Урок русского языка по теме "Имя прилагательное"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Матвеева Светлана Ивановна

На уроке русского языка в 4 классе идёт формирование умений  определять грамматические признаки  имен прилагательных в единственном и во  множественном  числе, навыков правописания окончаний имен прилагательных . Используется занимательный видеоматериал из мультфильма и "Ералаша", что мотивирует детей для продуктивной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 4 В классе.

Фамилия, имя, отчество -   Матвеева Светлана Ивановна

Место работы -   МБОУ «Копьёвская СОШ»

Должность – учитель начальных классов

Тема урока:   Имя прилагательное.

Цели урока:  создать условия для повторения  и систематизирования  знаний и умений по теме «Имя прилагательное».

Предметные:

          -Анализировать имя прилагательное по его лексическим, морфологическим, синтаксическим признакам.

         -Применять  морфологические умения и навыки в практике правописания.

        -Объяснять роль имен прилагательных в речи.

Обучающие:

-Обобщить и систематизировать    материал по теме «Имя прилагательное»:определение имени прилагательного, морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного.

-Выявить и уяснить стилистическую роль имён прилагательных в поэтическом тексте.

-Формировать орфографическую  и лингвистическую  компетентность учащихся.

Развивающие:

          -Обогащать  речь учащихся  за  счет  использования  в  ней  имен  прилагательных.

    -  Обучать анализу поэтического текста

-Развивать творческие способности учащихся, образное  мышление

Воспитательные :

           -Воспитывать любовь к русскому языку, к литературе.

 - Воспитывать уважительное отношение к русской культуре, искусству.

Познавательные:

           -Владеть различными видами смыслового чтения

           -Анализировать, сопоставлять,   сравнивать, обобщать информацию, представлять ее в сжатом виде.

Регулятивные:

     -Определять цель деятельности, работать по составленному плану и оценивать  результативность  собственной      деятельности.

    -Выдвигать гипотезы.

Коммуникативные:

   -Излагать свое мнение, используя  многообразие речевых средств, создавать письменный текст.

  -Работать в паре

   -Участвовать в диалоге

Планируемые результаты:

Предметные:

-Безошибочно определять прилагательное и его морфологические, синтаксические признаки, его стилистическую роль в тексте

-Объяснять правописание ранее изученных орфограмм

Метапредметные:

-Определять цель деятельности и определять пути ее реализации, оценивать результат

-Уметь  представлять информацию в виде таблиц, схем, находить информацию в различных источниках

-Уметь сотрудничать в паре, участвовать в диалоге

-Уметь анализировать текст, составлять свой собственный  текст, используя  разнообразные речевые средства

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная.

Методы : репродуктивный,   поисковый, словесный, наглядный, практический                                

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Проверка готовности к уроку

Мотивирует к учебной деятельности, включает учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, создает ситуацию психологического  комфорта.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Самоопределение, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний

Просмотр отрывка из м/ф «Каникулы в Простоквашино»

 ( посылку принёс Печкин)

-Как связан отрывок с уроком русского языка?

-Какие слова не правильно произнёс Печкин?

-А вы всегда говорите правильно?

-К чему мы должны стремиться?

-На уроках русского языка и литературы мы учимся правильно говорить, грамотно писать, пополняем свой словарный запас.

-Запишите число, классная работа.

У нас в школе проходила декада русского языка и литературы. Много интересного узнали, сами поучаствовали, получили заслуженные грамоты.

-Ребята, вы обратили внимание на стены в школьных коридорах?

-Для чего были написаны эти слова? (правильно произносить, узнавать новые слова, готовимся к ВПР).

-Сейчас  проверим ваше умение правильно произносить слова и ставить ударение.

-Какие слова вы запомнили?

-Хорошо. А сейчас запишите слова и поставьте ударение. (слайд 2)

Каталог, сливовый, тотчас, щавель, творог, алфавит, красивее, искра, туфля, облако, звонит.

-Проверка по слайду (в паре)

-Кто получил 5, 4.

Включает учащихся в процесс активного слушания, создает условия для эмоционального восприятия.

Организует

взаимопроверку

Отвечают на вопросы

Записывают  в тетради число. Отвечают на вопросы

Делают свои предположения.

Учащиеся читают слова на слайде и работают индивидуально,  ставят ударение в словах,

повторяют орфограммы в словах

планирование учебного сотрудничества.

анализ объектов с целью выделения признаков.

