Проектная задача «Знаки препинания»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Усатая Татьяна Васильевна

Комплексное использование освоенных в русском языке способов действий при работе в парах при создании дерева знаков препинания . Развитие творческих способностей. Формирование способностей образовывать группу знаков препинания в форме проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_proektnoy_zadache.docx24.89 КБ
Файл prezentatsiya_pz_znaki_prepinaniya.pptx90.4 КБ
Файл zadaniya_pz.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Проектной задачи

Класс: 4

Тема: Проектная задача  «Знаки препинания»

Цель: Комплексное использование освоенных в русском языке способов действий при работе в парах при создании дерева знаков препинания . Развитие творческих способностей. Формирование способностей образовывать группу знаков препинания в форме проекта.

МТО: мультфильм, ручки, задания с карточками.

Карта проектной предметной задачи «знаки препинания»

Предмет

русский язык.

Класс

4

Тип задачи

Предметная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

  1. Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий.
  2. Сотрудничество учащихся.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Русский язык:

- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять пунктуационные ошибки.

-  при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать пунктуационных ошибок.

- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

Общеучебные умения:

  • работа в парах (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;
  • умение находить недостающую информацию в разных видах источников;
  • выбор адекватных форм представления результатов работы.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

  • возможность применять знания в нестандартных условиях;
  • умения, работая в парах, создать конечный «продукт» - иллюстрированный текст (дерево знаков препинания), содержащий связное описание основных этапов решения проектной задачи и полученных результатов.

Способ и формат оценивания результатов работы

При подведении итогов работы оцениваются:

  • умение находить и использовать представленный в разных формах и разных частях работы содержательный материал, дополнять его собственными знаниями и представлениями, не уходя при этом в сторону беспочвенного фантазирования;
  • умение выстроить решение задачи в целом;
  • умение полно, непротиворечиво и обоснованно решать задачи;
  • умение создавать собственные тексты и иллюстрированный материал к ним.

Оценка взаимодействия учащихся при работе в парах проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в парах.

Этапы и содержание

Виды деятельности

Планируемые результаты

Форма организации

МТО и УМО

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Психологический настрой - Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

2.Целепологание

Ребята, прочитайте предложение((Казнить нельзя помиловать)

-Что вы заметили, чего не хватает?  (Знаков препинания )

- Давайте расставим знаки препинания в предложении.

-Давайте поставим запятую, после первого слова. ( Казнить, нельзя помиловать) Прочитайте ( вместе) хором  мальчики.

-А, теперь поставим запятую после второго слова.( казнить нельзя, помиловать)

-Прочитайте девочки.

-А сейчас давайте посмотрим фрагмент из мультфильма, и скажем , о чем этот мультфильм?

-Какая будет тема нашего занятия?( о знаках препинания)

-И сегодня предлагаю вам в парах  выполнить задания и составить рассказ о знаках препинания.

- Значит,  какую поставим цель перед собой? (выполнить задания и  составить рассказ о знаках препинания)  

3. Основная часть

-Ребята, кто из вас  знает,  какая наука изучает знаки препинания?  (Пунктуация)

-А что такое пунктуация?

-Пунктуация – это  раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

- Ребята, кто скажет, сколько в русском языке знаков препинания? (10 знаков препинания)

-Перечислите их? ( точка, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки, кавычки.)  

-Давайте вспомним употребление знаков препинания:

1.Какие знаки препинания ставятся в конце предложений? ( точка, многоточие, точка с запятой, вопросительный и восклицательный знак.)

2. Какой знак препинания «живёт» внутри предложения?  (запятая)

3.Какой знак  ставится перед предложением? Когда он ставится ? ((в прямой речи кавычки, тире)

-Давайте обобщим , для чего нам нужны знаки препинания? (Для отображения чувств, эмоций, интонации, с которыми была произнесена речь. Передать всё это на бумаге мы можем только с помощью каких-то знаков, т. е. с помощью пунктуации (знаков препинания)

-Ребята, у вас на столах лежат листы с заданиями. Работу вам предстоит выполнить в парах.

- Ребята, чтобы перейти нам к работе, давайте вспомним правило работы в парах.

Правило работы в парах.

