урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

4 класс неопределенная форма глаголов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_potylitsina_e.v.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Глагол

 Русский язык. 4 класс.  (учебник Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной)

Тема: Неопределенная форма глагола

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Вид урока: урок-совершенствование

Структура урока:

-самоопределение

-актуализация знаний и фиксирование затруднений

- постановка учебной задачи, целей урока

- составление плана, стратегии по разрешению затруднения

-реализация выбранного проекта

- самостоятельная работа с проверкой по эталону

- рефлексия деятельности

Личностные УУД

- самоопределение (мотивация учения)

- развитие самостоятельности

- формирование представления о причине успеха

Метапредметные УУД

Познавательные УУД:

- интерпретировать (понимать и оценивать) текст

- перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта

- преобразовывать информацию из одной формы в другую

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы

-работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, сверять свои действия с целью

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы

Коммуникативные УУД:

- высказывать своё мнение и обосновывать его, приводя аргументы, оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации

- договариваться с людьми

Цели:  

(1 слайд )

Добрый день, меня зовут Елена Владимировна, сегодня  будем  сотрудничать на уроке русского языка. Желаю удачи. Откройте свои тетради и запишите число, классная работа.

1. Самоопределение

Я знаю, что на уроках русского языка вы изучаете самостоятельные части речи.  По мнению ученых по частоте употребления в речи на первом месте стоят имена существительные и местоимения, на третьем имена прилагательные. А какая часть речи занимает почетное второе место?  (глагол)

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений

- Что обозначают глаголы? (действие предмета)

Чтобы добиться успеха,  нам тоже надо действовать.  А ещё…

(2 слайд )

Слушать, думать, рассуждать,
Объяснить и записать.

Проверять, оценивать.

Может ли это стихотворение быть девизом нашего урока?

- Что вас удивило? Какую особенность в этом стихотворении вы заметили? (состоит из глаголов)

- Кто уже догадался, как называется эта форма глагола?. (неопределенная)

 

Итак. Тема нашего урока………Неопределенная форма глагола (НФ) (доска)

Вы уже встречались с глаголами  неопределенной формы в 3 классе.

3. Постановка учебной задачи, целей урока.

(3 слайд)

Тогда постарайтесь составить памятку для работы с глаголами в неопределенной форме.

Если уверены, пишите ручкой, если нет можно карандашом.

Памятка.

Неопределенная форма глагола.

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Особенности НФ

Например

- Кто справился с заданием?

- У кого возникли затруднения?

Так какую же цель вы ставите перед собой на этом уроке?

Цель:  (доска)

- вспомнить и обобщить изученное

- узнать что-то новое

4. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

Для того, чтобы добиться поставленной цели составим план работы. Используйте свои затруднения для составления плана.

План:  (доска)

- что обозначает

- на какие вопросы отвечает

- особенности НФ

- находить и записывать глаголы в НФ

5. Реализация выбранного проекта

- Что может нам помочь выйти из затруднительной ситуации?

 В 3 классе вы изучали правило. Вот оно.

- Соотнесите свою памятку с правилом. Дополните , если что-то не вписали. (1 мин)

(4 слайд)

     Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать?

     Это начальная форма глагола

     Она называется неопределенной, потому что по ней нельзя определить ни время, ни число глагола.

      Неопределенная форма глагола имеет суффиксы –ть-, -ти- либо оканчивается на –чь-.

- Кто-то работая с правилом дополнил свою работу? Что дополнили? Куда?

- Проверим работу.

- Какая ещё полезная информация скрывается в эталоне? (ЧЬ)

Памятка. Неопределенная форма глагола

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Особенности НФ

Например

действие предмета

что делать?

что сделать?

-ть-   -ти-

оканчивается на –чь-

нельзя определить время, число

Слушать, думать, рассуждать,
Объяснить и записать.

Проверять, оценивать.

- Проговорите в паре друг другу, всё, что вспомнили о НФ. 

- Кто желает озвучить вслух полученную информацию?

Вернемся к плану.

- Какие пункты плана мы выполнили?

- Продолжаем работу.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Предлагаю применить полученные знания. Прочитайте внимательно текст.

Прочитай текст.

  1. Глаголы обозначают действия, которые сопровождают имена существительные.
  2.  Без глаголов невозможно передать события, представить будущее, глагол- самая живая часть речи.
  3. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных и местоимений.
  4. Каждый глагол имеет особую форму, которая называется начальной , неопределенной формой или инфинитивом . 

Выпишите из текста глаголы в неопределенной форме.  Обозначь их отличительные особенности. Устно обоснуй свой выбор .  

- Прочитайте задание.

- Чтобы успешно выполнить задание надо его понять. Давайте разберемся.

Сколько предложений в задании?(3)

Прочитайте 1 предложение.  Подчеркните карандашом самое главное что нужно сделать. (выпиши глаголы в НФ)

2 предложение. Что здесь главное?  (Обозначь их отличительные особенности)  Какие  это особенности? (ть, ти, чь)

 3 предложение.  Что  главное?  (обосновать свой выбор). Как понимаете? (доказать) Что поможет вам это сделать? (памятка)

1 человек работает у доски.

Проверка.

Предлагаю Тане оценить свою работу по алгоритму. Мы у доски, а вы на местах .

1 . Какое было задание

2. Справился ли с заданием

3. Справился  правильно или с ошибкой?

4. Справился самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

5. Какую отметку себе поставишь?

- кто доволен своей работой?

.Итак, мы нашли в тексте глаголы в НФ. Встретились ли в нем другие глаголы ? Какие?

  1. Глаголы обозначают действия, которые сопровождают имена существительные.
  2.  Без глаголов невозможно передать события, представить будущее. глагол- самая живая часть речи.
  3. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных и местоимений.
  4. Каждый глагол имеет особую форму, которая называется начальной , неопределенной формой или инфинитивом . 

Поставьте эти глаголы в  НФ.

Комментированное письмо 1 глагола. Запишите ещё 3 глагола самостоятельно.

Вернемся к нашей цели. Удалось ли её достичь?

Как говорят мало знать, надо понимать. Проверьте себя. Игра «Третий лишний» (выписать № лишнего ответа) Напиши что не относится к НФ. Записывайте букву и номер ответа

А. Глаголы в НФ отвечают на вопросы

 1)Что делать? 2)Что делал? 3)Что сделать?

Б. Вопросы что делать? Что сделать? Указывают на

1) начальную форму

2)инфинитив

3)неопределенную форму

В. Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы

1)ть

2)ти

3) чь

???Г. Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на

1)ть

2)ти

3) чь

         Д. Глаголы в неопределенной форме

1)летать

2)записать

3)думаю

Проверьте себя А.2   Б.-   В.3   Г.1,2   Д. 3

оцените себя баллами по количеству правильных заданий.

7. Рефлексия.

Скажите , какие умения помогли вам достичь цели? (Девиз)

Д/З упр 235

Мне было приятно с вами сотрудничать. Спасибо за работу! Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....