Умение оценивать действия партнера

3.Постановка учебной задачи

Послушайте стихотворение (слайд 3)

И всё, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.

Они слышны и здесь, и там,
На улице и дома:
Одно давно привычно нам,
Другое – незнакомо...

Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!

-Как понимаете строки?

-Русский язык богат глаголами, прилагательными, существительными, разнообразен формами, выражающими наши чувства и жесты, движения и мысли, краски и запахи. И это море слов даёт нам возможность общаться друг с другом.

-Найдите антонимы (стар и нов) (слайд 4)

-Что значит стар? (старый)

-Что значит нов? (новый)

-Что объединяет эти слова? (имена прилагательные)

- Сформулируйте тему урока. (Имя прилагательное) (слайд 5)

-Что же такое имя прилагательное. (кластер в виде солнышка)

Читает стихотворение

Предлагает  определить цель и задачи урока, сформулировать и

Предлагает составить кластер по теме, проводит  проверку задания.

Воспринимают на слух информацию

Анализируют стихотворение

Находят антонимы

Формулируют тему урока, определяют цель урока.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой

Выделять существенную информацию из прослушанного;

4.Включение изученного в систему знаний.

5.Физминутка

6.Рефлексия

(слайд 16)

1. Наблюдение над родовыми окончаниями  прилагательных в единственном числе.

-Как изменяются имена прилагательные? (по родам, числам, падежам)

-От чего зависит род прилагательных? (от существительных).

-Какие родовые окончания имеют прилагательные м.р, ж.р, ср.р? (слайд 6)

-Выберете из слов, которые вы записали, 5 сущ. и подберите подходящие по смыслу прилагательные. Выделите окончания, определите род.  (несколько  проверить).

2. Наблюдение над падежными окончаниями  прилагательных в единственном числе. (слайд 7)

-Как ещё изменяются прилагательные? (по числам и падежам).

-Выберете букву с правильным окончанием, определите падеж прилагательных.

В хорош...  погоду

б) ею         с) ую        о)аю

Колюч.... ежа

р) ива         п) ова       к)его

В дружн... классе

а) ам          л)ом         д) ый

По широк... тропе

о) ой           и) ай          з) ая

Ранн... утром

ж) ее           л) ем          н) им

От жарк... солнца

е) ого           р) аго        м) ога

На горяч... песке

в) им            б) ам         н) ем

На высок... дерево

и) ое            я) ая           ю) ие

Вкусн... ягода

а) оя            о) ую         е) ая

Самопроверка по эталону. Самооценка.

-Что получилось? (склонение) (слайд 8)

-Что такое склонение?

-Что изменяется при склонении? (окончания)

-Какие бывают окончания? (ударные и безударные)

- Как определяли падеж прилагательного? (по сущ)

1.Работа  над стихотворением.(слайды 10-11)

В глуши лесн…, в глуши зелен…, 
Всегда тенист… и сыр…
В крут… овраге под горой
Бьёт из камней родник студён… .
Кипит, играет и спешит, 
Крутясь хрустальн… клубами,

И под ветвист... дубами

Стеклом расплавленн... бежит.

 -Какие художественные приёмы  использовал автор? (эпитеты, метафора)

- Как понимаете выражения   Крутясь хрустальн… клубами,  стеклом расплавленн... бежит.

(быстро, стремительно, чистыми, прозрачными брызгами)

-Назовите словосочетания прилагательные плюс существительные.

-На какие группы можно разделить? (мн.ч и ед.ч)

-Что мы знаем о прилагательных во мн.ч? ( не изменяется по родам)

-Выпишите словосочетания,  определите падеж, число и если нужно род.

-Проверка по слайду (слайд 12)

 -Как определили грамматические признаки?

Алгоритм (слайд 13)

1.Найти…....,к которому    относится.........

2.Определить падеж,   число, род…………

3.По падежу,  роду, числу…....   определить падеж, род, число …...

2.Работа  над ролью прилагательных в речи

-Прочитайте ещё раз стихотворение И.А.Бунина.

-Какую роль играют прилагательные  (украшают,  делают речь яркой, выразительной, точной, подчёркивают какие-либо особенности)

-А.Н.Толстой сказал такие замечательные слова о русском языке:

«Русский народ создал русский язык

яркий, как радуга после дождя,

меткий, как стрелы,

певучий и богатый,

задушевный, как песня над колыбелью.»

-Но всегда ли мы слышим  приятную речь?

