Урок русского языка Правописание безударных окончаний глаголов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Чупина Ольга Юрьевна

Предлагаю вашему вниманию урок русского языка в 4 классе , где присутствуют элементы  методики обучение средствами субъективизации( автор Г.А. Бакулина) . В соответствии с данной методикой дети  предопределяют виды и содержание учебной деятельности на различных этапах урока. Каждое задание побуждает ученика думать , строить высказывание в виде текста.

Оригинальные задания , расширенный объём работы с понятиями ,терминами , позволяют удерживать внимание  каждого ученика и воспитывать интерес к урокам русского языка.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_bezudarnyh_okonchaniy_glagolov.docx33.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка, 4 класс.

                                                                                                                                                                              Чупина Ольга Юрьевна

                                                                                                                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                                                                                                               МБОУ Игринской СОШ №1

Тема: Правописание безударных окончаний глаголов.

Тип урока: закрепление изученного материала

Цель урока: отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных

                         окончаний глаголов.

Задачи :

Образовательные

  1. формировать умение определять спряжение глаголов по неопределённой форме                      
  2. активизировать знания детей о написании глаголов с безударными окончания 

развивающие

                       1.способствовать формированию умения сравнивать , обобщать, анализировать

                       2.развивать зрительную память , внимание , речь

воспитательные

                       1.воспитывать интерес к русскому  языку на основе комплексных интеллектуально-

                          лингвистических упражнений.

                       2. повышать учебную мотивацию путём использования на уроке ИКТ

Планируемые результаты  урока:

Метапредметные:

Регулятивные:

  • контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
  • осуществлять самооценку индивидуальной работы;

Познавательные:

  • работать с разнообразной информацией и ориентироваться в ней;
  • осознанно строить речевые высказывания;
  • Сравнивать, анализировать, обобщать;

Коммуникативные:

  • участвовать в диалоге на уроке, развивать умение сотрудничества с учителем и со сверстниками при работе в паре;
  • развивать умение слушать и понимать речь других, обосновывать и доказывать своё мнение;

Личностные:

  • учиться проявлять самостоятельность  в разных видах деятельности;
  • работать над адекватной самооценкой;

Оборудование:

  • Индивидуальные карточки
  • Карточки с текстом
  • Компьютер , проектор
  • презентация
  • Компьютерная игра «Е или И»
  • Смайлики

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

ОМУ

Организация начала урока

-Урок  русского языка. У нас сегодня гости. Повернитесь , улыбнитесь и тихонечко садитесь.

Мобилизующий этап

-Прочитайте слова , подумайте , что их объединяет?

ПОЖЕЛТЕ…ШЬ

СТЕЛ…ШЬ

БЕГА…ТЕ

ВЫЛЕЧ…М

-Учитывая запись этих слов , определите тему урока

Слайд

-Используя опорные слова , назовите цель урока.

Слайд

Цель:

-повторить….

-учиться правильно писать…

- Это глаголы.

-Это личные глаголы.

-Это личные  глаголы с безударными  

   окончаниями.

- тема урока «Правописание безударных окончаний глаголов»

Цель урока :

-повторить правило о правописании безударных окончаний глаголов

- учиться правильно писать слова с безударными окончаниями глаголов.

  • Подводящий к формулированию темы и цели урока диалог.
  • Самостоятельное формулирование темы и цели урока

Актуализация знаний

Минутка чистописания

СЛАЙД

- Вспомните , как правильно писать безударные окончания личных глаголов?

-О чём ещё нужно помнить?

-Вставьте пропущенные буквы.

ПОЖЕЛТЕ…ШЬ

СТЕЛ…ШЬ

БЕГА…ТЕ

ВЫЛЕЧ…М

-На минутке чистописания мы напишем   4 буквы:

  • Первая буква –гласная , находится в приставке слова ПОЖЕЛТЕЕШЬ
  • Вторая буква –гласная находится в корне слова СТЕЛЕШЬ
  • Третья- гласная, находится в суффиксе слова БЕГАЕТЕ
  • Четвёртая-гласная . находится в окончании слова ВЫЛЕЧИМ

Слайд.

