Урок-путешествие русского языка по теме: «Род имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Альмухаметова Олеся Павловна

Задачи урока:

  • закреплять умение определять род имён существительных;       
  • развивать умение группировать слова по определённым признакам;
  • формировать навык грамотного каллиграфического письма;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мышление, развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательного отношения друг к другу, умения работать в группе.

Кор задачи:

  • закреплять речевые  умения  и   навыки;
  • работать  над формированием грамматического строя речи, над построением фразовой речи, монологической речи;
  • способствовать усвоению грамматических знаний и  навыков  правописания;
  • совершенствовать и обогащать речь учащихся;
  • развивать у учащихся умение выделять главное, сравнивать, логически излагать свои мысли;
  • воспитывать у учащихся самоконтроль над речью.

Оборудование: экран, ноутбук, мультимедийная  презентация, карта  путешествия, конверт  с  письмом, карточки  для  опроса, карточки  с  родами, фигурка  моряка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-путешествие  русского языка по теме:

 «Род  имен  существительных»

Тема. Род  имен  существительных.

Задачи урока: 

  • закреплять умение определять род имён существительных;       
  • развивать умение группировать слова по определённым признакам;
  • формировать навык грамотного каллиграфического письма;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мышление, развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательного отношения друг к другу, умения работать в группе.

Кор задачи:

  • закреплять речевые  умения  и   навыки;
  • работать  над формированием грамматического строя речи, над построением фразовой речи, монологической речи;
  • способствовать усвоению грамматических знаний и  навыков  правописания;
  • совершенствовать и обогащать речь учащихся;
  • развивать у учащихся умение выделять главное, сравнивать, логически излагать свои мысли;
  • воспитывать у учащихся самоконтроль над речью.

Оборудование: экран, ноутбук, мультимедийная  презентация, карта  путешествия, конверт  с  письмом, карточки  для  опроса, карточки  с  родами, фигурка  моряка.

Ход урока

I. Организационный момент. (дети  стоят  в  кругу  около  доски)  Слайд

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

А теперь все повернитесь,                   Слайд

И друг другу улыбнитесь.

II. Постановка цели урока.

– Ребята, я  сегодня  пришла  на  работу  и  под  дверью  сверток. Давайте  посмотрим, от  кого  письмо  и  что  же  в  нем  написано.  Слайд

 

Здравствуйте!
Меня зовут Джим. Я люблю путешествовать по морям и океанам в поисках несметных богатств. Однажды мой корабль потерпел крушение около острова, где жили ученые. От них я получил такие богатства, о которых даже не мечтал. Я могу передать их вам. Но получить их сможете только  если пройдете все испытания, которые прошел я.  И тогда вы найдете ключ к сокровищам.

- Мы сегодня отправимся  на  песчаный  остров сокровищ и знаний  и  в  песке  найдем  «Якорь и штурвалы», которые в течение урока вы будете зарабатывать за правильные ответы.

- А  на  чем  мы  отправимся  с  вами  в  путешествие? Давайте  отгадаем. Слайд

Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль
По волнам плывет……..

- А  девизом  нашего  путешествия  будут  такие  слова: Слайд

Хочешь грамотным быть?

Учись мыслить, думать и творить!

- Но  давайте  не  забывать   во  время  путешествия  о  произношении  своих  контрольных  звуков, давать полные  ответы  на  вопросы  и  контролировать  свое  дыхание.

- Во время нашего путешествия мы встретимся с правилами русского языка и докажем, что мы эти правила знаем и умеем ими пользоваться.

А каким должен быть мореплаватель? ( Отважным, смелым, храбрым, находчивым, внимательным, сообразительным.)

На партах у вас лежит  карта, Слайд       согласно которой вы будете двигаться, и зарабатывать себе якоря и штурвалы  при выполнении заданий на уроке.

III. Чистописание.

–  Главный  документ  на  корабле – судовой  журнал. В  нем  записывают  все  важные  события. Наши  тетради  сегодня  будут  такими  журналами.

Сели прямо, ноги вместе,

Под наклон возьмём тетрадь.

Левая рука на месте,

Правая рука на месте,

Можно начинать писать!!! 

- Давайте запишем дату нашего путешествия в тетрадях.

Перед тем, как отправиться в путь, надо размяться. Сегодня наша разминка будет следующая: посмотрите на море.  Слайд

Что есть на море? (Волны)

А на какую букву похожи волны? ( На букву «эм»)

 Будем писать букву «эм».

- Посмотрите на экран и вспомните как каллиграфически верно пишется эта буква. Слайд

- Пропишите пять раз слияние заглавной и строчной букв «ЭМ». Помним о наклоне.

- Мы  с  вами  отправляемся  в  путешествие  по  морю. Слайд          На второй строчке запишите однокоренные слова к слову «море». (Моряк, морской). (Записываются  на  доске). 

- Разберите  их  по  составу.

 Почему эти слова называются однокоренными? (Имеют одинаковый корень)

 Как еще мы можем их назвать? (Родственные) 

IV. Актуализация  знаний  учащихся.  ( Бухта  «Повторения»)

- Наш  корабль  приближается  к  бухте  «Повторения» Слайд

- Слова  «море», «моряк»  к  какой  части  речи  относятся?

-Давайте  повторим, что  мы  знаем  об  имени  существительном.

Блиц-опрос

- Что  такое  имя  существительное?

