Местоимение как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цемик Светлана Александровна

Основная цель: познакомить учащихся с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

  1. Образовательная система «Школа 2100», 3г класс.

  1. Тема урока.  Местоимение как часть речи.

  1. Основная цель: познакомить учащихся с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи.  Задачи урока:
  1. Формирование умения распознавать местоимения в речи (устной и письменной), правильно употреблять их.
  2. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  3. Способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма; развивать речь детей, обогатить словарь

               

  1. Оборудование урока: Русский язык  Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина 3 класс, рабочие тетради, карточки с заданиями, компьютер, проектор, интерактивная доска.

  1. Ход урока:

Этапы, учебные задачи и содержание урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся (в том числе возможные варианты ответов).

1. Организационный: подготовка учащихся к работе.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

-Откройте тетради и запишите число.

Дети настраиваются на урок, оформляют тетради.

2. Минутка чистописания. 

- Сегодня мы вспомним написание буквы о.

Из какого элемента состоит? Запишите.

- Какими соединениями на письме соединяем букву о с другими буквами?

- Пишем вместе со мной.

о о о ро ор оро ох хо го

- из овала;

- верхним и нижним;

Дети пишут букву о и сочетания букв.

3. Словарная работа.

- Составьте из букв, которые мы записали слово. Что это за слово?

 - Какая орфограмма встречается в нем?

-  Запишите, выделите орфограмму.

- Что такое горох?

Слайд 1. Изображение гороха.

- Давайте назовем грамматические признаки слова горох.        

- Запишите однокоренные слова, придумайте предложение.

- горох;

- словарное;

-безударная гласная в корне слова, непроверяемая ударением.

 - Горох-это растение.

- имя сущ., неодуш., м.р., в ед.ч.

Дети записывают слово ГОРОХ, выделяют орфограмму, подбирают однокоренные слова, составляют предложения.

4. Постановка учебной задачи.

Я составила маленький рассказ. Давайте прочитаем.

Слайд 2. Рассказ о горохе.

                Горох – это растение. Горох растёт в поле. Из гороха варят вкусный гороховый суп.

         - Вам понравился рассказ? Как можно исправить?

       

          - А кто из вас знает, что это за слова?

Какое интересное название. А появилось оно не просто так.

- Вы готовы сделать еще одно новое открытие в русском языке?

- Посмотрите внимательно, место какой части речи заняли эти слова?

-  Отсюда и их название - местоимения.

 

             Дети заменяют повторяющиеся существительные     местоимениями он, него.

- местоимения;

- место имени существительного;

5. Сообщение темы урока и постановка целей.

- Итак, тема нашего урока – местоимение.

- Как вы думаете, что мы должны выяснить сегодня на уроке, чтобы познакомиться с местоимениями?

- Спишите текст, подчеркните местоимения.

Дети записывают тему урока.

- на какие вопросы отвечают, для чего нужны в речи.

6. Открытие нового знания.

- Сейчас вы будете работать в парах. У вас на столе карточка с текстом. Вставьте пропущенные слова  

Карточка 1

     В воскресенье … пришли в лес. В этот день солнце было яркое. … даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе. … были украшены серебристым инеем. Неожиданно … увидел дятла. Своим крепким клювом … долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала … по веткам ели.

- Прочитайте текст. Какие слова вы вставили?

А теперь в группах проведите исследования и выясните: вместо каких слов употребляются местоимения,  для чего они нужны в речи и на какие вопросы отвечают?

Карточка 2

             Местоимения.

  1. Вместо каких слов употребляются? ________________________________________
  2. Для чего они нужны в речи?

__________________________________________

  1. На какие вопросы отвечают?

_________________________________________

- Местоимения называют людей, животных, предметы?

- Откройте учебник на странице 62 и сравните свой вывод с авторским.

Физкультминутка. 

             Я иду, и ты идёшь,
             Раз, два, три.
            Я пою, и ты поёшь.

            Раз, два, три.
            Мы идём и мы поём.

            Раз, два, три.
            Очень дружно мы живём.