-Определите закономерность

оеаи   иоеа    ?       ?

-Продолжите ряд .

Слайд

-Проверьте .

оеаи    иоеа  аиое   еаио

-Чтобы правильно написать безударные окончания глаголов , нужно глагол поставить в начальную форму. Если глагол оканчивается не на ИТЬ, то это глагол 1 спряжения и  надо писать в окончании Е. Если глагол оканчивается на ИТЬ , то это глагол 2 спряжения и  в окончании пишем букву И.

- Есть глаголы –исключения.

Два глагола 1 спряжения : СТЕЛИТЬ , БРИТЬ

11 глаголов 2 спряжения: ГНАТЬ , ДЫШАТЬ , ДЕРЖАТЬ , ЗАВИСЕТЬ , ВИДЕТЬ , СЛЫШАТЬ  и ОБИДЕТЬ , а ещё ТЕРПЕТЬ , ВЕРТЕТЬ , НЕНАВИДЕТЬ и СМОТРЕТЬ.

- пожелте..шь . Ставим глагол в начальную форму -желтеть.Глагол оканчивается на ЕТЬ , это глагол –не исключение , относится к  1 спряжению ,значит пропущена буква Е

-стел…шь . Ставим глагол в начальную форму  что делать ? стелить . Глагол оканчивается на ИТЬ , но это глагол исключение

относится к 1 спряжению, пропущена буква Е

-бега…те. Начальная форма что делать ? бегать . Глагол оканчивается на ать . Глагол относится к 1 спряжению , значит пропущена буква Е.

Вылеч…м. Начальная форма лечить.Глагол оканчивается на ИТЬ.Глагол не исключение , относится к 2 спряжению , пропущена буква И.

                                                                                                   

-Это буква О.Она находится в приставке ПО

-Это буква Е.  

-Это буква А.

-Это буква И.

- Чередуются строчные гласные  оеаи.

Последняя гласная становится первой.

  • Устная фронтальная работа
  • Определение плана действий

  • Используется упражнение на разбор слова  по составу в нетрадиционной форме

Цель: совершенствуется логическое мышление , развивается внимание , наблюдательность.

  • Самоконтроль и самооценка

Словарная работа

Слайд

- Как вы думаете ,  какое задание сейчас

 будет?

Слайд.

-Соберите слово.

 

-Дайте  значение слову.

Слайд.

-Все ли изображения человека на этом слайде можно назвать портретами.

-Запишите это слово. Поставьте ударение. Какую букву нужно запомнить? Как её  запомнить?

-Надо запомнить фигуры и буквы.

-Это слово ПОРТРЕТ.

-Портрет- это изображение человека.

-Да.

-Ударение падает на букву Е.В этом слове нужно запомнить букву О.Е можно запомнить по слову ПОРТ , которое живёт в слове ПОРТРЕТ.

  • Самостоятельное формулирование задания
  • Используется упражнение с геометрическими фигурами на развитие зрительной памяти и сообразительность
  • Для запоминания буквы О в слове портрет используется приём усиления орфограммы ( по  МЕТОДИКЕ Лайло).

Закрепление знаний.

- Узнали ли вы человека на этих портретах?

-У вас на парте есть лист с текстом. Прочитайте.

 «Портреты Пушкина».

      Один портретист изобража..т Пушкина мечтательным , задумчивым. Наверно , поэт обдумыва..т очередное стихотворение.

     Вот Пушкин по привычке скрещива..т руки на груди и внимательно слуша..т кого-то.

     А на этом полотне мы видим поэта в полный рост. Широко и весело шага..т он по улице. Глядя на него , мы улыба..мся.

   Поэт и сам часто рису..т автопортреты. Дела..т это быстро и похоже.

Все ли слова понятны?

