технологическая карта к уроку русского языка : "Устаревшие слова" для 2 класса
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Чибышева Людмила Николаевна

Технологическая карта к уроку русского языка по теме: "Устаревшие слова" для 2 класса по программе: "Начальная школа 21 века"

Карта составлена согласно основным требованием ФГОС с использованием технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok-ustarevshie_slova.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Чибышева Людмила Николаевна

Класс: 2 «А»

Тема:  «Устаревшие слова».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока

-Создать условие для открытия нового знания учащимися; формировать представления

 об устаревших словах, называть признаки устаревших слов;

Задача урока

Общеобразовательные:

-Познакомиться с устаревшими словами

(лексической группой слов)

-Развивать умения отличать устаревшие слова от других лексических групп слов

Развивающие:

-Развивать логическое мышление, познавательную  активность учащихся;

-Развивать интерес к изучаемому предмету;

-Способствовать развитию самостоятельности,  расширению кругозора.

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к культуре русского языка, любовь к русскому язык

Планируемый результат

Личностные УУД:

Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально – ориентированной деятельности

-Учиться использовать приобретенные знания для решения учебных задач

Познавательные УУД:

-Умение находить необходимое слово в словаре, использовать при необходимости в речи

-осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме

-выделять и формулировать проблему        

-самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера        

-строить логические цепи рассуждений        

-выдвигать и обосновывать  гипотезы, предлагать способы их проверки

Регулятивные УУД:

-ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

-оценивать  достигнутый  результат

-осознавать качество и уровень усвоения        

Коммуникативные УУД:

-общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности и учителем

- учиться  действовать с учетом позиции другого, согласовывать свои действия,

-работать в группе

Предметные:

- уметь отличать устаревшие слова от других лексических групп слов

-умение находить необходимое слово в словаре, использовать при необходимости в речи

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Книгопечатная продукция: учебник «Русский язык» 2 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, методические рекомендации « Русский язык 1-2 класс» Е.В.Бунеева, И.А.Исаева

карточки с заданиями, аудио запись, карточки самооценки, толковый

словарь русского языка, мультимедийная доска

интернет технологии:

Формы работы

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах с последующей самопроверкой по образцу, в группах, работа по карточкам.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

-Проверьте готовность к уроку. Тихо садитесь за парты.

-Спину держим прямо.

-Какое у вас настроение? Покажите смайлики. У меня тоже хорошее настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке.

-Какими нужно быть на уроке?

-Приготовьтесь к работе. Какое сегодня число? Запишем дату, отступив от предыдущей работы две строки.

-Покажите, что вы готовы продолжить работу.

-Показывают смайлики

-Внимательными, активными, послушными.

-Записывают дату.

2.Актуализация знаний

-Ребята, отгадайте загадку.

Бродит одиноко

Огненное око

Всюду где бывает,

Взглядом согревает

-Приготовьте свои пальчики, сделаем зарядку.

Посадили зернышко,

Выглянуло солнышко

Солнышко, свети — свети!

Зернышко, расти — расти! 

Появляются листочки,     

 

Распускаются цветочки

-Солнечные лучи оставили на нашей доске вот такой след (Карточка-рисунок)

-Скопируйте его в тетрадь.

-На элементы, какой буквы похож  след   от солнечных лучей?

-Пропишите парами заглавную и строчную буквы до середины строки.  Самые красивые и правильно написанные буквы обведите в рамочку.

-С новой строки  напишите слово «Словарь», поставьте двоеточие.

-Запишите слова: город, герой. Выделите орфограммы. ---- - - Составьте и запишите с этими словами  одно предложение.

- Кто хочет прочитать свое предложение?

Учащиеся отгадывают загадку (солнышко)

Делают пальчиковую гимнастику

Нажать на центр ладони пальчиком

Кисти сжимаем и разжимаем

Кисти вместе, руки движутся волнообразно вверх

Пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно.

Кисти разжимаем по очереди.

Копируют рисунок в тетрадь, отвечают на вопросы учителя, прописывают строчную и заглавную  буквы. Гг.,

Оценивают себя

Работают со словарными словами, ставят ударение, выделяют  безударные непроверяемые гласные, записывают предложения.

 

Личностные УУД: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность, использовать знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные УУД: выполнять работу в соответствии с заданным планом.

Познавательные УУД: Установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, их обоснование.

Коммуникативные УУД – умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3.Постановка темы и задач урока,

выдвижение гипотез

Работа в группах

-Мы с вами живем в прекрасном городе Санкт-Петербурге и  очень гордимся своим городом. В наш город приезжает  много туристов.

-А  вы хотели бы  побывать в старинном городе и увидеть, как жили люди 100 лет назад?

-Тогда  представьте, что вы попали в старинный русский город.

-Нас встречают жители этого города. Они о чем – то говорят? Давайте послушаем.