            Раз, два, три.

-Послушайте диалог, который подготовили ребята и постарайтесь запомнить в нем местоимения.

- Алло! Это я. Ты меня слышишь?

- Да, конечно.

- Мне нужна Маша. Она дома?

- Нет, ее нет.

-А Саша? Где он?

- Кто был первым говорящим лицом в диалоге? Как Сережа называл себя?  

Кто второе лицо участвующее в  диалоге?

Какое местоимение употребил Сережа, обращаясь к Соне?

О каких других лицах разговаривают участники диалога?

Какие местоимения употребляли ребята?

Это третьи лица. Они не участвуют в диалоге.

- Посмотрите на доску. Мы выяснили с вами, что местоимения имеют лицо. Давайте понаблюдаем за ними и расселим их в нужные домики.

лицо

ед.ч.

мн.ч.

1

2

3

           я мы ты вы он она оно они

- Сколько местоимений 3л. ед.ч.?

- С чем это связано?

- Прочитайте определение на стр.64.

- Почему местоимения я мы ты вы он она оно они называют личными?

Дети работают в парах.

.

 

-местоимения;

Дети работают в группах.

- вместо имен существительных; чтобы избежать повторов; на те же, что имена существительные.

- нет, только указывают на них;

Дети читают вывод и сравнивают.

Дети повторяют движения за учителем.

Дети слушают диалог и отвечают на вопросы.

- Сережа;

- я;

-Соня;

-ты;

- О Маше и Саше;

-он, она;  

Дети  работают на интерактивной доске.

- три;

- с родом;

- они указывают на лицо или лица;

7. Первичное закрепление.

- Сейчас мы будем выполнять упр.294. Прочитайте задание.

Дети работают «по цепочке»

Запись на доске и в тетрадях.

Я (1л., ед.ч.), ты (2 л., ед ч.), он (3л.,ед.ч.). Мы (1л., мн.ч.,), вы (2л., мн.ч.), они (3 л., мн.ч.).

Он (3л., ед.ч.), она (3 л., ед. ч.), оно (3 л., ед.ч.).

  1. Самостоятельная работа, построенная на двух уровнях сложности.

  - Сейчас вы будете работать самостоятельно. Возьмите карточки, определите для себя уровень сложности и выполняйте задание.

 1 уровень.

Спишите. Выделенные имена существительные замените личными местоимениями.

        У меня есть сестра. Сестра учится в институте. Мой папа – геолог. Папа работает в Сибири.

    2 уровень.

Спишите. Вставьте подходящие по смыслу личные  местоимения.

      Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

Дети работают самостоятельно в рабочих тетрадях.

  1. Итог урока.

- С какой частью речи познакомились?

- Дайте определение местоимениям по опорным словам.

Дети дают определение местоимениям по опорным словам:

местоимения

…часть речи

…указывают на …, но не …

личные местоимения …

отвечают на …

10. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке, поставив зеленый, желтый или красный кружок на полях. Для этого выберете подходящее для вас высказывание:

  • Я могу пользоваться новыми знаниями о местоимении, определить лицо местоимения и могу это объяснить одноклассникам.
  • Я понял, что  такое «личные местоимения»,  но не уверен, что объясню другому.
  • Я не совсем понял, что такое «личные местоимения».

Дети рисуют на полях тетради кружок соответствующего цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личные местоимения. Разбор местоимения как часть речи. 2013-2014 уч. год

На данном уроке закрепляется понятие о местоимении, о роли местоимений в речи. Учащиеся знакомятся с алгоритмом разбора местоимения как часть речи. Разные виды заданий, работа в парах, группах воспиты...

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Местоимение как часть речи. Личные местоимения.

Конспект урока "Местоимение как часть речи. Личные местоимения", 3 класс...

Технологическая карта урока русского языка "Местоимение как часть речи. Личные местоимения" 3 класс, УМК: Школа России

Тип урока: "Открытие" нового знанияЦель урока: формирование понятий о новой части речи «Местоимение», его значении и употреблении в речи.Задачи урока Дидактические:1. Формир...