 

Участвуют в игре.

 

Ученики читают стихи.

Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у нее

Шесть жучиных ножек.

 

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

 

Стала снежинка

Буквою Ж,

Солнце ее

Не растопит уже!

 

Читают слоги.

- Твердо. Звук [ж] – всегда твердый.

Познавательные: логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- подведение под понятие, выведение следствий;

 

общеучебные:

- постановка и решение проблемы;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

(знаково - символические)

создавать и преобразовывать модели.

 

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий;

 

Коммуникативные:

- умение работать в группе;

- учитывать разные мнения;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

 

Познавательные:

логические:

- выбор оснований и критериев для сравнения.

 

5. Первичное закрепление.

1.Чтение слов, загадок

Дифференцированная работа по учебнику

(с.122)

1 группа

- Прочитайте слова, найдите слова – названия животных.

2 группа

- Прочитайте слова, найдите слова – действия.

3 группа

- Прочитайте и отгадайте загадки.

- Что интересного в этих загадках?

 

2. Физкультминутка

 

ЖУК

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках -

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук,

Нос испачкал пылью.

Улетел, улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях.

 

3. Занимательные задания

 

Дифференцированная работа в группах по учебнику (с.123)

 

1 группа

Составьте слова со слогом «жа».

 

2 группа

- Составьте новые слова, меняя одну букву.

 

3 группа

- Игра «Найди слово в слове».

 

4. Чтение рассказа «Жаба и жук».

 

- Вы можете предположить, о чем этот рассказ?

- Кто прочитает рассказ?

Вопросы по содержанию:

Где жила жаба?

- Кто сел ей на голову?

- Каким был жук?

- Почему жаба прыгнула в воду?

- Какой была жаба?

- Вы можете предположить, что может произойти с жуком после прыжка жабы в воду?

- Вам понравилась Жаба? А Жук?

 

-Жук, уж, жаба.

 

-Скажи, покажи, завяжи.

-Еж, снег.

-В загадках есть одинаковые слова, но отгадки совершенно разные.

 

Выполняют соответствующие движения.

 

-Жало, жабо, жаба, жара, жалит, сажа, кожа, лужа, ложа.

 

- Жара, пара, парк, паук.

 

Ежик, жеребенок, жаворонок, пожарэтажерка.

 

Выдвигают версии.

 

Чтение рассказа детьми вслух.

- У пруда.

- Жук.

-Жук был веселым.

- Чтобы избавится от жука.

- Умной.

- Жук может улететь или утонуть.

 

Познавательные:

общеучебные:

-формировать смысловое чтение;

- формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов.

 

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

 

Коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 

Регулятивные:

-прогнозирование.

 

Личностные:

-формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.

 

6. Самостоятельная работа

Работа в рабочей тетради «Я учусь писать и читать»

- Закрасить те части рисунка, в которые вписана буква ж.

 

Самостоятельно выполняют задания в тетради.

Регулятивные:

- самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Разноуровневые задания по карточкам.

Работа в парах.

-Ребята, предлагаю вам поработать в парах.

У вас на партах лежат карточки с заданиями разного уровня сложности. Предлагаю вам выбрать карточку с заданием того уровня сложности, с которым вы можете справиться. При выборе карточки, прислушайтесь к мнению соседа по парте.

Красные карточки:

1. Прочитайте пословицы и поговорки, расставьте ударения в словах.

2. Посчитайте, сколько раз встретилась буква Ж.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.

Ему скажи, да укажи, да в рот положи.

 

Зеленые карточки:

1.Прочитать скороговорки, раздели слова на слоги.

2.Подчеркни все буквы Ж.

У Жоры – уж, у Розы – уж.

Жутко жуку жить на суку.

У ежа – ежата, у ужа - ужата.

Желтые карточки:

1.Прочитай слова, подчеркнуть слоги с буквой ж.

2. Обведи в кружок все буквы Ж.

Жи–вот, лу–жа, жа–во–ро–нок, са-жа, же-ле-зо, лы-жи, жа-ло-ба, жа-ра.

 

 

Выполняют задания в парах.

Регулятивные:

- самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.

Коммуникативные:

- умение работать в паре;

- учитывать разные мнения.

8. Рефлексия

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

- Какой была тема урока?

- Какие цели вы ставили?

- Удалось ли достичь этих целей?

- Возникали у вас затруднения?