1) Распределить обязанности;

2) уметь договориться;

3) подготовить совместный продукт;

4) подготовить совместное выступление.

Критерии:

1) Грамотность.

2) Правильность.

3) Аккуратность.

- Ознакомьтесь с заданиями проектной задачи. План работы:

1. Вставляют пропущенные слова.

2. Вставляют и устно объясняют   постановку знаков препинания. 

3. Составление рассказа.

-Работа в парах. Консультация, помощь учителя.

-Подошло время познакомить всех учащихся класса с результатами вашей работы. Ка вы уже увидели, на доске появилось необычное дерево, на нем не хватает листочков, сейчас каждая пара, выходя к доске, рассказывает о своем знаке препинания и прикрепляет свой листок на наше дерево. И в  конце занятия на нашем дереве появятся листья. Наша задача- дать название этому дереву.

 (Ребята представляют свои работы, рассказывают о трудностях, об обязанностях каждого.)

3.Итог. Рефлексия. 

- Какая стояла цель перед вами?

- Справились ли мы с ней?

- Давайте дадим название нашему дереву.

- Какие трудности возникли?

-Как мы с ними справлялись?

- Какое значение в нашей жизни имеют знаки препинания?                                                      

Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его
выполнения. Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты; Анализировать, предлагаемые задания: понимать поставленную цель.

Работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Формулирует тему и цель проектной задачи.

       

Проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять пунктуационные ошибки.

-  при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать пунктуационных ошибок.

- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. Защищают проекты.

Определяют достижение целей.

Р: :умение контролировать свою готовность к уроку; осознавать себя как ученика.

К.  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

К. формулировать собственное мнение и позицию;

П. строить сообщения в устной форме;

К:  слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении; продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.

П: умение планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.    

Формирование уважительного отношения к иному мнению.

К:умение оформлять свои мысли в устной форме

Фронтальная  

Фронтальная  

Фронтальная

Парная

Фронтальная

Слайд 1, 2

Мультфильм

Слайд 3  

Слайд 4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Казнить нельзя помиловать. ,

Слайд 2

Казнить нельзя помиловать. ,

Слайд 3

Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

Слайд 4

В русской пунктуации десять знаков препинания : т очка ( . ) вопросительный знак ( ? ) восклицательный знак ( ! ) многоточие ( ... ) запятая ( , ) точка с запятой ( ; ) двоеточие ( : ) тире ( - ) скобки ( ) кавычки ( " " ).



Предварительный просмотр:

№1. Вставьте пропущенные слова.

1.Этот знак выражает законченность предложения - ________.

2. ______ ставится в конце.
Правда же, подружки?
Если точки на лице,
Их зовут веснушки.

№2. Вставь и устно объясни  постановку знаков препинания.

В саду поселилась осень  Стоял  яркий солнечный день  На яблонях висят душистые яблоки  Груши подарили нам сочные плоды  Над нами бесшумно летела крупная птица  Это был коршун  Он высматривал добычу

История возникновения

-Древнейшим знаком является точка. Точка ставилась не внизу на строке, а выше — посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

№3. Составьте рассказ на тему:

« Зачем нужен этот знак препинания»

№1. Вставьте пропущенные слова.

1. ______ служит разделителем нескольких предложений, используется при перечислении однородных членов, обращений и др.

2.Я девица занятая,
Мое имя ______

Мне едва хватает дня,
Все, чуть что, зовут меня!

№2. Вставь и устно объясни  постановку знаков препинания.

Зимой солнце ярко светит но мало греет  При взлёте вертолёт не разгоняется по земле а прямо поднимается вверх  Ребята спешили на поезд но опоздали  Листья шуршат скребутся лопочут  Листья летят качаются и бегут  

История возникновения

 Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. 

№3. Составьте рассказ на тему:

«Похвальное слово этому  знаку  препинания».

№1. Вставьте пропущенные слова.

1._________ знак в конце предложения указывает на вопрос.

2. Знак такой: крючок и точка,

Напишу его на строчке.

Если что-то я спрошу,

То его в конце пишу.

Сколько? Где? Когда? Все просто...

После слов тех  знак ______

№2. Вставь и устно объясни  постановку знаков препинания.

