Урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Черепнина Галина Анатольевна

Подлежащее  и  сказуемое — главные члены предложения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  русского  языка  во 2 классе

Учитель: Черепнина Г.А.

Тема урока: "Подлежащее  и  сказуемое — главные члены предложения"

Цель: создать условия для знакомства с  существенными   признаками   главных членов  предложения, способствовать развитию умения определять  главные  члены в  предложении, развитию памяти, внимания, логического мышления, устной и письменной речи, интеллекта,  формированию навыков грамотного  письма, привитию аккуратности.

Задачи урока (способы достижения цели):

Личностные:

     - мотивация учебной деятельности;

     - самооценка  на основе критериев успешности учебной  деятельности;

     - формирование социальной роли ученика.

Метапредметные:

     - формулировать и удерживать учебную задачу;

     - читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

    - фиксировать информацию разными способами;

    - понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной;

    - выполнять логические действия с языковым материалом: анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение;

    - подводить под понятие, доказывать, делать выводы.

    - осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей;

    - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

     - понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Предметные:

     - находить главные члены (основу) предложения;

     - обозначать графически грамматическую основу.

Планируемые результаты:

Предметные: находить основу - главные члены предложения

Метапредметные:

     - переводить информацию из одного вида в другой (из словесной в графическую и наоборот), отделять главное от второстепенного,   использовать  правила для подтверждения своей позиции;

     - работать с разными  видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций).

     - уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Личностные:

     - сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;

     - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

     - уметь слушать и понимать речь друг друга.

Оборудование: учебник Канакиной  В.П. «Русский язык» 2 класс, 2 часть; карточки-схемы; карточки для работы в парах;  презентация к уроку.

Ход урока

1.Самоопределение к учебной деятельности. (Цель: включение в деловой ритм).                                                                                                                            

-Прозвенел звонок, а это значит,  начинается урок.

-Ребята, на наших ладонях лежат маленькие звездочки Успеха.

-Озвучьте ваши звезды.

  • (Мы творим. Мы рассуждаем. Мы думаем. Мы размышляем. Мы фантазируем. Мы отвечаем. Мы пишем. Мы рассказываем. Мы исследуем. Мы доказываем. Мы изучаем. Мы учимся. Мы читаем.)

2.Актуализация знаний учащихся.  (Цель: выявить  уровень знаний  и индивидуальные затруднения).

-Что вы прочитали? (Слова. Предложения. Главные члены предложения....)    

-Докажите.

-Предположите тему урока. (Предложение)

-Что есть в предложении? (Слова, связанные по смыслу. Главные члены. Второстепенные члены...)

3.Постановка учебной задачи. (Цель: обсуждение  затруднений «Чего мы еще не знаем?»)

-Без чего предложение не может быть?

(1в. - Без слов. Без подлежащего и сказуемого).

-Мы это сегодня будем доказывать.

(2в. - не скажут)

-Сегодня мы откроем этот секрет.

-Откройте тетради, сядьте правильно. (Обратить внимание на плакат в классе).

Запишите число.

Классная работа.

-        На партах у каждого из вас лежит листок самооценки. Напомню, как с ним
работать.
(Открываю на доске)

- Если вы уверены в знаниях по данному вопросу - ставите +; сомневаетесь- ставите + -; не уверены - ставите минус -).

4.Открытие нового знания.  (Цель: решение учебной задачи. Способ выхода из затруднения – это  подводящий  диалог, организовала деятельность учащихся по  исследованию  проблемной ситуации)

«Логическая пятиминутка»

- Оказывается,  если  точно описать  предмет  с  помощью  прилагательных, то можно угадать, о чём или о ком идёт речь.

- Давайте, поиграем и запишем отгаданные  слова. (Слайд 2, щелчок)

  щелчок  Бурый, мохнатый, косолапый.         щелчок  Медведь  щелчок

  щелчок  Рыжая, хитрая, ловкая.                 щелчок  Лисица  щелчок

  щелчок  Серый, хищный, жадный.              щелчок   Волк  щелчок

     

       -Что между ними общего?

