Фрагмент урока развития речи 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бойцова Татьяна Николаевна

Фрагмент урока развития речи для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_uroka.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

ФРАГМЕНТ УРОКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Мурманск

2017

Фрагмент урока развития речи

Тема: “Время года – весна”.

Цель: совершенствовать развитие речи на разных уровнях через произведения устного народного творчества.

Задачи:

  1. Образовательные
  • Учить работать со словарем;
  • Вводить новые слова;
  • Повторить и закрепить изученные правила и понятия;
  • Учить формулировать свое мнение;
  • Учить доказывать свою точку зрения;
  1. Развивающие
  • Развивать воображение;
  • Развивать абстрактное и логическое мышление;
  • Совершенствовать артикуляционный аппарат и фонематический слух;
  • Формировать языковое чутьё;
  • Развивать память, внимание и наблюдательность;
  1. Воспитательные
  • Формировать уважение к устному народному творчеству;
  • Воспитывать интерес к родному языку;
  • Формировать желание изучать русский язык.

Ход работы

Цель:

Послушайте загадку:       В голубенькой рубашке

                                           Бежит по дну овражка.

  • Отгадайте. (Ручей)
  • Докажите, что это ручей. (Цвет воды – голубой; действие воды – бежит; место – по дну овражка)

Работа над предложением

  • Прослушайте загадку еще раз и скажите, сколько в ней предложений. (Одно)
  • Это предложение сложное или простое? (Простое)
  • Докажите это. (Имеет одну грамматическую основу)
  • Назовите грамматическую основу. (Сказуемое – бежит)
  • Как называют предложения, в которых есть только один главный член? (Односоставные)

  • Является ли данное предложение распространенным? (Да)
  • Докажите свой ответ. (В предложении есть определение, обстоятельство и дополнение)
  • Назовите все словосочетания, которые можно составить в этом предложении. (В голубенькой рубашке; бежит в рубашке; бежит по дну; по дну овражка)
  • Какое слово нужно включить в предложение, чтобы сказать о том, когда начинают бежать ручьи? (Весна)
  • Назовите предложение с добавлением слова весна.  (Весной в голубенькой рубашке бежит по дну овражка)
  • Каким членом предложения является слово весной? (Обстоятельством)
  • От какого члена предложения оно зависит? (От сказуемого – бежит)

Работа над словами

  • Какое значение имеет слово бежит? (Быстро двигается)
  • Какое значение имеет это слово в данном предложении? (Бежит ручей – значит, быстро течет)
  • Подберите синонимы к слову бежит в значении, как в предложении, то есть, говоря о воде. (Течет, льется, струится)
  • Замените сказуемое бежит на любой синоним.
  • Что поменяется в предложении? (Оттенок, стилистическая окраска)
  • При помощи какого суффикса образовано слово овражек? (суффикс –ек)
  • От какого слова оно образовано? (Овраг)
  • Какое значение придает суффикс –ек слову овраг? (Уменьшительно-ласкательное)
  • Откройте толковые словари, найдите первую букву слова овраг, а затем найдите само слово. Прочитайте его значение. (Овраг – глубокая длинная впадина на поверхности земли)
  • Подберите синонимы к данному слову. (Впадина, ущелье, углубление)
  • Какие антонимы можно подобрать к нему? (Горка, холм, возвышение)
  • Замените слово овражек любым синонимом.
  • Что изменится в предложении? (Стилистическая окраска и рифма)

Работа над звуками

  • Благодаря чему в данной загадке создается рифма? (Рубашке – овражка)
  • Почему в слове овражек буква Ж имеет звук [Ш]? (После согласного звука [Ш] нет гласного, поэтому буква Ж обозначает звук [Ш])
  • Назовите еще такую пару слов с буквосочетанием ШК – ЖК, где буква Ж дает звук [Ш]. (Букашка – бумажка; пташка - бедняжка)
  • Орфоэпически читаем загадку вслух хором.
  • Орфографически читаем загадку вслух хором.
  • Какие слова вызывают трудности  при написании? (Голубенькой, рубашке, бежит, по, овражка)
  • Докажите это. (Буквы обозначают разные звуки при произношении, есть различия в написании буквы и произношении ее звука)
  • Перечислите все гласные звуки в предложении. ([а], [у], [и], [а], [у], [а], [и], [и], [ы], [а], [у], [а], [а], [а])
  • Перечислите все согласные звуки в предложении. ([в], [г], [л], [б’], [н’], [к], [й’], [р], [б], [ш], [к’], [б’], [ж], [т], [п], [д], [н], [в], [р], [ш], [к])
  • Назовите любые слова, в которых буква Ж обозначает звук [Ж]. (Жар, жизнь, журавль, жаль, баклажан)
  • Назовите любые слова, в которых нет буквы Й, но есть звук [Й’]. (Юла, якорь)
  • Сколько раз встречается звук [У] в загадке? (Три раза)
  • Чем отличается звук [У] в слове рубашке от звуков [У] в словах голубенькой, дну? (В слове рубашке звук [У] ударный, а в словах голубенькой и дну звук [у] безударный)
  • Итог:

С каким жанром мы сегодня работали? (Загадки)

Докажите. (Короткий стих, требующий отгадки)

  • Молодцы! Сегодня все хорошо поработали!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах

Содержание :  I.    Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III.  Обучение диалогиче...

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».

На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....

К нам в оконце заглянуло солнце. Презентация. Фрагмент урока развития речи.

К нам в оконце заглянуло солнце. Презентация . Фрагмент урока развития речи....