(Слайд с изображением старинного русского города) Звучит аудио запись

-Ребята, вы  поняли, о чем говорили люди?

-Почему мы их не понимаем? Ведь они разговаривают на русском языке.

-Какие непонятные слова вы услышали?

-Предположите. Что они обозначают. Каждая группа работает с одним словом.

 1ая  - кольчуга,

 2ая – боярин,

 3я – кафтан,

 4ая – терем

-Пожалуйста, не забывайте о правилах работы в группе.

-Чья группа готова отвечать? Прочитайте свои ответы-предположения.

-Ребята, а как   узнать правильно вы предположили или нет?

-Откройте учебники и прочитайте толкование  этих слов.

-А сейчас я попрошу вас посмотреть на доску.

(Слайд с изображением предметов и толкованием слов)

- Вы видите иллюстрации к этим словам.

 Запишите толкование двух любых слов в тетрадь.

-Используем ли мы в нашей  современной речи эти слова?

-Почему не используем?

-Как мы можем назвать их?

-Кто уже догадался, какова тема сегодняшнего урока?

-Сформулируйте тему.

-Найдите её в учебнике.

Тема урока: « Устаревшие слова»

-Выскажите свои предположения, о чем пойдет речь на уроке?

-Какую цель поставим перед собой?

-Для чего нам нужно знать устаревшие слова?

-Как вы думаете, почему устарели слова?

-Жизнь людей меняется. Некоторые вещи, предметы устарели и ушли из обихода. А слова постепенно забываются.

- Обратимся к учебнику. Рубрика «Тайны языка»

-Как вы считаете, мы правильно ответили на вопрос?

Итак, слова, которые перестали употребляться в современном русском языке, называются устаревшими.

-Что же мы сегодня узнаем на уроке, на какие вопросы ответим к концу урока?

-Какую цель поставим перед собой?

-Да, мы будем знакомиться с устаревшими словами, объяснять их и учиться понимать значения этих слов.

Дети прослушивают аудио запись.

Отвечают, что разговор  не поняли, потому, что люди употребляют такие слова, значение которых им не известно.

-Услышали слова: кольчуга, боярин, кафтан, терем

Работают в группах на карточках

Дети читают свои ответы.

-Можем спросить у учителя, родителей, посмотреть в словаре, в учебнике.

Сверяют ответы  с учебником.

Рассматривают изображения, читают толкование слов, записывают в тетрадь

Записывают толкование слов.

-Нет. Это старинные слова. Они использовались давно.

-Тема урока: «Слова, которые использовались раньше»

Читают тему урока в учебнике, сравнивают со своим предположением.

Высказывают свое мнение

-Мы узнаем, почему слова устаревают. Как это происходит. Что обозначают эти слова?

Ответы детей

Дети читают, сверяют свои предположения с учебником.

-Узнаем, что обозначают устаревшие слова.

-Зачем нужны устаревшие слова?

Познавательные УУД: умение отличать новое от уже известного.

Регулятивные УУД – определение цели учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

-общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности, высказывать свое мнение

4.Открытие новых знаний

Работа в парах

Индивидуальная работа

Взаимопроверка

Физкультминутка

-Где мы сейчас можем встретить устаревшие слова?

-Ребята, вы любите сказки?

-Какие бывают сказки?

-Посмотрите внимательно на иллюстрации к сказкам? Какие это сказки? Кто автор?

(Слайд с изображением иллюстрации и отрывков из сказки)

-Многие слова в этих сказках устарели.

-Вам нужно найти устаревшие слова и попытаться их объяснить. Работаем в парах.

1отрывок:

 Повели коней в конюшни
десять конюхов седых,
Все в нашивках золотых,
Все с цветными кушаками.И с сафьянными бичами.

2отрывок:

 Пошла старуха в амбар. По коробу помела, по сусеку поскребла  и набрала горсти две муки.

-Какие устаревшие слова вы нашли в 1ом отрывке?

Как вы их объясните?

-Прочитайте объяснение слов  в рубрике «Из истории слова». Сверьте со своим  толкованием.

-Оцените себя. Покажите карточки.

-Как можно назвать эти слова: кушак-пояс?

-Мы видим еще одну причину исчезновения слов - они заменились синонимами.

-А во втором отрывке, какие слова можно назвать устаревшими?  

-Объясните, как вы их понимаете?

-Прочитайте объяснение в словаре в учебнике. Сверьте свое толкование со словарем.

 - Какие вопросы у вас возникли?

-Кому было сложно?

-Оцените свою работу. Поднимите карточки.

-Давайте придумаем с любым из этих слов предложение и запишем в тетрадь.

-Прочитайте, какие предложения у вас получились.

 -Устаревшие слова встречаются не только в сказках. Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина

(Слайд с отрывком из стихотворения А.С. Пушкина)

Снега пушистые  

                           взрывая,

Летит кибитка удалая.

