Конспект урока русского языка, 2 класс, Написание -ь- и -ъ-
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тахтенкова Надежда Вадимовна

Конспект составлен по программе Школа - 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tahtenkova_konspekt_rus.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Тема урока: Написание слов с разделительным ь и ъ знаками.

Урок закрепления.

Цели урока:

Предметные:  формировать  умения  устно находить слова с ь, ъ знаками, формировать умения писать слова на заданные правила, выделять орфограмму, пополнять словарный запас детей, формировать умения доказывать своё предположение.

Личностные: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности, формировать умения работать индивидуально и фронтально,  развивать компетентность социального взаимодействия, через проведение релаксационных пауз,  учить следить за своим здоровьем, снимать утомляемость.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли; управление поведения партнёра контроль, оценка, социальная компетентность, умение слушать и вступать в диалог, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, закреплять навык работы в группе, закреплять навык работы с книгой, тетрадью, ИКТ.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, решение проблем поискового характера.

Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действий на уроке.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности.  Цель: создать условия для возникновения потребностей на уроке.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь.

Проверяют организацию своего рабочего места

.

Коммуникативные  уметь оформлять свои мысли и действия.

       2.Актуализация знаний учащихся. Цели:  организовать работу по закреплению изученных навыков, уметь работать с тестом, учить выполнять работу над ошибками.

  1. Прочитайте  начало пословицы и закончите её:

На доске – пословица:

Без терпенья нет…

  1. Как вы понимаете её?
  2. Может ли сегодня эта пословица вам пригодиться на уроке? Как?
  3. Запишите  в тетрадь, запомните и …

в добрый путь.

- Сегодня на уроке вам помогут ваши полученные знания.

- Для этого проведём тест. Приготовьте листочки с тестом. Обведите в кружок правильный ответ.

    Тест.

     1.Что такое корень?

 а) звук

 б) буква

                   в) часть слова

2.ь пишется в:

  а) в окончании

                    б) в корне

                    в) после приставки

3. найди приставки:

   а) в, над, за, под, об

   б) к, и, около, но

 4.выдели слово, которое не является однокоренным:

    а) весёлый

    б) радость

    в) веселье

  5. укажи лишнее слово:

    а) друзья

    б) въехал

    в) копьё

Отложите листочки таким образом, чтобы вам удобно было во время урока найти свои ошибки и исправить их.

уменья.

Если будем стараться, то всё получится.

Записывают в тетрадь, проверяют написанное.

Выполняют задания на листочках, анализируют, осуществляют самопроверку и предварительную оценку.

 Уточнить понимание учащихся поставленных целей.

Знать изученные правила корня, приставки, однокоренных слов.

Уметь находить свои ошибки.

Личностные: смыслообразова-

ние.

 Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, решение проблем поискового характера.

Регулятивные: самооценка.

  1. Закрепление с проговариванием во  внешней речи. Цели: формирование темы урока, формирование умений устно находить слова с ь, ъ знаками, формирование умения писать слова на заданные правила, выделять орфограмму, пополнять словарный запас детей, формировать умения работать индивидуально и фронтально, формировать умения доказывать своё предположение.

С помощью учителя формулируют тему урока.

- Исходя из вопросов теста попробуйте определить тему урока.

  1. Что вы знаете о разделительном ь?

  1. Организует работу по формированию фонетических навыков.

Двух  учеников  вызывает к доске на звуко-буквенный анализ слов – терпенья, уменья.

3. Организует работу над словарём учащегося.

- А мы в это время поиграем: чья команда соберёт больше слов с разделительным ь.

Вывод:   победитель…(дружба!)

4.Организует проблемную ситуацию.

- А я вам предлагаю свои слова:

Соловей, воробей, вьюн

- По какому признаку можно разбить слова в разные группы?

-Что такое вьюн?

Организует знакомство с орфографическим словарём.

-Оказывается слово вьюн имеет 2 значения:

1. юркий человек или животное;

2.рыбка.

- Рыбка вьюн похожа на змею, потому что тонкая и гибкая. Когда она плывёт, то всем телом извивается. За то и названа вьюном. А ещё у неё интересное строение губ. Когда она их вытягивает, то издаёт писклявые звуки. Этим вьюн отличается от других рыб, поскольку остальные молчат. Не зря говорят: молчит как рыба.

Об этой и других рыбах вы можете почитать в книге Л.П.Сабанеев  «Рыбы России».

Организует работу по формированию умений образовывать однокоренные слова, составлять предложения с данными словами.

  1. -Измените слова так, чтобы во всех была одинаковая орфограмма.
  2. –От данных слов образуйте однокоренные слова, -фамилии.
  3. – Составьте предложения с этими словами.
  4. Запишите:

Соловьёв и Воробьёв объехали весь свет.

- подчеркните главные члены предложения.

Проверка.

Организует работу по снятию утомляемости.

  1. Физ. пауза.

Сели, встали, потянулись,

Вокруг оси своей погнулись.

Сели, встали, потянулись,

Ручки, ножки встрепенулись…

И садимся на урок.

  1.  Организует работу по повторению знаний темы «Разделительный ъ».
  2. –Подберите к слову объехали однокоренные слова:
  • Если в гору?
  • Если с горы?

- Что объединяет данные слова?

- Что помним о разделительном ъ?

  1.  Упр. с комментированием.
  • Слова записаны на доске:

В…езд, при…езд, об…явление, в…ход, у…ехал, под…ход, под…езд, под…ём, об…учил.

  • А эти слова распределите в 2 столбика.

Мурав..и, об..елся, бел…ё, под…ём.

Организует работу над умением заменять фразу одним словом.