-Отрывок из Ералаша «Почему мы так говорим?»

-Ребята вы бы хотели постоянно слышать такую речь? 

(слайд 15)

C:\Users\Администратор\Desktop\005.jpg

-Наш язык очень богат, в нём можно найти подходящие слова для выражения мыслей. А прилагательные ещё больше украсят вашу речь.

-Дополнить прилагательными

Вот и подошёл к концу ____________ урок русского языка.

 Мы повторили всё, что знали об имени прилагательном.

Благодаря этим словам наша речь становится ___________, _____________, ____________.

Мои одноклассники были __________________.

 Урок для меня был ___________ и ____________.

 И сейчас у меня __________ настроение.

  За работу на уроке я получил(а)......

Предлагает составить словосочетания,  проводит  проверку задания.

Реализует  здоровьесберегающие технологии, переключает с одного вида деятельности на другой

Нацеливает на эмоциональное воображение и анализ текста.

Дает комментарий  к упражнению  и организует

Самопроверку по эталону.

Проводит беседу, создает эмоциональный настрой.

Побуждает к высказыванию собственного мнения, осуществляет межпредметную связь

Выполняют  предложенные задания  по конструированию словосочетаний.

Работают в паре, выполняют тестовую работу,  объясняют свой выбор

Выполняют физкультминутку.

Объясняют значение слов

Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке

оценивают себя.

Проговариваю алгоритм

Анализируют  текст и высказывают  собственное мнение

Анализируют  отрывок и высказывают  собственное мнение

Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные,

анализируют,  высказывают собственное мнение, дают оценку собственной деятельности.

Умения  практического применения  знаний.

Умение рационально сочетать различные виды деятельности

Умение достаточно полно и точно излагать свои мысли.

Умение строить логическую цепь рассуждений

Умение сопоставлять и сравнивать  информацию.

Умение оценивать содержание.

Умения оценивать свою деятельность и деятельность товарищей, вносить необходимые  коррективы.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 4 В классе.

Фамилия, имя, отчество -   Матвеева Светлана Ивановна

Место работы -   МБОУ «Копьёвская СОШ»

Должность – учитель начальных классов

Тема урока:   Имя прилагательное.

Цели урока:  создать условия для повторения  и систематизирования  знаний и умений по теме «Имя прилагательное».

Предметные:

          -Анализировать имя прилагательное по его лексическим, морфологическим, синтаксическим признакам.

         -Применять  морфологические умения и навыки в практике правописания.

        -Объяснять роль имен прилагательных в речи.

Обучающие:

-Обобщить и систематизировать    материал по теме «Имя прилагательное»:определение имени прилагательного, морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного.

-Выявить и уяснить стилистическую роль имён прилагательных в поэтическом тексте.

-Формировать орфографическую  и лингвистическую  компетентность учащихся.

Развивающие:

          -Обогащать  речь учащихся  за  счет  использования  в  ней  имен  прилагательных.

    -  Обучать анализу поэтического текста

-Развивать творческие способности учащихся, образное  мышление

Воспитательные :

           -Воспитывать любовь к русскому языку, к литературе.

 - Воспитывать уважительное отношение к русской культуре, искусству.

Познавательные:

           -Владеть различными видами смыслового чтения

           -Анализировать, сопоставлять,   сравнивать, обобщать информацию, представлять ее в сжатом виде.

Регулятивные:

     -Определять цель деятельности, работать по составленному плану и оценивать  результативность  собственной      деятельности.

    -Выдвигать гипотезы.

Коммуникативные:

   -Излагать свое мнение, используя  многообразие речевых средств, создавать письменный текст.

  -Работать в паре

   -Участвовать в диалоге

Планируемые результаты:

Предметные:

-Безошибочно определять прилагательное и его морфологические, синтаксические признаки, его стилистическую роль в тексте

-Объяснять правописание ранее изученных орфограмм

Метапредметные:

-Определять цель деятельности и определять пути ее реализации, оценивать результат

-Уметь  представлять информацию в виде таблиц, схем, находить информацию в различных источниках

-Уметь сотрудничать в паре, участвовать в диалоге

-Уметь анализировать текст, составлять свой собственный  текст, используя  разнообразные речевые средства

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная.

