Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Заглавная буква в написании географических названий" с использованием регионального компонента
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта урока русского языка с использованием географических названий Челябинской области

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: « Заглавная буква в написании географических названий»   Региональный компонент.

1

ФИО

Никитина Светлана Геннадьевна

2

Место  работы

МОУ СОШ №3 г. Кыштыма

3

Должность

Учитель начальных классов

4

Предмет

Русский  язык

5

Класс

2

6

Тема:

«Заглавная буква в написании географических названий» ( Региональный компонент)

7

Базовый учебник

«Русский язык» Канакина В.П.

Тип урока: комбинированный.

Методы ведения урока:1) по характеру познавательной  деятельности: частично-поисковый.

2) по способам организации и осуществления познавательной деятельности: деятельностный, словесный и наглядный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, тетради, раздаточный материал (карточки), компьютер, проектор.

Дидактическая цель: 

-формирование умения видеть и называть собственные имена существительные, обозначающие географические названия;

-развивать умение точно отвечать на вопросы

-развивать устную и письменную речи учеников;

-развивать внимание, монологическую и диалогическую речи учеников, фонематический слух.

Цель урока: 

● Углубление знаний об именах собственных, закрепление знаний о правописании заглавной  буквы в именах собственных.

● Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся.

● Воспитание познавательного интереса; любви к родному краю.

Задачи урока:

Личностные:

1. Создание  условий  для развития интереса к изучению данной темы;

2. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.

4. Формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Метапредметные:

   Личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной учителем.

- ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

       Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

      Познавательные:

- освоение способов работы с учебной книгой;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

 - обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

        Коммуникативные:

- освоение и активное использование речевых средств для решения  задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли,

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Предметные:

1. Актуализировать знания о собственных именах существительных.

2. Формировать знания для нахождения  собственного имени существительного.

3. Овладение умением обосновывать отнесение слова к собственному имени существительному.

Ресурсы: учебник «Русский язык» Канакина В.П.,

ПК учителя, мультимедийное оборудование, слова для деформированного предложения, тексты для чтения, наборы букв для составления названия озер, фотографии с видами озер родного края.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: сформировать грамматическое понятие « собственное имя существительное», познакомить с обобщённым лексическим значением  собственных имён  существительных, обозначающих географические названия.

Коммуникативные УУД: учатся оценивать самого себя

Регулятивные УУД: учатся ставить цель для работы на уроке, делать выводы контролировать и оценивать учебные действия; выделять и осознавать то, что усвоено и то, что ещё нужно усвоить

Технологическая карта

урока русского  языка. Региональный компонент.

Тема: Что такое имя существительное?

Ход  урока

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

УУД

1

Организационный момент

Цель: проверить готовность

 к уроку

Проверяет  готовность обучающихся

  к уроку.

Проверяют своё рабочее место

Регулятивные:  волевая

 саморегуляция

2

Мотивирование к учебной

 деятельности

Цель: создать

 положительный настрой

 обучающихся к

деятельности.

-Перед тем, как мы запишем число,

 классная работа, давайте разомнём

 наши пальчики.

(Гимнастика для пальчиков рук

 «Дружба»).

Делают гимнастику «Дружба»

Дружат в нашем классе

Девочки и мальчики.

(Пальцы обеих рук соединяют

 ритмично в замок»)

Мы давай подружим маленькие

 пальчики.

(ритмичное касание пальцев обеих

рук)

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинай считать опять.

(Поочерёдное касание пальцев на

 обеих руках, начиная с мизинца)

Раз, два, три, четыре, пять-

Мы закончили считать.

(Опустить руки вниз, встряхнуть

 кистями).

Хлопают друг друга по ладошкам,

 присаживаются на свои места.

  Записывают число, классная

 работа.

Регулятивные: волевая

 саморегуляция

Коммуникативные:

планирование учебного

 сотрудничества

Личностные:

 самоопределение

3

Актуализация  знаний 

Цель: создать условия для

 воспроизведения знаний,

умений и навыков, необходимых и

 достаточных для построения

 нового знания, организовать

 ситуацию индивидуального

 затруднения

  1. На доске слова:

Челябинск, Копейск, Саратов, Миасс

- Запишите слова.

- Что объединяет эти слова?  

