Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Светлана Витальевна Ильяшенко

Конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока "СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ В.М. ВАСНЕЦОВА «СНЕГУРОЧКА»

Автор: Ильяшенко С.В.

Цель урока: обучение школьников написанию сочинения по картине.

Задача урока: формирование универсальных учебных действий:

1. Личностных УУД – воспринимать и ценить произведения изобразительного искусства;

2. Регулятивных УУД – самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать;

3. Познавательных УУД – извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы, иллюстрации, репродукции); восприятие картины как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы;

4. Коммуникативных УУД – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого, репродукция картины, компьютер, мультимедийный проектор, карточки–задания, репродукция картины на доске.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Самоопределение к деятельности.

- Отгадайте загадку:

С дедушкой Морозом рядом,

Блещет праздничным нарядом.

Нам загадки задаёт,

Водит хоровод, поёт.

Из снежинок курточка,

Это кто?..(Снегурочка)

- Как вы думаете, почему я начала разговор с этой загадки?

-Сегодня на уроке мы с вами будем писать сочинение по картине Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка».(слайд 1)

3.Работа по теме урока.

Рассказ о жизни В.М. Васнецова (слайд 2)

Ученик 1

В.М. Васнецов (1848-1926) – замечательный русский художник. Рос он в российской глубинке в селе Лопьял Вятской губернии в семье сельского священника, среди крестьянских детей. Первые уроки рисования давал ему отец. Они и пробудили у мальчика тягу к изобразительному искусству.

Ученик 2

Вспоминал Виктор Михайлович, что зимними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась вся семья, и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Дед и бабушка рассказывали сказки. Витя «слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Иногда бабушка доставала заветный сундучок старенький ящик с красками и рисовала кистью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения.

Ученик 3

С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами.

Слайд3

Среди них картины, посвящённые сказкам, былинам:

«Витязь на распутье», «Богатыри», «Алёнушка», «Ковёр-самолёт», «Иван Царевич на сером волке»

Беседа по картине (слайд №4).

- Рассмотрите репродукцию картины В.М. Васнецова «Снегурочка» в «Картинной галерее».

В начале 80-х гг. ХІХв. В.М. Васнецов принимает участие в оформлении постановки пьесы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

На переднем плане мы видим Снегурочку. По преданию, Снегурочка родилась в дремучем лесу – дочь Мороза и Весны. Одета она в длинное белое пальто, украшенное узорами, светле варежки и шапку. Руки разведены, голова повёрнута вправо, сзади виды следы. Всё это создаёт впечатление, что Снегурочка только что вышла к зрителю и озирается по сторонам.

Снегурочка отражает идеал красоты, она – олицетворение «чистой заснеженной России», природа повторяет настроение героини: незнакомый лес, мрачное, но лунное небо и искрящийся снег. И фигура Снегурочки освещается от этого снега.

Для написания картины художник использует холодную гамму цветов – белые, серые и голубые оттенки, что подчёркивает таинственность и сказочность изображения.

-Какое впечатление производит на вас картина?

-Что в ней особенно красиво?

Физминутка

-А теперь каждый из вас, следуя плану, вопросам и выбирая опорные слова, попробует составить устное сочинение. (заслушиваются варианты) (слайд №6)

Составление плана сочинения, работа с опорными словами

Сейчас составим план, по которому будем писать сочинение.

- Сколько частей должно быть в сочинении? Какие это части?

- О чем напишем во вступлении? ( Об истории создания картины)

1. Создание картины. (известный, 1899 год)

- Какими словами можно начать сочинение?

- Переходим к основной части, т.е. непосредственному описанию картины.

2. Описание картины.

- С чего начнем описание картины? (Описание природы, леса) Лес какой? Какая природа? (Лунная зимняя ночь, темный холодный лес, мерцают звезды, белоснежная поляна)

- Затем описание Снегурочки. (Парчовая шубка белого цвета, светлые варежки, меховая шапка, руки разведены, следы на снегу)

- Настроение Снегурочки. Как она себя чувствует. (....,....)

- И в заключении, что мы обычно пишем, описывая картину?

3. Настроение картины.

Понравилась ли картина, чем? (....,....)(Волшебная, загадочная, чудо, тайна.)