- На  какие  вопросы  отвечает?

- Что  обозначает  имя  существительное?

- Какие  бывают  имена  существительные?

- На  какие  вопросы  отвечают  одушевленные  имена  существительные?

- На  какие  вопросы  отвечают  неодушевленные  имена  существительные?

- Что  особенного в  написании  собственных  имен  существительных?

- Как  изменяются  имена  существительные? (по  числам)

(за  правильный  ответ  получают  фишки)

- А  сейчас  задания  для  рядов. Первый ряд  будет  другой  называть  существительные  в  единственном  числе, а  другой  называть  во  множественном.

Хочу  обратить  внимание, что  слова, которые   употребляются  только  в  ед. числе  или  только  во  множественном числе  не  называть.

Слайд

Слайд                                  ФИЗПАУЗА (Залив  «Делай  как  я»)

- Внимание! Внимание! Справа  по  борту  залив  «Делай  как  я!

Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь – моряки!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой “Л” расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!

V. Работа над темой урока. (Риф  «Открытие  тайны)

- Ребята, на  горизонте  показался  риф  «Открытие  тайны». Слайд

- Скажите, ребята, а  какого  рода  слова  «море», «моряк»?

- А  какой  род  мы  еще  не  назвали?

- Как  определить, что  существительное  женского  рода?  мужского? среднего?

- Сегодня  мы  с  вами  будем  закреплять  наши  знания  о  роде  имен  существительных.

1. Распределительное  письмо.

Волна, солнце, палуба, якорь, флаг, море, парус, шлюпка.

(Дети  по  цепочке  выходят  к  доске  и  распределяют  слова  по  столбикам.).

2. Выборочное  письмо (« Бермудский  треугольник») + индивид. карточки.

- Ой, ребята, мы  попали  с  вами  в  «Бермудский  треугольник» Слайд            и, чтобы  вырваться  из  него, надо  правильно  выполнить  задания.

 - Выписать  из  стихотворения  им. сущ., определить  род.

У меня такая краска голубая,

Что волна любая просто как   живая! Слайд

Я сижу тихонько около прибоя –

 Окунаю кисточку в море  голубое.

(Проверка  осуществляется  с  экрана) Слайд

ЗРИТЕЛЬНАЯ  ГИМНАСТИКА

- Ребята, внимание  на  экран! Слайд

3. Работа  с  деформированными  предложениями.

- Продолжаем  наше  путешествие. Надвигается  шторм! (футаж). Слайд          Мы  попали  в  водоворот Слайд              Посмотрите, что  случилось?!. Слова  в  предложениях  рассыпались. У  каждой  команды  лежат  конверты. Составьте  предложение.

(записать  одно  предложение, подчеркнуть  члены  предложения, надписать  части  речи)

чайки, кораблем, Крикливые, над кружились.

(Крикливые  чайки  кружились над  кораблем)

скачут, по,  Ловкие, лианам, обезьянки.

(Ловкие  обезьянки  скачут  по  лианам)

VI. Закрепление  знаний. (Остров «Грамотеев»)

- Наше  плаванье  продолжается Слайд      

- Мы  подплываем  к  острову  «Грамотеев» Слайд

 1. Работа  с  сигнальными  карточками.

-  Я  называю  вам  существительные, а  вы  поднимаете  карточку  с  нужным  родом.

Пальто, снег, зима, помидор, озеро, пальма, мороз, ветер, стужа, облако, дерево, книга, пенал, ручка, стол, чай, морковь, нож, лист, расчёска, чашка, лампа, холод, утро, урок, календарь, доска, мел.

2. Игра  «Хлопай-топай»

- Я  говорю  вам  высказывание. Если  вы  со  мной  согласны – хлопаете, если  нет – топаете.

1. Имя  существительное – это  часть  слова.                                                 –

2. Имя существительное обозначает действие предмета.                             –

3. Имя существительное отвечает  на вопросы  Кто?, что?                           +

4. Имя  существительно  изменяется  по  числам?                                         +

5. Имена  существительные  бывают  только  женского  рода.                     –

6. В  русском  языке  существительные  бывают  3  родов: м., ж., ср.          +

7. Слово  «море»  женского  рода.                                                                    –

VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

- Мы  выполнили  все  задания  Джима  и  поэтому  он  хочет  передать  те  богатства, которые  получил  сам. Давайте  посмотрим, что  же  это. Слайд

- так  что  же  подарили  Джиму  ученые?

Садитесь поудобнее,

Ведь к концу подходит наш урок.

Чтобы закончить наше путешествие,

Надо подвести итог. 

(Подсчитывание  фишек, награждение, выставление  оценок  учителем)

- У  вас  на  партах  лежит  фигурка  моряка  без  ротика. Покажите, какое  настроение  у  вас  после  нашего  путешествия.

 Спасибо вам, ребята, за работу! Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку для четвертого класса Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.

Знакомство с учебником русского языка. Развитие речи. Знакомство с мудрыми высказываниями о нашем языке....

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

ПРЕПОДАВАНИЕ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА В РЕСПУБЛИКЕ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И РОДНОЙ ЯЗЫК. ЯЗЫК – ХРАНИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИИ.

ПРЕПОДАВАНИЕ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА В РЕСПУБЛИКЕ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И РОДНОЙ ЯЗЫК.ЯЗЫК – ХРАНИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИИ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс)

"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс)...