Методы : репродуктивный,   поисковый, словесный, наглядный, практический                                

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Проверка готовности к уроку

Мотивирует к учебной деятельности, включает учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, создает ситуацию психологического  комфорта.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Самоопределение, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний

Просмотр отрывка из м/ф «Каникулы в Простоквашино»

 ( посылку принёс Печкин)

-Как связан отрывок с уроком русского языка?

-Какие слова не правильно произнёс Печкин?

-А вы всегда говорите правильно?

-К чему мы должны стремиться?

-На уроках русского языка и литературы мы учимся правильно говорить, грамотно писать, пополняем свой словарный запас.

-Запишите число, классная работа.

У нас в школе проходила декада русского языка и литературы. Много интересного узнали, сами поучаствовали, получили заслуженные грамоты.

-Ребята, вы обратили внимание на стены в школьных коридорах?

-Для чего были написаны эти слова? (правильно произносить, узнавать новые слова, готовимся к ВПР).

-Сейчас  проверим ваше умение правильно произносить слова и ставить ударение.

-Какие слова вы запомнили?

-Хорошо. А сейчас запишите слова и поставьте ударение. (слайд 2)

Каталог, сливовый, тотчас, щавель, творог, алфавит, красивее, искра, туфля, облако, звонит.

-Проверка по слайду (в паре)

-Кто получил 5, 4.

Включает учащихся в процесс активного слушания, создает условия для эмоционального восприятия.

Организует

взаимопроверку

Отвечают на вопросы

Записывают  в тетради число. Отвечают на вопросы

Делают свои предположения.

Учащиеся читают слова на слайде и работают индивидуально,  ставят ударение в словах,

повторяют орфограммы в словах

планирование учебного сотрудничества.

анализ объектов с целью выделения признаков.

Умение оценивать действия партнера

3.Постановка учебной задачи

Послушайте стихотворение (слайд 3)

И всё, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.

Они слышны и здесь, и там,
На улице и дома:
Одно давно привычно нам,
Другое – незнакомо...

Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!

-Как понимаете строки?

-Русский язык богат глаголами, прилагательными, существительными, разнообразен формами, выражающими наши чувства и жесты, движения и мысли, краски и запахи. И это море слов даёт нам возможность общаться друг с другом.

-Найдите антонимы (стар и нов) (слайд 4)

-Что значит стар? (старый)

-Что значит нов? (новый)

-Что объединяет эти слова? (имена прилагательные)

- Сформулируйте тему урока. (Имя прилагательное) (слайд 5)

-Что же такое имя прилагательное. (кластер в виде солнышка)

Читает стихотворение

Предлагает  определить цель и задачи урока, сформулировать и

Предлагает составить кластер по теме, проводит  проверку задания.

Воспринимают на слух информацию

Анализируют стихотворение

Находят антонимы

Формулируют тему урока, определяют цель урока.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой

Выделять существенную информацию из прослушанного;

4.Включение изученного в систему знаний.

5.Физминутка

6.Рефлексия

(слайд 16)

1. Наблюдение над родовыми окончаниями  прилагательных в единственном числе.

-Как изменяются имена прилагательные? (по родам, числам, падежам)

-От чего зависит род прилагательных? (от существительных).

-Какие родовые окончания имеют прилагательные м.р, ж.р, ср.р? (слайд 6)

-Выберете из слов, которые вы записали, 5 сущ. и подберите подходящие по смыслу прилагательные. Выделите окончания, определите род.  (несколько  проверить).

2. Наблюдение над падежными окончаниями  прилагательных в единственном числе. (слайд 7)

-Как ещё изменяются прилагательные? (по числам и падежам).

-Выберете букву с правильным окончанием, определите падеж прилагательных.

В хорош...  погоду

б) ею         с) ую        о)аю

Колюч.... ежа

р) ива         п) ова       к)его

В дружн... классе

а) ам          л)ом         д) ый

По широк... тропе

о) ой           и) ай          з) ая

Ранн... утром

ж) ее           л) ем          н) им

От жарк... солнца

е) ого           р) аго        м) ога

На горяч... песке

в) им            б) ам         н) ем

На высок... дерево

и) ое            я) ая           ю) ие

Вкусн... ягода

а) оя            о) ую         е) ая

Самопроверка по эталону. Самооценка.

-Что получилось? (склонение) (слайд 8)

-Что такое склонение?