Примерный план

1. Снегурочка.

2. Цвет и настроение картины.

3. Моё отношение к картине.

Написание сочинений. Дети пишут сочинение на черновике.

4. Проверка. Дети читают свои сочинения

5. Рефлексия

- Кому понравился сегодняшний vрок ?.

- Кто доволен своей работой?

- Кому хочется еще поработать дома?

6. Подведение итогов

-Чье сочинение вам понравилось больше?

-Написанное вами сочинение-это объёмная, цельная работа. Что позволило нам его написать? (соблюдение плана, последовательность изложения, опорные слова)

-Пункты плана, отдельные слова и предложения – это что в целом сочинении? (это части сочинения) Могло ли получиться красивое сочинение без какой-либо его части?

7. Д/з.

-Дома я попрошу вас доработать черновики, откорректировать свои недочеты, списать текст сочинения в творческую тетрадь.

Слайд 7

Карточки для детей

Сочинение по репродукции В.М. Васнецова «Снегурочка»

1. Автор и его картина.

Виктор Михайлович Васнецов, репродукция картины «Снегурочка». Цель создания картины – декорация к пьесе.

1. Описание картины.

Лес, природа Тёмный лес, морозная ночь, алмазные звёзды, лунный свет, поляна, сияющий голубоватый цвет, яркие тени.

Какая Снегурочка?

Что она чувствует? Девушка, дочь Мороза и Весны, юная, хрупкая, красивый наряд, жемчужно-серебристый цвет, парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, тёплые варежки;

Растерянность, одиночество, страх.

Где стоит Снегурочка? Что изображено на заднем плане? В сумраке леса, пушистые ёлочки, тонкая берёзка, видны следы, вдали, огоньки-светлячки.

3.Заключение

Настроение картины.

Варианты работы

1.Передо мной репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка». Создана она была для декораций к пьесе.

На картине я вижу морозную зимнюю ночь. В небе мерцают алмазные звёзды. В лунном свете на заснеженной поляне стоит прекрасная девушка. Это Снегурочка – дочь Мороза и Весны. На ней надеты длинная парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой и тёплые варежки. Весь этот наряд красиво украшен вышивкой и жемчугами. Снегурочка выглядит растерянной. Позади неё растёт тонкая берёзка. Она похожа с главной героиней картины – такая же юная и хрупкая. На снегу видны следы. На переднем плане я вижу маленькие пушистые ёлочки. Вдалеке видны огоньки-светлячки.

Для написания картины автор использовал холодную гамму цветов: белые, серые и голубые оттенки.

Мне картина понравилась. Особенно восхитило мастерство Васнецова.Ему в самом деле удалось передать сказочную атмосферу.

2. Холодная зимняя ночь. Тишина. Поляна.

Лунный свет освещает одинокую фигуру Снегурочки. В ее облике — нежность, чистота, недосягаемость. Невыразимо прекрасны ее глаза. Она о чем-то задумалась. Может, о мимолетности, непродолжительности жизни? Или о неосуществимости надежд, о неповторимости каждого мгновения, о неизбежности расставания с той несказанной красотой, которая рядом?

Темное небо и звездочки на нем дополняют сказочную таинственность этой ночи. Вместе со Снегурочкой мы вглядываемся в зимнюю ночь, ощущаем лесную тишь и ждем, когда начнут твориться чудеса.

3.Я смотрю на картину В.М. Васнецова . Он изображает на ней Снегурочку, которая идет по зимнему лесу.

Снегурочка вышла на лесную поляну. Девушка одета в красивую шубу. На шубе - затейливый узор. На руках красивые, теплые варежки. Звезды, как алмазы, сверкают на фоне угольно-черного неба. Пушистые, молодые елочки красуются друг перед другом своим снежными нарядами. Посреди полянки стоит одинокая, голая березка. Вдали мерцают огоньки деревни, словно чьи-то глаза. Луна окрасила снег в таинственный голубой цвет.

Снегурочка боязливо оглядывается. Видно, что ей страшно.

Мне очень эта картина понравилась, потому что глядя на нее, восхищаешься красотой зимы, и в то же время становится жаль Снегурочку, ведь ей так страшно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...