       -Какое слово лишнее?

        -Выполним логическое упражнение. Читаю 1 раз. Будьте внимательны,
запоминайте.

Медведь, волк и лиса написали предложение: (Слайд 3)

На солнечную поляну выскочил пушистый зайчик

В конце предложений они поставили разные знаки: точку, восклицательный знак, вопросительный знак. Медведь ставил не вопросительный знак. Волк поставил точку.

- Определите, какие знаки поставил каждый из зверей?

  • Какой знак поставил волк? (.)(Слайд 4, щелчок)
  • Какой знак медведь поставил в конце предложения? (!)щелчок

-Какой знак поставила лиса? (?) щелчок                                                     

-Запишите предложение, поставив в конце предложения знак по выбору.  

-Подчеркните подлежащее и сказуемое. (С комментированием) (Слайд 5)

- Назовите второстепенные члены.

-Ребята, выберите себе роль. «Волки», похлопайте в ладоши. «Медведи», похлопайте в ладоши. «Лисы», похлопайте в ладоши.

-Волки, прочитайте предложение без второго слова. (На поляну выскочил пушистый зайчик.)

-Медведи, прочитайте предложение без пятого слова. (На солнечную поляну выскочил зайчик.)

-Какой вывод можно сделать? (Без второстепенных членов предложение сохраняется)

-Лисы, прочитайте предложение без четвертого (шестого) слова. (На солнечную поляну пушистый зайчик. На солнечную поляну выскочил пушистый.)

-Какой вывод можно сделать? Без чего предложение не может существовать? (Без грамматической основы — подлежащего и сказуемого.)

Итак, мы  открыли  секрет,   без  чего  предложение не может существовать.

ОЦЕНИТЕ  СЕБЯ!

5.Первичное закрепление. ( Цель: осознанность восприятия, первичное обобщение).

- Продолжаем нашу работу.

- Откройте учебники и найдите упр.200. (Слайд 6)

- Прочитайте рассказ  Н.Сладкова  про  себя  и ответьте на вопрос:  О чем этот текст?

- Найдите  предложение, которое  соответствует  схеме.

        

          Какая?      что?            что сделала?  .

    (Открываю предложение на доске)

ОЦЕНИТЕ  СЕБЯ!

-Как вы понимаете  значение  выражения  травка  заворсилась ?

(Ворс – короткий  густой  пушок  на  лицевой  стороне  некоторых  тканей).

Показать картинку. (Слайд 7)

-Спишите это предложение.

-Подчеркните  подлежащее  и  сказуемое. (Выполнить у доски с объяснением)

         Зелёная       травка         заворсилась   .

-Какое это предложение по наличию  второстепенных членов? (распространенное).

-Назовите  второстепенный  член  предложения. (зелёная)

-Какой  частью  речи  он  выражен? (прилагательным) 

ОЦЕНИТЕ  СЕБЯ!

-Объясните  написание  выделенных  орфограмм.

ОЦЕНИТЕ  СЕБЯ!

Физкультминутка. (Слайд 8 с музыкальным сопровождением)

 Чтоб глаза твои зорче были,

 Чтоб в очках тебе не ходить,

 Эти лёгкие движенья

 Предлагаю повторить.

 Вдаль посмотрим и под ноги,

 Влево, вправо побыстрей.

 Удивимся – что такое?

 И закроем их скорей.

 А теперь по кругу быстро,

 Словно стрелочка часов,

 Проведём глазами дружно

 Ну а дальше – будь здоров!

6. Введение  в систему  знаний  и повторение. (Слайд 9, автоматический)

Самостоятельная работа в паре с текстом. Проверка по эталону.  (Цель: каждый для себя делает вывод о том, что он уже умеет. Закрепить знания и умения учащихся).

   

Самостоятельная работа  в парах

  Часто  голоса  рыб  схожи  с  птичьими  морской  петух  кукует  кукушкой  ставриды  кричат  дроздом  морской  карась  крякает.

