Конспект урока 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Исенева Светлана Анатольевна

Методические разработки уроков 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchaem_glagoly_neopredelennoy_formy.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Советская средняя общеобразовательная школа

Купинского района

Методическая разработка урока

русского языка в 3 классе

Выполнила:  учитель  начальных  классов

Исенева   Светлана Анатольевна

Русский язык. 4-й класс

Тема. «Упражнения в распознавании и правильном употреблении глаголов неопределенной формы».

Цели. Повторить изученное о глаголе; совершенствовать представления обучающихся о неопределенной форме глагола, учиться образовывать и находить ее в предложении; расширять словарный запас; развивать орфографическую зоркость; воспитывать любовь к Родине.

Оборудование. Иллюстрации с видами природы Сибири; картины с изображениями  Дня Победы, пограничников, Красной площади;

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

На фоне спокойной мелодии ученик читает четверостишие о родном крае:

Ученик  

Как  мама  прекрасна  родная  земля.

Россия  -  росинка  твоя  и  моя.

Мы  дети России  -  росиночки  мы,

И нет  нам  милее  родной  стороны.

Учитель.  Эти  строки  написала поэтесса  Купинского  района  Татьяна  Иволга.  Мне кажется, что  они  поднимают  настроение. Каждому  человеку  хочется поделиться своими впечатлениями о любимом уголке на земле.  И  сегодня  на  уроке  мы   будем  говорить  о  родном  крае.

2. Чистописание

У. Прочитайте строки из стихотворения.

На доске:

Край родной!
Поля, леса, пригорки-
Лучше вас на свете не найти!

– Спишите текст. Пишите слова красиво, не забывайте про соединения букв.

Дети выполняют задание.

– Почему лучше родного  края на свете нет ничего?

Выслушиваются ответы детей.

3. Сообщение темы и целей урока

У. Прослушайте  стихотворение  и  определите  тему  урока.

   Что  без  меня  предметы?

   Лишь  названья.

   А  я  приду – всё в  действие  придёт.

   Летит  ракета,  люди  строят  зданья,

   Цветут  сады,  и  хлеб  в  полях  растёт.

У. Сегодня мы будем повторять  то,  что  мы  уже  знаем  о  глаголе и более подробно работать над неопределенной формой глагола, образовывать от глагола начальную форму и распознавать ее в предложении.

IV. Повторение изученного материала

У.  Начнём  с  повторения.  Что  может  рассказать о себе  глагол?  Вспомните  его  характеристику.

                                                            -  часть  речи

                                                            -  обозначаю  действие  предмета

                                                            -  отвечаю  на  вопросы:  что  делает?  что  сделает? и  др.

       Я                                             -  изменяюсь  по временам,  числам,  лицам,  родам( в  пр. вр.)

                                                            -  имею  начальную  форму

                                                            -  в  предложении  чаще  всего  бываю  сказуемым

У.  Молодцы!  Вы  всё вспомнили  о  глаголе.  А  теперь   определите время глагола не найти из упражнения по чистописанию.

Д. Мы не можем его определить.

У. Почему?

Д. Это глагол неопределенной формы.

У. Что вы знаете о неопределенной форме глагола?

Дети отвечают.

V. Работа по теме урока

  1. Работа над  правилом стр  69

        

  1. Игра «Будь внимателен!»

У. Я прочитаю вам отрывок  из стихотворения  сибирского  поэта  В.Пухначёва, а вы найдите глаголы, выпишите их, а рядом запишите начальную форму.

Про  Сибирь мою

Я  везде  пою.

Про  Сибирский  край

Вся  земля узнай

Здесь  зимой снега

Пухом  стелются

И  шумит  тайга

Под  метелицей.

А  весной в простор

Трактора  идут.

Люди  главный  спор,

Бой  за  хлеб  ведут.

Наших  рек  разлив,

Что  моря  весной.

До  чего  ж  красив

Ты,  мой  край  родной!

Дети выполняют задание.

3. Работа над  иллюстрациями

– Обратите внимание на иллюстрации с изображениями видов  сибирской   природы. Найдите те из них, которые подходят к прозвучавшему  отрывку из стихотворения.