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном

кушаке А.С. Пушкин

-Какие  устаревшие слова вы нашли? Запишите их в тетрадь с новой строки.

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте по образцу на доске правильность написания.

-За что вы можете похвалить своего соседа?

-Найдите объяснение в словаре, прочитайте.

                               

Мы хорошо поработали, а сейчас немного отдохнем.

Постарайтесь запомнить части тела, которые я буду показывать и называть.

Улыбнёмся мы устами,

И пощелкаем перстами,

Десницы тянем высоко,

Опускаемся легко.

Приложили длань к ланите –

И потрите, и  потрите.

Поморгаем мы очами.И потрите ваши длани.
Зарядилися мы впрок

Чтоб продолжить наш урок

 -В сказках, былинах

-Авторские и народные

Ответы детей

Выполняют работу

в парах, с последующей самопроверкой по учебнику

-Слова кушак и сафьян

Ответы детей

Оценивают себя. Поднимают желтые, зеленые или красные карточки.

Это слова-синонимы.

-Слова амбар и сусек

Объясняют значение слов.

Читают толкование слов в словаре.

Оценивают себя. Поднимают цветные карточки.

Записывают предложения в тетрадь. Зачитывают их.

Выписывают в тетрадь устаревшие слова из стихотворения А.С. Пушкина, проверяют работу соседа

Читают объяснение в словаре.

Выполняют упражнения, повторяют   за учителем и показывают части тела.

Познавательные УУД:  уметь обобщать полученную информацию, делать вывод 

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в письменной форме 

5.Закрепление нового материала

-Какие слова вы поняли? Что они обозначают?

-Молодцы!

-Давайте запишем еще несколько устаревших слов в тетрадь столбиком. Какие из них  вы можете объяснить?

Знаете ли вы, что у этих слов сохранились слова-родственники?

Самих слов уже нет, больше не употребляются, а вот однокоренные слова мы используем.

Запишите их, выделите корень

Ну, а теперь, давайте сыграем в игру «Верю-не верю»

Если вы согласны с утверждением, ставите знак+, а если не согласны, то –

Верите ли вы, что:

-Устаревшие слова, это слова, которые вышли из активного употребления?

-Устаревшие слова нужны, чтобы передать исторический колорит эпохи?

-Кафтан-это старинная женская одежда?

-Устаревшие слова можно заменить синонимами

-Проверьте свои ответы.

(на доске : +  +  -  + )

-Оцените себя. Поднимите карточки.

Очи-глаза, уста-рот, перст-палец, длань-ладонь

Запись в тетради:

Чело-челка

Очи-очки

Уста - устный

Перст-перстень.

 Выделяют корень

Записывают ответы   (ставят « + » или «-» )

+

+

-

+

Дети оценивают свою работу.

Личностные УУД – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД – понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа;; уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ

Регулятивные УУД – планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,.

Коммуникативные УУД – высказывать и обосновывать свою точку зрения

6. Итог урока

-Итак, на какие вопросы вы получили сегодня ответы?

-Что нас интересовало в начале урока?

-Осталось ли у вас что-то невыясненным?

-Что с этим делать, как вы думаете?

-Ребята, для чего нужны устаревшие слова?

-Что помогло достигнуть цели?

 

Высказывания детей.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД : оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД – высказывать и обосновывать свою точку зрения

7.Рефлексия

-Каким сегодня был урок?

-Изменилось ли  у вас настроение к концу урока?

-Покажите смайлики.

-Мне было с вами интересно работать. Вы молодцы!

Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя смайлики.

8.Домашнее задание

- Запишем домашнее задание: Упр.2 стр.86

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова» (по системе Л.В. Занкова) Тип урока: закрепление новых знаний

Технологическая карта урока русского языка во 2 классеТема урокаСлова с безударными гласными в корне словаТип уроказакрепление новых знаний;      ЦельНаучить школьников ...

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме:"Алфавит"

Технологическая карта урока актуальна с введением ФГОС второго поколения...

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме"Парные звонкие и глухие согласные в конце слова"

Технологическая карта урока важна в работе учителя. Составление технологических карт - длительный процесс, но увлекательный....

УМК "Школа России" Технологическая карта фрагмента урока русского языка в 1 классе "Правила переноса слов" учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

Тема: Правила переноса слов. УМК Школа России. 1 класс.Цель: знакомство с правилами переноса слов.Задачи:Научить способам переноса слов.Формировать навык переноса слов.Формировать личностные, метапред...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме "Имена собственные". Урок закрепления знаний.

Цель урока закрепить правила написания заглавной буквы в именах собственных; научить различать, употреблять в речи, правильно писать имена собственные и нарицательные....

Технологическая карта + презентация урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема урока: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме .Считаю, что идеи урока  доведены до обучающихся.  Поставленные задачи старалась реализоват...