  •  Добавьте в эти столбики слова из загадок-        объяснялок:

           -вход в дом

           -недоеденные куски

     -человек, который разносит почту

     - сжался от холода

     - снежная буря, метель

     - пригодный для еды гриб

     - растолковать вам новую тему

Разделительный ь  и ъ знаки.

Рассказывают правило

-не образует звука;

-пишется в корне слова;

-после него идут гласные е,ё,ю,я,и. Они дают 2 звука.

Выполняют фонетический разбор слов.

Дети по очереди называют по1 слову с ь.

- по слогам (3+1),

-б/гл+ь,

- по логике (птицы и рыба)

Знакомятся с орфографическим словарём.

Слушают, выделяют главное.

Записывают  в тетрадь:

Соловьи, воробьи

Соловьёв, Воробьёв.

Записывают  в тетрадь.

1 ученик выполняет у доски. Доказывает свои предположения.

Отвечают устно.

Въехали

Съехали

Орфограмма Ъ.

Рассказывают правило.

Доказывают правильность письма

Распределяют по столбикам.

Муравьи       объелся        

Бельё             подъём

Отгадывают загадки.

подъезд

объедки

почтальон

съёжился

вьюга

съедобный

объяснить

Организовать усвоение детьми нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Знать правила про ь.

Уметь дать фонетическую оценку слов с ь в разной позиции.

Знать правила разбора.

Уметь находить слова с разделительным мягким знаком.

Уметь разбивать слова на группы по признаку.

Уметь доказывать своё предположение.

Уметь пользоваться научной литературой.

Уметь выделять из текста необходимую информацию.

Уметь образовывать однокоренные слова.

Знать правила построения предложений.

Уметь выделять в предложении главные члены.

Уметь подбирать однокоренные слова с заданной орфограммой.

Знать правило про ъ.

Знать и уметь применять при письме правило написания слов с разделительным ъ.

Уметь находить принцип разделения слов на столбики.

Уметь подбирать слова.

Уметь находить в слове орфограмму.

 Комуникативные:

умение выражать свои мысли; управление поведения партнёра контроль, оценка, социальная компетентность, умение слушать и вступать в диалог, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Комуникативные:

владение диалогическими формами речи, оценка действий партнёра.

Познавательные:

извлечение необходимой информации.

Познавательные: осознанное написание слов.

 Комуникативные: умение выражать свои мысли; управление поведения партнера.

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: осознание того, что усвоено.

Регулятивные: осознание усвоения знаний, самооценка.

Познавательные: самостоятельное разрешение проблем поискового характера.

Познавательные: осознанное написание слов и выделение орфограмм.

        4.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: организовать рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности.

  • У вас получились ровные столбики?

У. стр.109 упр.276.

- дополните столбики словами из упражнения.

Проверка.

Можно дополнять словами с урока и, конечно, изменять при необходимости окончание.

  • А теперь проверьте снова свой тест.

- У кого из вас изменился вариант ответа?

  • Вот теперь я предлагаю выполнить задание самостоятельно.

-Переверните листочки. Задание: исправь ошибки.

  • В это время 2 ученика выполняют работу на компьютере.

 Проверка – самопроверка по компьютеру.

  • Итог урока.

- Без терпенья нет уменья.

- Получилось ли у вас получить уменья?

 Расскажите, что вам дал урок.

Организует самооценку учебной деятельности.

Перед вами лежат фишки разных цветов. Если вы считаете, что тему урока поняли хорошо-поднимите красную фишку, если поняли, но не всё – поднимите зелёную фишку, а синюю поднимет тот, кто на уроке ничего не понял и ему хочется ещё раз поработать на эту тему.

  • д/з: составить кроссворд, используя слова из теста.

Нет, надо 3 слова с ь.

Высказывают свои варианты.

Анализируя и доказывая, дети исправляют ошибки.

Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют работу на компьютере.

Проверяют вместе с классом.

Анализируют свою деятельность на уроке.

Оценивают свои знания и умения.

Уметь выделять слова на заданную орфограмму.

Уметь находить свои ошибки.

Уметь находить чужие ошибки.

Знать правила письма слов с ь и ъ знаками.

Уметь пользоваться компьютером.

Личностные: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности.

Комуникативные:формирование и аргументация своего мнения.

Комуникативные: уметь точно выражать свои мысли при письме.

Познавательные: осознанное написание слов, самостоятельное разрешение проблем поискового характера.

Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действий на уроке.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по написанию изложения

План-конспект урока русского языка по написанию изложения (учебник Иванова 3 класс урок № 26 «Начальная школа XXI века»)...

Конспект урока русского языка Закрепление. Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Закрепление. Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.Цель урока: познакомить детей с указанной орфограммой и научить их применять...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка "Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запоминать?" 3 класс

Цель: Совершенствовать навык написания изученных словарных слов, учить воспроизводить лексическое значение слов. Планируемые  результаты Предметные:·...

Конспект урока русского языка «Раздельное написание предлогов со словами» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения писать предлоги раздельно с другими словами в предложенииПланируемые  результаты:Предметные:знать, что такое предлог;уметь употреблять предлог тольк...

Конспект урока русского языка + презентация "Написание разделительного мягкого знака" (УМК "ПНШ", 2 класс)

Цели деятельности учителя:систематизация и закрепление знаний и умений употребления разделительного ь на письме.Планируемые результаты:Предметные:знать, в каких случаях употребляется ь;уметь употребля...

Конспект урока русского языка + презентация "Написание разделительных Ь и Ъ знаков" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний и умений употребления разделительного ь на письме; проведение работы над ошибками, сделанными в проверочной работе.Планируемые результаты:Предметные:Знат...