- Докажите, что заглавная буква в словах  употреблена правильно.

- Какое слово здесь «лишнее» и почему?

-  Название какого города можно было бы добавить?

-  Запишите это название. С какой буквы записали слово?

2.  На доске предложение, но слова в предложении рассыпались. Восстановите порядок слов:

в живём Челябинской мы области .

-  Запишите предложение, обозначив орфограммы, проверьте.

-   Какие слова написали с заглавной буквы и почему? Что такое имена собственные?

Один ученик работает у доски,

остальные  в тетради.

Объединяют в группу, объясняют.

- Это названия городов.

Доказывают.

-  Названия городов относятся к

 именам собственным.

Сравнивают, находят лишнее

 слово, объясняют почему лишнее:

- Лишнее слово – Саратов, т.к. все

 города расположены в

Челябинской области, а Саратов–

 нет.

Предполагают.

- Название нашего города –

 Кыштым. Пишется с заглавной

буквы, т.к. относится к имени

 собственному

Один ученик составляет у доски,

 остальные записывают в тетради.

Объясняют.

- Оформление предложения:

заглавная буква в начале, в конце –

точка, имя собственное -  название

 области.

Познавательные: операция

 мышления, классификация

 групп,

выделение лишнего.

Регулятивные: контроль в

 форме сличения

 результата.

Коммуникативные: умение

общаться и прислушиваться

 к мнению других

4

Целеполагание

Цель: формулирование  темы

 и задач урока

-Догадались,  какая тема нашего

 сегодняшнего урока?

-Подумайте, а какие задачи мы

 сегодня поставим на урок? Давайте

 их сформулируем с помощью

опорных слов.

На доске опорные слова:

Учиться отличать…

Узнать новое о…

Оценивать…

Называют тему урока:

-Заглавная буква в написании

 географических названий.

Формулируют задачи урока:

-собственные имена

 существительные от

 нарицательных

- о написании географических названий

-свою работу на уроке (активно,

быстро, внимательно…)

Регулятивные:

 целеполагание, принятие и

 удержание цели и темы

 урока

Коммуникативные: слушать

 и понимать речь других,

принимать позиции других

 людей.

Познавательные:

общеучебные –

формулирование

 познавательной цели

Личностные: самостоятельное формулирование темы урока, принятие целей урока.

5

«Открытие» учащимися

 нового знания

Цель: организовать

подводящий к открытию

нового знания диалог

-У вас на столах карточки.

Прочитайте текст:

Мама подарила мне карту. Я учусь

 ею пользоваться. Я уже могу найти

 на карте реки Иртыш, Волгу, Днепр.

Увидел где находятся озёра Балхаш и

 Байкал. Нашёл Чёрное море. Узнал,

 что самый большой океан – Тихий.

 Именно в нём располагается остров

Сахалин.

- Какие названия рек встретились в

тексте? С какой буквы они

 написаны?

- Какие озёра упоминались?

-Названия какого моря и океана вы

 Увидели?

- Прочитайте название острова?

- Попробуйте сформулировать

 правило о том, какие ещё  слова

 относятся к именам собственным,

используя карточки на доске.

Читают.

Находят.

- Иртыш, Волга, Днепр. С заглавной буквы – имена собственные.

- Балхаш, Байкал.

- Чёрное, Тихий.

Читают.

- Сахалин.

С помощью опорных слов на магнитной доске составляют правило.

Географические названия – это собственные имена существительные. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Регулятивные: волевая

саморегуляция.

Познавательные: логические-

 сравнение, анализ.

 Коммуникативные:

прислушиваться к

высказыванию других.

6.

Физкультминутка

Цель: смена деятельности

-Если слово отвечает на вопросы

 кто? и что?

-То мы дружно приседаем,

- Чтоб не видел нас

 никто.

- Прилагательным в ответ

- Мы рукой помашем вслед.

- А когда глагол услышим,

- Сесть за парту надо тише.

7

Включение в систему знаний

Цель: организовать включение

 нового знания в систему через

установление связей между

 новыми знаниями и ранее

изученными.

- Откройте учебник:упр. 102, стр. 60

Прочитайте задание, выполните самостоятельно.

- Названия каких городов и рек

 встретилось в тексте?

- С какой буквы написаны эти слова?