- Вы смогли их преодолеть?

 

Оцените свою работу на уроке.

- Если вам было интересно, все понятно, то покажите веселое солнышко.

- Если у вас иногда возникали сомнения – солнышко, которое выглянуло из-за тучки.

- Если не разобрались в теме, было не очень интересно – тучку.

 

-Звук [ж], буква Ж..

-Познакомиться со звуком [ж] и буквой ж, учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой.

-Да.

-Да.

-Да

 

Показывают сигналы.

Регулятивные:

-оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

 

Используемые источники:

  1. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. Букварь. М: Издательский центр «Вентана – Граф», 2011.
  2. М.И. Кузнецова. Тетрадь «Я учусь писать и читать» М: Издательский центр «Вентана – Граф», 2011.
  3. .Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. Русский язык. Обучение грамоте. Методические рекомендации к урокам.

М: Издательский центр «Вентана – Граф», 2011.

4. В.В.Волина. Праздник Букваря. М. «АСТ – ПРЕСС», 1996.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_dlya_1_klassa.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка для 1 класса .

Урок обучения грамоте  в 1 классе

Тема  урока:  Звуки [ ж], буква Ж.

Учитель начальных классов: Дерипаско Лариса Вадимовна

ГБОУ лицей № 64 Приморского района

Г.Санкт-Петербурга

Тема  урока:  Звуки [ ж], буква Ж.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Задачи урока:     образовательные:

  • познакомить  с буквой  Ж   и звуком   [ж];
  • учить выполнять звукобуквенный анализ слов;
  • учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.

развивающая:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;
  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

воспитательная:

  • воспитывать интерес к чтению;
  • привитие навыков культурного общения;
  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Методы обучения:

  • Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

Формы обучения:

  • фронтальная работа;
  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, предметные картинки, фишки для обозначения звуков, касса букв и слогов, образцы печатных букв «Ж» и «ж».

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный

момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

- Ребята, а какой у вас девиз?

Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

- А эпиграфом урока будут слова:

«С малой удачи начинается большой успех».

Мы – дружные,

Мы – внимательные,

Мы – старательные,

Мы отлично учимся,

У нас все получится.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» города «Буквоград». Но сначала давайте вспомним, какие известные нам буквы «проживают» в этом удивительном городе.

Игра «Живые буквы»

1) Встаньте те ребята, у которых на карточках написаны буквы, обозначающие гласные звуки.

2) Назовите лишнюю букву. Почему?

3) Встаньте те, у кого написаны «хитрые буквы».

4) Встаньте те, у кого написаны буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки.

5) Встаньте те, у кого на карточках написаны буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки.

6) К ним присоединятся учащиеся с буквами, которые обозначают парные глухие согласные звуки. Образуйте пары.

- Ребята, как вы думаете, почему ученик, у которого на карточке написана буква Ж, не смог определиться, к каким буквам ему присоединиться?

Участвуют в игре, выходят к доске с карточками, на которых написаны соответствующие буквы.

1) (А, о, у, э, ы, и)

2) (и – обозначает мягкость предшествующего согласного.)

3) (Я, ю, ё, е)

4) (Й, н, л, м, р)

5) (Б, в, г, д, з,)

6) (П, ф, к, т, с)

-Эту букву еще не изучали.

Познавательные:

логические:

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

3. Постановка учебной задачи.

- Ребята, какие затруднения возникли в ходе игры?

- Я надеюсь, сегодня на уроке мы сумеем устранить все возникшие затруднения.

- Мы с вами вспомнили всех известных нам «жителей» города «Буквоград», а узнать с какой буквой мы сегодня познакомимся, а также определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко».

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын….

Лейся, дождь, веселей,

Мы с тобой дружим.

Весело нам бегать

Босиком по ….

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе….

- Назовите первые звуки слов - отгадок.

- А теперь попытайтесь сформулировать тему урока.

- Чему вы должны научиться на уроке? Сформулируйте цели урока.

Создание проблемной ситуации

Ребята, у нас появилась проблема. Жители города прислали нам телеграмму, в которой сообщают, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем его особенность.

- Не знаем, к какой группе букв относится новая буква.

Отгадывают загадки.

жираф

лужам

живот

Называют первый звук слов-отгадок: [ж].

Формулируют тему урока:

Звук [ж], буква Ж.

Формулируют цели:

-познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж.

- учиться читать слоги, слова,

тексты с новой буквой.