Закончились каникулы   Ребята вернулись в школу   Их встретила учительница
— Где вы отдыхали
— Что интересного узнали
— Какие книги прочитали за лето

История возникновения

Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. 

№3. Составьте рассказ на тему:

«Почему надо почтительно относиться к  этому знаку препинания».

№1. Вставьте пропущенные слова.

1.________ знак - служит для придания выражению определенной интонации.

2. Какая погода!

И снег замечательный!

Поставлю в конце

Знак другой —_________

№2. Вставь и устно объясни  постановку знаков препинания.

Ух, какая красота   Эх, а ведь мы были так близки к цели  Какой милый щенок   Как забавно у него торчит хвостик   Давай пойдём сегодня в кино Я получила 5 за домашнюю работу  Спасибо большое за подарок

История возникновения

Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления).

 

№3. Составьте рассказ на тему:

 « Зачем нужен этот знак препинания».

№1. Вставьте пропущенные слова.

1.Рядом три 
Сестрички-точки,
Значит, нет конца 
У строчки,
На рисунке это здесь показано.
___________ зовемся,
Если за руки возьмемся,
Значит, в строчке
Что-то недосказано...

2._______-  служит для обозначения незаконченной мысли или паузы автора.

№2. Вставь и устно объясни  постановку знаков препинания.

— Я бы сказал, кто ты      но о девушках предпочитаю так не говорить

. — Помню  Помню эту девчушку     хорошая была     А зачем вы про нее спрашиваете?

История возникновения

Знак многоточие […] под названием „знак пресекательный “ отмечается в 1831 году, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.

№3. Составьте рассказ на тему:

«Похвальное слово этому  знаку  препинания».

№1. Вставьте пропущенные слова.

1.Я не черточка, не минус,
Я прошу, не путай ты нас.
Все меня _______ зовут, 
Нужно – буду тут как тут.

2. ______ ставится в предложениях с составным именным сказуемым, между подлежащими и сказуемым. 

№2. Вставь и устно объясни  постановку знаков препинания.

Москва      столица России   Центр Москвы    Красная площадь   Кремль Первый Кремль был деревянным  В 1367 году началось строительство Кремля из белого камня…

Москва      древний город  Ему больше 850 лет

История возникновения

   Существует мнение, что тире изобрёл Н.М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“А. А. Барсова.

№3. Составьте рассказ на тему:

 « Зачем нужен этот знак препинания».

№1. Вставьте пропущенные слова.

1.Зовусь я _________,
И я не то, что прочие,
Я знак ужасно важный,
Взгляни – я двухэтажный!

2. _________ ставится перед однородными членами предложения  и после обобщающего слова.

№2. Вставь и устно объясни  постановку знаков препинания. 

Отовсюду ему мерещились забавные лица   из пней и колод    из ветвей деревьев  едва подрагивающих листвой  из разноцветья трав и лесных цветов   В этом лесу можно встретить даже хищников  как-то  волков  лис иногда медведей  На столе в беспорядке валялись школьные принадлежности  тетради  учебники листы бумаги и карандаши

История возникновения

Двоеточие [:] как разделительный знак

начинает употребляться с конца XVI века.

№3. Составьте рассказ на тему:

 «Почему надо почтительно относиться к  этому знаку препинания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

 Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...

Презентация "Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами."

Презентация к уроку русского языка "Роль знаков препинания в письменной речи.  Запятая в предложениях с однородными членами" в 3 Л классе.   ...

Конспект урока "Роль знаков препинания в письменной речи.Запятая в предложениях с однородными членами."

Конспект урока "Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами."...

Проектная работа по русскому языку по теме "Знаки препинания"

Проектная работа по русскому языку по теме "Знаки препинания"...

Конспек урока по родному (русскому) языку, 4 класс. Тема: Как и когда появились знаки препинания. Роль знаков препинания в устной и письменной речи.

Конспект урока по родному (русскому) языку в технологии РКМЧП.  Тема: "Как и когда появились знаки препинания. Роль знаков препинания в устной и письменной речи", 4 класс....

Проектная работа "Знаки препинания" 4 класс

В нашей жизни мы часто пользуемся знаками препинания, порой не задумываясь об их роли в предложении. Оказывается, эти знаки играют большую роль в текстах.  Даже одна запятая может изменить смысл ...