-Что изменяется при склонении? (окончания)

-Какие бывают окончания? (ударные и безударные)

- Как определяли падеж прилагательного? (по сущ)

1.Работа  над стихотворением.(слайды 10-11)

В глуши лесн…, в глуши зелен…, 
Всегда тенист… и сыр…
В крут… овраге под горой
Бьёт из камней родник студён… .
Кипит, играет и спешит, 
Крутясь хрустальн… клубами,

И под ветвист... дубами

Стеклом расплавленн... бежит.

 -Какие художественные приёмы  использовал автор? (эпитеты, метафора)

- Как понимаете выражения   Крутясь хрустальн… клубами,  стеклом расплавленн... бежит.

(быстро, стремительно, чистыми, прозрачными брызгами)

-Назовите словосочетания прилагательные плюс существительные.

-На какие группы можно разделить? (мн.ч и ед.ч)

-Что мы знаем о прилагательных во мн.ч? ( не изменяется по родам)

-Выпишите словосочетания,  определите падеж, число и если нужно род.

-Проверка по слайду (слайд 12)

 -Как определили грамматические признаки?

Алгоритм (слайд 13)

1.Найти…....,к которому    относится.........

2.Определить падеж,   число, род…………

3.По падежу,  роду, числу…....   определить падеж, род, число …...

2.Работа  над ролью прилагательных в речи

-Прочитайте ещё раз стихотворение И.А.Бунина.

-Какую роль играют прилагательные  (украшают,  делают речь яркой, выразительной, точной, подчёркивают какие-либо особенности)

-А.Н.Толстой сказал такие замечательные слова о русском языке:

«Русский народ создал русский язык

яркий, как радуга после дождя,

меткий, как стрелы,

певучий и богатый,

задушевный, как песня над колыбелью.»

-Но всегда ли мы слышим  приятную речь?

-Отрывок из Ералаша «Почему мы так говорим?»

-Ребята вы бы хотели постоянно слышать такую речь? 

(слайд 15)

C:\Users\Администратор\Desktop\005.jpg

-Наш язык очень богат, в нём можно найти подходящие слова для выражения мыслей. А прилагательные ещё больше украсят вашу речь.

-Дополнить прилагательными

Вот и подошёл к концу ____________ урок русского языка.

 Мы повторили всё, что знали об имени прилагательном.

Благодаря этим словам наша речь становится ___________, _____________, ____________.

Мои одноклассники были __________________.

 Урок для меня был ___________ и ____________.

 И сейчас у меня __________ настроение.

  За работу на уроке я получил(а)......

Предлагает составить словосочетания,  проводит  проверку задания.

Реализует  здоровьесберегающие технологии, переключает с одного вида деятельности на другой

Нацеливает на эмоциональное воображение и анализ текста.

Дает комментарий  к упражнению  и организует

Самопроверку по эталону.

Проводит беседу, создает эмоциональный настрой.

Побуждает к высказыванию собственного мнения, осуществляет межпредметную связь

Выполняют  предложенные задания  по конструированию словосочетаний.

Работают в паре, выполняют тестовую работу,  объясняют свой выбор

Выполняют физкультминутку.

Объясняют значение слов

Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке

оценивают себя.

Проговариваю алгоритм

Анализируют  текст и высказывают  собственное мнение

Анализируют  отрывок и высказывают  собственное мнение

Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные,

анализируют,  высказывают собственное мнение, дают оценку собственной деятельности.

Умения  практического применения  знаний.

Умение рационально сочетать различные виды деятельности

Умение достаточно полно и точно излагать свои мысли.

Умение строить логическую цепь рассуждений

Умение сопоставлять и сравнивать  информацию.

Умение оценивать содержание.

Умения оценивать свою деятельность и деятельность товарищей, вносить необходимые  коррективы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Разбор имён прилагательных по составу. Словообразование имен прилагательных»

Цели: 1.    Учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного, продолжать учить работе с орфографическим словарём, учебником.2....

Урок русского языка "Роль имен прилагательных в русском языке"

Урок построен в соответствии с технологией РКМЧП...

Конспект урока русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок).

Урок русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок). 3 класс. УМК «Перспектива»Цель: систематизировать полученные знания об имени...

Конспект урока русского языка "Роль имен прилагательных в языке" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Роль имён прилагательных в языкеЦели деятельности учителя: расширение и обобщение знаний об имени прилагательном.Планируемые результатыПредметные:знать, что такое им...

Урок русского языка "Роль имён прилагательных в языке" в 4 классе УМК "Школа России"

Урок русского языка "Роль имён прилагательных в языке" в 4 классе УМК "Школа России"...