Регулятивные:

целеполагание.

Познавательные:

общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

4. Построение

проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

-В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук?

- Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный?

-Тогда давайте будем решать эту проблему.

1. Составление плана решения проблемы

Исследование нового звука вы будете проводить в группах.

Давайте составим план исследования.

Если это согласный звук, что еще вы должны о нем рассказать?

-Как узнать, какой он, звонкий или глухой?

-Как узнать, бывает ли он твердым или мягким?

2. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

- Ребята, посовещайтесь в группах, сделайте звуковой анализ слов «лыжи» и «пирожок» на основе моделей, составьте звуковые схемы этих слов, поставьте все известные вам буквы,

подготовьте характеристику звука [ж] по плану, который мы с вами обсудили и постарайтесь определить, в чем особенность изучаемого звука.

3. Представление результатов исследования.

А сейчас послушаем представителей от каждой группы, которые расскажут о результатах своих исследований.

- Какие проблемы возникли при исследовании нового звука?

- В чем особенность звука [ж]?

- В каком районе «проживает» звук [ж]?

4. Игра «Подбери слово»

Может быть, в других словах звук [ж] произносится мягко?

- Придумайте слова с новым звуком.

- Удалось ли кому-то подобрать слово, где звук [ж] звучит мягко?

5. Физкультминутка

Игра «Гости»

Если в слове услышите новый звук, значит гость долгожданный – ему низкий поклон, а если нет – прячемся под парту.

6. Знакомство с новой буквой

-Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]?

- На что похожа буква Ж?

- Многие поэты заметили сходство буквы Ж,

с жуком, со снежинкой и сочинили такие стихи.

7. Чтение слогов с буквой «Ж, ж».

- Прочитайте слоги.

- Прочитайте слоги, в которых гласные указывают на мягкость согласного.

- Мягко или твердо прозвучал звук [ж]? Почему?

-В районе согласных.

-Выдвигают версии.

-Звонкий он или глухой, мягкий или твердый.

-Приложить руку к горлу и послушать работает ли «моторчик».

- Послушать, как он звучит в словах.

Учащиеся работают в группах: соотносят звуковую форму слов с буквенной, заменяют фишки в моделях слов буквами.

Представитель от каждой группы представляет результат исследований:

звук [ж] согласный, звонкий,

твердый.

-В слове «лыжи» после буквы Ж стоит буква «и», которая смягчает предшествующий согласный, но звук [ж] произносится твердо.

-У звука [ж] нет мягкой пары.

- В районе Согласных.

Подбирают слова со звуком

[ж].

- Нет, не удалось.

-Звук [ж] всегда твердый.

Участвуют в игре.

Ученики читают стихи.

Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у нее

Шесть жучиных ножек.

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

Стала снежинка

Буквою Ж,

Солнце ее

Не растопит уже!

Читают слоги.

- Твердо. Звук [ж] – всегда твердый.

Познавательные: логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- подведение под понятие, выведение следствий;

общеучебные:

- постановка и решение проблемы;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

(знаково - символические)

создавать и преобразовывать модели.

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий;

Коммуникативные:

- умение работать в группе;

- учитывать разные мнения;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

Познавательные:

логические:

- выбор оснований и критериев для сравнения.

5. Первичное закрепление.

1.Чтение слов, загадок

Дифференцированная работа по учебнику

(с.122)

1 группа

- Прочитайте слова, найдите слова – названия животных.

2 группа

- Прочитайте слова, найдите слова – действия.

3 группа

- Прочитайте и отгадайте загадки.

- Что интересного в этих загадках?

2. Физкультминутка

ЖУК

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках -

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук,

Нос испачкал пылью.

Улетел, улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях.

3. Занимательные задания

Дифференцированная работа в группах по учебнику (с.123)

1 группа

Составьте слова со слогом «жа».

2 группа

- Составьте новые слова, меняя одну букву.

3 группа

- Игра «Найди слово в слове».

4. Чтение рассказа «Жаба и жук».

- Вы можете предположить, о чем этот рассказ?

- Кто прочитает рассказ?

Вопросы по содержанию:

Где жила жаба?

- Кто сел ей на голову?

- Каким был жук?

- Почему жаба прыгнула в воду?

- Какой была жаба?

- Вы можете предположить, что может произойти с жуком после прыжка жабы в воду?

- Вам понравилась Жаба? А Жук?