4.   Замените словосочетания неопределенной формой глаголов.

На доске:

привести в исполнение –
принять участие –
задать вопрос –
оказать влияние –
оказать помощь –

– Что у вас получилось?

Д. Исполнить, участвовать, спросить, повлиять, помочь.

VI. Физкультминутка

У. Я буду называть глаголы в неопределенной форме. Если вы услышите глагол, который отвечает на вопрос что делать?, хлопайте в ладоши. Если я назову глагол, который отвечает на вопрос что сделать?, подпрыгивайте.

Гудеть, загудеть, бежать, пробежать, читать, прочитать, сшить, шить, учить, выучить, нарисовать, срисовать, рисовать.

VII. Словарная работа

На доске  цветик – семицветик. На обратной  стороне  каждого  лепестка  написана пословица.

Дети  поочерёдно  срывают  лепестки,  читают  пословицы,  находят  в  тексте  каждой  пословицы

известные  словарные  слова, записывают  их  на  доске, подчёркивают  орфограммы,  ставят  ударение.

Родная землица и во сне снится.

Слава за тем приходит, кто впереди   ходит.

Храбрость – сестра победы.

Честь солдата береги свято.

Если народ един, он непобедим.

Нет обороны, заклюют  и  вороны.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Дети выполняют задание.

У.   Чему учат нас эти пословицы?

Дети отвечают.

IIХ. Работа по теме урока (продолжение)

5.  Работа с антонимами.

   На доске:

Мы должны помнить своих героев.
Нельзя забывать тех, кто отдал жизнь за наше счастье!

Спишите с доски текст. Найдите глаголы в неопределенной форме. Подчеркните их.

– Как называются глаголы, которые вы подчеркнули?

Д. Антонимы.

У. Что такое антонимы?

Д. Противоположные по смыслу слова.

Выполнение  упр. 417  стр71

IХ. Закрепление.

  1.  Прочитайте  стихотворение Р. Фарходи.

Ученик.

К нам в школу пришли ветераны войны,
Седые герои победной войны –
Пилот, пехотинец, танкист, командир.
Они защитили наш солнечный мир.

У. Кого называют ветеранами? Когда к нам в школу приходят ветераны? Как мы должны относиться к этим людям?

Дети отвечают.
Учащиеся находят глаголы и записывают их в неопределенной форме.
2.  Работа  с  деформированным  текстом.

На доске – картина о пограничниках.

– Из отдельных слов, написанных на доске, составьте и запишите предложения так, чтобы получился рассказ. Озаглавьте его. Закончите текст двумя-тремя предложениями.

На доске:

луна, в, светить, тусклая,небе

по, шли, лесной, пограничники, тропинке

с, большая, серая, бежать, ними, собака

бросилась, вдруг, заволновалась, и, она, чаща, в

Дети выполняют задание. Два-три ученика читают получившиеся у них тексты.

– Какова главная мысль этого рассказа? Найдите и прочитайте глаголы. Поставьте их в неопределенную форму.

  1.   Найдите и исправьте ошибки в пословицах и фразеологических оборотах. Объясните их смысл. Напишите те из них, в которых есть глаголы неопределенной формы. Подчеркните орфограммы.

На доске:

  • Толочь в ступе соду.
  • Ус хорошо, а два лучше.
  • Купить кита в мешке.
  • Один в золе не воин.
  • Рожденный ползать читать не может.

Х. Итог урока.    

У. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

Д. Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы что делать? и что сделать?.

У. На что оканчиваются глаголы неопределенной формы?

Д. Они оканчиваются на -ть, -ти, -чь.

У. Указывает ли на время неопределенная форма глагола?

Д. Неопределенная форма глагола не указывает на время и не изменяется по числам.

У. Какую схему вы бы составили к сегодняшней теме?

Дети рисуют схему.

1

 

Домашнее  задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока Класс: 4 Предмет: окружающий мир Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России».

Конспект урока1. Ф.И.О .учителя  Козлова Е. А. 2. Класс: 4 3. Предмет: окружающий мир 4. Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России»....

Конспект урока "Класс миллионы. Класс миллиарды" (4 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Класс миллионы. Класс миллиарды". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России"....