     Прочитайте текст, найдите  границы  четырех  предложений,              

правильно  обозначая  их  начало  и  конец.                  

     Читайте, выделяя  голосом   каждое  предложение.                      

-Ребята,  давайте  вспомним  правила  работы  в  паре.  (На доске)

Проверка по эталону. (Слайд 10)

Часто голоса рыб схожи с птичьими. Морской петух кукует кукушкой. Ставриды кричат дроздом.  Морской карась крякает.

     

ОЦЕНИТЕ  СЕБЯ!

(Слайд 11)

- Найдите и  подчеркните  главные  члены:

1-ый ряд – во 2 предложении,

2-ой ряд – в 3 предложении,

3-ий ряд – в 4 предложении.

Самопроверка.   (Слайд 12)

                                                                                                                                                                         

                                                                                             Часто голоса рыб схожи с птичьими. Морской петух кукует кукушкой. Ставриды кричат дроздом.  Морской карась крякает.

   

- Ребята, верно ли утверждение «нем  как  рыба»? (Высказывания детей)

ОЦЕНИТЕ  СЕБЯ!

- Что мы называем подлежащим? На какие вопросы оно отвечает? (Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопросы кто? что?)

- Что мы называем сказуемым? На какие вопросы оно отвечает? (Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы что делает? что делают?)

 6. Домашнее задание:  упр.196  (дифференцированное) (Слайд 13)

-Дети, дома  выполните по выбору  одно  из  заданий  к упражнению 196.

  • Расскажите, когда  в  конце  предложения ставится  точка, вопросительный и восклицательный знаки.
  • Приведите  примеры  предложений, в конце которых ставятся  эти знаки.
  • Объясните, как составить  из данных  слов  предложение. Составьте его и запишите.

 7. Рефлексия . (Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса). (Слайд 14)

-Ребята, посмотрите  на свои листы  самооценки  и продолжите  предложения:

-Я умею...

-Я знаю...

-Мне понравилось...

-Я довольна вашей работой на уроке.

-Оценка всему классу: МОЛОДЦЫ! (Слайд 15)  

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка во 2 классе Учитель: Черепнина Г.А.

Слайд 2

Бурый, мохнатый, косолапый. Рыжая, хитрая, ловкая. Серый, хищный, жадный. в олк м едведь лисица

Слайд 3

На солнечную поляну выскочил пушистый зайчик

Слайд 4

На солнечную поляну выскочил пушистый зайчик. На солнечную поляну выскочил пушистый зайчик! На солнечную поляну выскочил пушистый зайчик?

Слайд 5

На солнечную поляну выскочил пушистый зайчик .

Слайд 6

Работа по учебнику Упражнение 200

Слайд 7

травка заворсилась Ворс – короткий густой пушок на лицевой стороне некоторых тканей.

Слайд 8

физминутка

Слайд 9

Самостоятельная работа в парах Часто голоса рыб схожи с птичьими морской петух кукует кукушкой ставриды кричат дроздом морской карась крякает.

Слайд 10

Самопроверка Часто голоса рыб схожи с птичьими. Морской петух кукует кукушкой. Ставриды кричат дроздом. Морской карась крякает.

Слайд 11

Найдите и подчеркните главные члены : 1-ый ряд – во 2 предложении, 2-ой ряд – в 3 предложении, 3-ий ряд – в 4 предложении.

Слайд 12

Самопроверка. Часто голоса рыб схожи с птичьими. Морской петух кукует кукушкой. Ставриды кричат дроздом. Морской карась крякает . «нем как рыба»

Слайд 13

Домашнее задание Упражнение 196. Расскажите, когда в конце предложения ставится точка, вопросительный и восклицательный знаки. Приведите примеры предложений, в конце которых ставятся эти знаки. Объясните, как составить из данных слов предложение. Составьте его и запишите.

Слайд 14

Я умею... Я знаю... Мне понравилось...