-Жук, уж, жаба.

-Скажи, покажи, завяжи.

-Еж, снег.

-В загадках есть одинаковые слова, но отгадки совершенно разные.

Выполняют соответствующие движения.

-Жало, жабо, жаба, жара, жалит, сажа, кожа, лужа, ложа.

- Жара, пара, парк, паук.

Ежик, жеребенок, жаворонок, пожарэтажерка.

Выдвигают версии.

Чтение рассказа детьми вслух.

- У пруда.

- Жук.

-Жук был веселым.

- Чтобы избавится от жука.

- Умной.

- Жук может улететь или утонуть.

Познавательные:

общеучебные:

-формировать смысловое чтение;

- формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов.

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

Коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные:

-прогнозирование.

Личностные:

-формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.

6. Самостоятельная работа

Работа в рабочей тетради «Я учусь писать и читать»

- Закрасить те части рисунка, в которые вписана буква ж.

Самостоятельно выполняют задания в тетради.

Регулятивные:

- самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Разноуровневые задания по карточкам.

Работа в парах.

-Ребята, предлагаю вам поработать в парах.

У вас на партах лежат карточки с заданиями разного уровня сложности. Предлагаю вам выбрать карточку с заданием того уровня сложности, с которым вы можете справиться. При выборе карточки, прислушайтесь к мнению соседа по парте.

Красные карточки:

1. Прочитайте пословицы и поговорки, расставьте ударения в словах.

2. Посчитайте, сколько раз встретилась буква Ж.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.

Ему скажи, да укажи, да в рот положи.

Зеленые карточки:

1.Прочитать скороговорки, раздели слова на слоги.

2.Подчеркни все буквы Ж.

У Жоры – уж, у Розы – уж.

Жутко жуку жить на суку.

У ежа – ежата, у ужа - ужата.

Желтые карточки:

1.Прочитай слова, подчеркнуть слоги с буквой ж.

2. Обведи в кружок все буквы Ж.

Жи–вот, лу–жа, жа–во–ро–нок, са-жа, же-ле-зо, лы-жи, жа-ло-ба, жа-ра.

Выполняют задания в парах.

Регулятивные:

- самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.

Коммуникативные:

- умение работать в паре;

- учитывать разные мнения.

8. Рефлексия

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

- Какой была тема урока?

- Какие цели вы ставили?

- Удалось ли достичь этих целей?

- Возникали у вас затруднения?

- Вы смогли их преодолеть?

Оцените свою работу на уроке.

- Если вам было интересно, все понятно, то покажите веселое солнышко.

- Если у вас иногда возникали сомнения – солнышко, которое выглянуло из-за тучки.

- Если не разобрались в теме, было не очень интересно – тучку.

-Звук [ж], буква Ж..

-Познакомиться со звуком [ж] и буквой ж, учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой.

-Да.

-Да.

-Да

Показывают сигналы.

Регулятивные:

-оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Используемые источники:

  1. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. Букварь. М: Издательский центр «Вентана – Граф», 2011.
  2. М.И. Кузнецова. Тетрадь «Я учусь писать и читать» М: Издательский центр «Вентана – Граф», 2011.
  3. .Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. Русский язык. Обучение грамоте. Методические рекомендации к урокам.

М: Издательский центр «Вентана – Граф», 2011.

4. В.В.Волина. Праздник Букваря. М. «АСТ – ПРЕСС», 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по литературному чтению(обучение грамоте) Тема. Согласные звуки [к], [к\'], буквы К, к 1 класс, «Школа России»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований. Данный урок  -попытка организации урока в рамках данных требов...

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц"

Технологическая карта  и презентация урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц"...

Методическая разработка по русскому языку(обучение грамоте) в 1 классе на тему "Письмо строчной буквы «у»".

Методическая разработка по русскому языку(обучение грамоте) в 1 классе для детей 7 вида на тему "Письмо строчной буквы «у»"....

Методическая разработка ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) ТЕМА: ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА Г,г.

Методическая разработка ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) ТЕМА:  ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА Г,г....

Методическая разработка презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буквы Ч, ч. Звук [ч\']"

Методическая разработка презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буквы Ч,ч . Звук [ч']" к УМК "Школа России"....

Методическая разработка презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буквы Э, э. Звук [э]"

Методическая разработка презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буквы Э,э . Звук [э]" к УМК "Школа России"....