Выполняют задание.

Находят.

- Города: Томск, Владимир,

Гороховец. Река: Томь.

- С заглавной буквы, т.к. относятся к именам собственным.

Познавательные: операция

 мышления, классификация

 групп.

Регулятивные: волевая

саморегуляция.

Познавательные: логические-

 сравнение, анализ.

 Коммуникативные:

прислушиваться к

высказыванию других.

8

Творческое задание с

 самопроверкой по эталону

Цель: создать условия для

 активной познавательной

 деятельности, развитие

 творческих способностей.

- В начале урока мы записали предложение о том, что живём в Челябинской области. Скажите, а в нашей области есть реки и озёра.

Предлагаю выполнить следующее

 задание: соберите  из

 букв название озера,

 расположенного в Челябинской

 области, прочитайте небольшое

 сообщение об этом озере. Для этого

 разделитесь на

 группы.

Сообщения:

  1. Недалеко от города Кыштыма раскинулось озеро Сугомак. Оно притягивает своей красотой и величием зверя и птицу. Это любимое место отдыха жителей нашего города. Сугомак славится своей кристально чистой водой и целебным воздухом. Вода в озере обычно холодная, но это не смущает любителей активного отдыха.
  2. Увильды – одно из самых больших и живописных озёр Урала. Озеро имеет причудливую грушеобразную форму. В Увильды впадают реки Косая и Черемшанка. Вода в озере очень чистая и прозрачная. Она обладает целебными свойствами. Ранки, царапины и мозоли быстро заживают после купания в увильдинской воде.
  3. Природа создала красивейшее место – озеро Зюраткуль. Это самое высокогорное озеро Южного Урала. Из Зюраткуля берёт начало река Большая Сатка – приток реки Ай. За прозрачную воду озеро называют уральской Рицей. Окрестности Зюраткуля считаются самым экологически чистым местом в Челябинской области.
  4. – Запишите составленное вами название озера. Запишите через запятую названия озер, составленные другими группами.

 

 

- В челябинской области

 расположено большое количество

 рек и озёр.

Учащиеся делятся на 3 группы,

составляют слова Сугомак,

 Увильды,

Зюраткуль. Вывешивают на доске.

Зачитывают сообщения.

Записывают составленные слова, сверяют с образцом.

.

.

Познавательные:

 общеучебные-поиск и

 выделение информации.

Коммуникативные: умение

договариваться, вступать в

 диалог.

Личностные: умение

сотрудничать, принимать

позиции других людей.

Регулятивные: умение

работать в группах.

9

Домашнее задание

Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

 Разноуровневое  домашнее задание.

Записывают  домашнее задание

Познавательные:

 общеучебные-поиск и

выделение информации.

1

00

Рефлексия деятельности  (итог урока)

Цель: провести рефлексивный

 анализ деятельности и

оценить собственную

деятельность, зафиксировать

 направление будущей

 деятельности.

-Вернёмся к поставленным задачам

 урока.

Учиться отличать собственные

 имена существительные от

 нарицательных

Узнать новое о написании

географических названий.

-Оцените свою работу на уроке.

Формулируют конечный результат

 своей деятельности на уроке.

С помощью «смайликов-

настроения» проводят анализ

  деятельности  на уроке, поместив

  себя на определённую лесенку-

успеха.

Личностные: действие

нравственно-этического

оценивания, оценивание

усваиваемого содержания,

 исходя из социальных  и

 личностных ценностей,

обеспечивающее личностный моральный выбор.

Коммуникативные: слушать

 и понимать речь  других.

Регулятивные: волевая

 саморегуляция.

Муниципальное среднее общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 2 класс "Единообразное написание корня"

Конспект урока и презентация по теме "Единообразное написание корня", русский язык, 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс Раздельное написание предлогов. Роль предлогов в речи

Урок разработан по системе " Школа России " с планируемыми результатами и УУД...

Урок русского языка 2 класс Тема «Заглавная буква в написании кличек животных»

Урок русского языка по теме «Заглавная буква в написании кличек животных»...

Технологическая карта урока русского языка. 1 класс. "Школа России" "Письмо строчной и заглавной буквы В, в"

Данный урок содержит  алгоритм организации уроков русского языка в период обучения грамоте....