Слайд 15

Молодцы!



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ

Урок русского языка разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, с элементами методики Г.А. Бакулиной, которая придает  ему развивающую направленность. Поисковая деятельность, осуществляемая с помощью лексико-орфографических упражнений, резко повышает интерес учеников к лингвистике и учебному процессу в целом. 

  Решение образовательных задач соответствует требованиям программы по русскому языку для 2 класса начальной школы.

Проблема (идея) урока: без чего предложение не может быть, что такое главные члены предложения?

Задачи урока (способы достижения цели):

Личностные:

     - мотивация учебной деятельности;

     - самооценка  на основе критериев успешности учебной  деятельности;

     - формирование социальной роли ученика.

Метапредметные:

     - формулировать и удерживать учебную задачу;

     - читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

    - фиксировать информацию разными способами;

     - понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной;

     - выполнять логические действия с языковым материалом: анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение;

     - подводить под понятие, доказывать, делать выводы.

    - осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей;

    - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

     - понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Предметные:

     - находить главные члены (основу) предложения;

     - обозначать графически грамматическую основу.

Планируемые результаты:

Предметные: находить основу - главные члены предложения

Метапредметные:

     - переводить информацию из одного вида в другой (из словесной в графическую и наоборот), отделять главное от второстепенного,   использовать  правила для подтверждения своей позиции;

     - работать с разными  видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций).

     - уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Личностные:

     - сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;

     - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

     - уметь слушать и понимать речь друг друга.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательной цели урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

Время реализации занятия: 30 минут.

Актуальность урока русского языка по данной теме  обусловлена тем, что  данный  урок направлен на развитие логического мышления обучающихся, формирование  умения решать орфографические задачи, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, строить логическую цепь рассуждений  и делать  выводы.  

Тип урока – урок закрепления знаний. Использовала технологию деятельностного метода обучения.

 Урок  построен  таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Ученики пользуются дополнительными источниками информации – словарем, памяткой, моделью. Они обращаются к своему опыту и опыту своих одноклассников, при этом вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, все включены в учебный процесс.

Задачи, формы и приёмы контроля удалось определить правильно: на уроке использованы приёмы, формирующие навык самоконтроля и самооценки.

На каждом этапе урока была применена компьютерная презентация. Использование на уроке компьютерной технологии дало возможность для целостного восприятия детьми учебного материала, для повышения мотивации учащихся. При составлении компьютерной презентации соблюдала требования к ее оформлению.

Особым аспектом на уроке являлось здоровосбережение: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, не боится высказываться. На уроке применена гимнастика для глаз.

Реализация целей урока проведена через организационную и обучающую деятельность учителя на уроке.

Организационная деятельность учителя, считаю, была достаточной. Она включала в себя:

рациональную организацию труда учащихся;

подготовку и оформление на экране ключевых моментов;

дисциплинированность учащихся;

регламентирование времени форм деятельности учащихся;

подведение промежуточного и общего итогов;

завершенность дидактических моментов при фронтальной проверке;

проведение физкультпаузы - зарядки для глаз;

выполнение плана урока;

реализацию основных психологических требований.

 Обучающая деятельность учителя на уроке была достаточной. Она состояла:

в отборе содержания учебного материала;

осуществление принципа научности;

организация самостоятельной  работы под руководством учителя;

организация контроля за самостоятельной деятельностью учащихся;

применение способов обобщения учебного материала через коллективную работу, самостоятельную  работу.

В целях обеспечения индивидуального подхода я предусмотрела выбор содержания учебного материала, уровень сложности заданий, оптимальный темп деятельности учащихся.

       На данном уроке использовались следующие методы работы:

методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации;

методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации;

методы стимулирования и мотивации учащихся (эмоциональные и познавательные);

методы контроля и самоконтроля.

Весь материал, который был запланирован, дети успешно усвоили.Знания  и умения, полученные на данном  уроке, будут расширяться и закрепляться на всех последующих уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...