Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Обучающее изложение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Филиппычева Оксана Георгиевна

Методическая разработка урока, которая позволит построить работу над изложением о поползне и гюрзе. К конспекту урока прилагается презентация и раздаточный материал для учащихся для самостоятельного подбора рабочих материалов при подготовке к письменному пересказу текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучающее изложение.

( СЛАЙД к уроку, приложения-план)

01.12.2017

Пр.- Развитие умения воспринимать и воспроизводить текст, составлять план изложения.

Р.: применять установленные правила в планировании способа решения.

П.: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; передача информации устным и письменным способами.

К.: определять цели, функции участников, способов взаимодействия.

Л.- Освоение личностного смысла учения, желания продолжить учебу.  Развитие интереса к изучению языка.

Ход урока.

  1. Мотивация и актуализация знаний. Целеполагание.

- По моему описанию  определите, какой вид работы нам предстоит на уроке?

- Нам необходимо письменно пересказать прочитанный текст. Что это за вид работы? ( Изложение)

- Запишите в свои тетради «Изложение». ( СЛАЙД 1)

- Верно, мы превращаемся в рассказчиков.

- Скажите, чем трудна эта работа? (грамотно записать все слова)

- Какие качества вам пригодятся, чтобы справиться с этой работой хорошо?

- Вам необходимо настроиться на серьезную работу, быть очень внимательными.

-Чтобы вы догадались, кто будет героем нашего рассказа , вам придется отгадать загадку.

 Только я из птиц, признаться,

В зной, морозы и пургу

По стволу передвигаться

Головою вниз могу.

(Поползень) ( СЛАЙД 2)

- Помогать писать изложение нам будет текст упр-я 180 на стр. 101

  1. Работа по теме урока.
  • Определение типа текста , темы и главной мысли.

- Прочитайте  текст про себя. Вслух прочитает…

- определите тип текста. ( повествование) Докажите. ( Что случилось?)( СЛАЙД 3)

- Какова тема текста? О ком говорится ?( СЛАЙД 3- лист.)

- Что интересного вы знаете о поползнях? ( ответы детей) ( СЛАЙД 4)-обобщение учителя.

- Как вы считаете, что главного хотел рассказать Н. Сладков в своем рассказе?  В какой части текста слова заключена главная мысль? ( В заключении)

  • Озаглавливаем текст ( СЛАЙД 5)

- подумайте, как можно назвать наше изложение, помните, что может отражать название? ( тему или главную мысль)

( предложения детей)

- Выберите любое название со слайда и запишите в свои тетради.( СЛАЙД 5)

- Как вы поняли, почему птичка так называется?

- Какая эта птичка по размеру? Почему наш поползень называется скалистым?

- Как называется ядовитая змея- героиня рассказа? ( Гюрза)

- почему такая маленькая птичка так отважно сражалась со змеёй? Что можно сказать о поползнях как о родителях?

( отважные, смелые, заботливые)

- Верно, послушайте некоторые факты о гюрзе и убедитесь, что поползень, действительно проявил немалую отвагу, вступив с ней в схватку. ( СЛАЙД 7)

  • Составление плана ( СЛАЙД 8)

- Составим примерный план, который вам поможет написать изложение.

- Сколько частей мы можем выделить в тексте? Какие?

- Прочитаем вступление. Предложите название этой части. ( Тревога в ущелье)

- Прочитаем основную часть. О чем главном мы узнаем? ( Как змея подбиралась к гнезду)

- предложите название для этой части? ( птенцам угрожает опасность. Птенцы в опасности.)

- Какую часть можно  считать итогом рассказа? Какая главная мысль здесь заключена? ( как маленькая птичка отважно защищала свое гнездо и птенцов)) Озаглавьте. ( Отважный поползень)

  • Лексическая работа

- Прочитайте текст еще раз. Где происходит действие? ( В ущелье)

- Что такое ущелье? ( СЛАЙД 9)

- Какие слова и выражения использует автор, чтобы показать волнение, которое испытывает птичка? ( Крутится юлой, кричит, зашелся криком) Что они обозначают?

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Найдите предложения, которые к ней подходят, в которых автор показывает, что опасность совсем близко? ( Вот уже зеленое тело изогнулось в воздухе…)

- Почему дальнейшие события автор называет просто чудом? ( маленькому поползню удалось победить змею)

- Как это случилось?

  • Орфографическая работа

- Найдите в тексте группу однокоренных слов. ( Ползет, поползень, заползет) ( СЛАЙД 10)

- какая орфограмма объединяет эти слова? ( б/у гласная в корне)

- Объясните написание.

- Найдите еще слова с б/у гласной, которую можно проверить. ( СЛАЙД 10)

- Какие еще орфограммы вам встретились, на которые вы бы хотели обратить внимание своих одноклассников.

- расскажите, какие знаки препинания встретились в тексте, постарайтесь объяснить их постановку.

  • Работа в приложениях ( раздать приложения)

- сейчас вы получите приложения с планом вашего изложения.

- выпишите на пустых строчках слова, трудные для написания, с непроверяемыми орфограммами.

  • Пересказ по плану. ( СЛАЙД 11)
  • Запись изложения и самопроверка в тетради

- Как будете записывать каждую часть?

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

- Понравилось ли в роли рассказчиков? Что было трудным?

  1. ДЗ- нет


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изложение. Первое декабря.

Слайд 2

Только я из птиц, признаться, В зной, морозы и пургу По стволу передвигаться Головою вниз могу . Поползень

Слайд 3

Определи тип текста. О ком говорится в тексте ? Какова его тема? Что вы знаете о поползнях?

Слайд 4

Обыкновенный поползень занимателен целым рядом своих повадок и свойств. Он вполне заслуживает титула "короля древесных стволов и толстых ветвей", по которым лазает вверх и вниз (причём вниз головой!) с поразительной проворностью, недоступной, например, дятлам или пищухам. Оригинален также и окрас этих птичек: у самца и самки спинка - пепельно-серая, грудка - жёлто-красная, через глаз проходит чёрная полоса, у молодых она коричневатая.

Слайд 5

Изложение. Отважный поползень. Поползень и гюрза. Первое декабря.

Слайд 6

Как вы поняли, почему птица так называется? Какая птица по размеру ? Почему поползень скалистый? Почему такая маленькая птичка так отважно сражалась со змеёй? Как называется ядовитая змея?

Слайд 7

Одной из самых опасных и ядовитых змей на планете является змея гюрза. В основном длина ее достигает 100-150 см, но встречались виды, которые вырастали до двух метров. Гюрза относится к семейству гадюк и на данный момент считается самой крупной змеей этого вида, масса тела ее может достигать 3-5 кг.

Слайд 8

Тревога в ущелье. Птенцам угрожает опасность. Отважный поползень. План

Слайд 9

Ущелье - расщелина в горах.

Слайд 10

Найди группу однокоренных слов. Поп.. лзень , п.. лзёт , зап .. лзёт о о о Ск .. ла , зм .. я , гн .. здо , .. довитая , з .. лёное , кр .. чит . а е е я е и

Слайд 11

Тревога в ущелье. Птенцам угрожает опасность. Отважный поползень. План



Предварительный просмотр:

ПЛАН ИЗЛОЖЕНИЯ

1.Тревога в ущелье _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Птенцам угрожает опасность ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Отважный поползень  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПЛАН ИЗЛОЖЕНИЯ

1.Тревога в ущелье _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Птенцам угрожает опасность ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Отважный поползень  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________