-Кто сможет объяснить значение слова ПОРТРЕТИСТ?

-Сформулируйте задание к тексту.

-Ребята1 варианта переписывают  1 и 3 абзацы .

Ребята 2 варианта 2 и 4 абзацы.

Дополнительные ЗАДАНИЯ:

- найти глаголы к схеме

 

-найти и записать однокоренные слова к слову портрет

Являются ли родственными (однокоренными) слова:

-На всех портретах А.С.Пушкин.

- непонятно слово ПОРТРЕТИСТ.

- Портретист-это художник, который пишет портреты.

- Нужно переписать текст , Вставить пропущенные буквы.

Обдумывает, скрещивает.

  • Самостоятельное формулирование задания
  • Индивидуальная работа с текстом по вариантам  с последующей проверкой .

Физкультминутка

Обобщение знаний

Игра –тренажёр «Е или И»с использованием компьютера

  • Самостоятельная работа в парах за классмейтами

Контроль знаний

-У вас на парте лежат цветные листы. Посмотрите. ( см. Приложение1)

-Как вы думаете , что нужно сделать?

Проверка по слайду.

-Определите закономерности.

- Здесь записаны глаголы  с пропущенными буквами. Нужно вставить пропущенные буквы в окончаниях .

- у 1 группы  е-и-е-и..

-у 2  группы –и-и-е-е-и-и-е-е…

- у 3 группы и-и-и-и-и-и….е-е

Дифференцированная работа.

Задания предлагаются на три уровня.

  1. Слова с безударными окончаниями без глаголов –исключений
  2. Слова с безударными окончаниями с небольшим количеством глаголов-исключений.
  3. Слова из одних глаголов-исключений.

  • Самоконтроль  и самооценка

Итог

- Как правильно  написать безударные окончания глаголов?

Дети ещё раз проговаривают правило.

Повторение идёт без использования слайда-подсказки

Рефлексия

- приготовьте смайлики.

Слайд

-если было интересно , легко , во всём разобрались , покажите зелёный смайлик

-если иногда были трудности , сомнения -синий

-если не разобрались в теме - красный

самооценивание

Организация домашней работы

- У стр.107 упр. 3

-ещё раз повторить глаголы-исключения

Приложение1

 (1 уровень)

Та..т,  готов..т,  пряч..т,  выход..шь,  хлещ..т,  сто..т,   работа..т,  крут..т,  наступа..т, ответ..т,   знае..шь, накоп..шь.

 ( 2 уровень)

Гон..шь, держ..шь, зна..шь,  ступа..шь,  дыш..шь , верт..шь, слуша..шь, разгада..шь, сто..т, стуч..т, стел..т, бре..шь.

 (3 уровень)

Гон..шь, держ..шь, дыш..шь, ненавид..шь, смотр..т, верт..т, завис..т, диш..шь, верт..шь, слыш..т,бре..шь, стел..шь.

Список используемой литературы:

1.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка . 2 класс. М.,1999.

2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка . 3 класс. М.,2000.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ"

Урок для 4 класса по системе Занкова.  Тип урока: урок рефлексии.Содержательная цель урока: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий при написании безударных личных о...

Урок русского языка. "Правописание безударных окончаний существительных". 4 класс.

Конспект   по теме "Правописание безударных окончаний существительных".Цель: Обобщение  и систематизация знаний....

Конспект открытого урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний глаголов"

Цель: закрепить умение выбирать способ определения спряжения глаголаЗадачи:Образовательные: отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;Развивающие: спо...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударных окончаний существительных во всех падежах".

Урок содержит упражнения для отработки умения правильно писать безударные падежные  окончания существительных....

Урок русского языка «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения»

Урок по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения»  проведён в технологии деятельностного метода. Тип урока - рефлексия....

Презентация к уроку русского языка: "Правописание безударных окончаний" 4 класс

Презентация к уроку русского языка: "Правописание безударных окончаний" 4 класс...