Путешествие по стране русского языка
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

  1. Продолжить работу по выработке ЗУН (знаний, умений, навыков по чистому и грамотному письму
  2. Закрепить знания по темам однокоренные слова , фонетический разбор, разбор слова по составу
  3. Воспитание культуры письма и речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Методическая разработка                                                

«Современной школе-современный урок» по ФГОС НОО  

         среди педагогов преподающих в начальных классах                            

               по номинации: «Лучщая разработка урока»

                             (по русскому языку в 4кл.)

                                                                                                                             

 Учительница  нач/кл.

 Гусейнова Саида Шамсутдиновна

                                                                                

                                                                                       

                                                                               тема:


« Путешествие по стране русского языка »

Цели :

  1. Продолжить работу по выработке ЗУН (знаний, умений, навыков по чистому и грамотному письму
  2. Закрепить знания по темам однокоренные слова , фонетический разбор, разбор слова по составу
  3. Воспитание культуры письма и речи.

УУД: п. Самостоятельное выделение и формирование поставленной цели, поиск  и выделение необходимой информации.

к. инициативное сотрудничество с учителем и со сверстниками;

р. Оценивание качества  и уровня усвоения.

Ход  урока .

I. Вступительная беседа.

Ребята сейчас у нас урок русского языка. Он у нас сегодня необычный. Мы будем с вами путешествовать по стране русского языка. Перед вами карта, здесь указан маршрут путешествия. На каждой станции нас будут встречать сказочные герои и люди разных профессий. Встречающие начальники каждой станции подготовили для вас задания. Чтобы ехать дальше, вы должны выполнить задания начальников станции.

Будьте внимательны и активны во время путешествия.

 I. Станция « Мудрая сова »

Здесь начальник просит вас :

  1. прочитать алфавит наизусть
  2. называть гласные и согласные
  3. Писать чисто и красиво в тетрадях

Кк, Нн, Юю, Катя, Нариман , Юсуп , носорог , наперсток , носки, глины. Нариман одел теплые носки.

II.Станция «Всезнайка»

На этой станции Всезнайка встречает вас и просит составить предложения из слов

а) Читать, мальчики, книга.

б) Зима, наступать, холодная.

в) К, мама, борщ, обед, приготовить.

Подчеркните главные члены предложения

- Где здесь главные члены ?

- Кто ? мальчик –подл. Подчеркиваем одной чертой

Мальчик что делает.? – читает - сказуемое - двумя чертами и так след. пред.

        III. Станция «Поиграйка»

Здесь вас встречает Муравьишко.Муравьишко дает задание заполнить кроссворд (на доске заранее приготовлен).

х

о

д

в

ы

п

е

р

е

п

о

к

а

п

о

н

ы

й

Знающий ученик выходит к доске и заполняет клетки.

-Это какие слова?

-Однокоренные.

-Назовите приставки ,- (вы-, пере-, по-,)

-Назовите окончания!  - (нулевые, -а , -ый)

 -Какой корень?

-Корень «ход».

-Какой разбор мы с вами  сделали?

-Разбор слова по составу.

2. Разберите по составу слово «приготовила» и

придумайте к нему  однокоренные слова .

-подготовила, заготовка, готовый.

IV.Станция «Отгадайка»

-Здесь нас ждет Черепашка и       а) загадывает загадки. Давайте, отгадаем загадки.

- Течет, не убывает

-Река

- Не рубашка, а сшита,

не человек, а   рассказывает.

- Книга

-На горку бегом, с горки кувырком.

- Заяц

 - Кто замой холодной бродит в лесу злой, голодный?

- Волк

- К какой части речи относятся отгадки?

- Имя существительное

- На какие вопросы они отвечают?

- На какие два группы они делятся существительные?

- Одушевленные и неодушевленные.  

б)Словарная работа

Зима, медведь – работа по методу «Синквейн»

В добрый путь нас отправляет Черепашка.

V. Станция «Отдыхайка»

Здесь нас встречает Белочка - начальник станции. Она хочет чтобы вы отдохнули на этой станции. Проводим физминутки.

  1. Пальчики. ( Массаж для пальцев рук с  сопутствующими словами … этот пальчик самый толстый , самый сильный и большой и т.д. )
  2. Восьмерка. ( упражнение для глаз – представьте себе восьмерку на стекле окна и обведите глазами  туда и обратно несколько раз.)

 

VI. Станция «Лесная»

Здесь нас встречает Каркуша . Она просит вас определить виды предложений по интонации.

  1. В каком веке вы живете ? ( вопросительное )
  2. Помогайте птицам зимой ! ( восклицательное )
  3.  Мы будем писать Всероссийскую Проверочную Работу. (повествовательное)

(Появляется таблица на доске «Виды предложений»)

Читаем и запоминаем.

VII. Станция « Фонема »

Здесь  нас встречают «Гласные». Они хотят чтобы вы сделали фонетический разбор слова « Заяц »

За – яц -2 слога, 4 буквы , 5 звуков , 2 гласных , 3 согласных.

З – [з] – согл., звон., тверд.,

А - [а]  глас., удар.

      [й] – согл., мягк., зв.

Я-  [а] – гласн., безуд.

Ц – [ц] согл., тверд.,

VIII. Станция «Музыкальная» (Рефлексия)

На этой станции собрались писатели и композиторы. Они просят вас читать стихи и петь песню.

Давайте , исполним их желание.

Дети выходят  к доске и читают стихи :

  1. Алфавит

Что такое алфавит ?

Вам, ребята, он известен

Буква в нем всегда стоит

На своем особом месте.

Учили , учили наизусть

Алфавит мы дружно

Чтобы он найти помог

В словарях что нужно.

  1. Фонетический разбор

Фонетический разбор

И несложен он на спор

Надо на сперва толково

Разделить слова на слоги

И труда в том нет почти

Ударение найти .

А потом на том же листке

Звукам дать характеристике

Сколько букв и сколько звуков

Посчитать и вся наука.

 

  1. Разбор слова по составу

Школьник, при разборе слова

Окончание и основу

Первым делом находил

После корня будет суффикс

А приставка – впереди.

  1. Приставка

У корня в недругах представь – ка

Есть дама гордая – приставка

А злит она его одним

Что стоит лишь перед ним .

  1. Корень

Корень слова –главная значимая часть

Родственные связи дарят корню власть

Выясни умело линию родства

Однокоренные подбери слова.  

 

  1. Суффикс.

За корнем суффикс обогрел местечко

Не словом угодил , а лишь словечком

Река большая превратится лишь в речку

Лес – в лесника, а печь –всего лишь в печку.

  1. Окончание.

Та, часть слова , что изменяется

Окончанием называются  

Остальную же часть слова

Именуем мы основой

  1. Стих « Ночь».

Тихо дремлет река

Темный бор не шумит

Соловей не поёт,

И дергач не кричит

9. Стих частица «не»

Не выучил – не делай

Не знаешь – не спеши.

С глаголами раздельно

Частицу «не» пиши.

10. Стих «Песенка юных читателей» - читаем и поем

В каждом доме, в каждой хате

В городах и на селе

Начинающий писатель

Держит книгу на столе.

IX. Станция « Поощрительная»

Оцените себя!

- Молодцы ребята, все активно участвовали, думаю, все заслужили хорошие оценки ( дети говорят кто, что заслужил. Я дополняю  комментариями оценки детей, выставляю в дневнике.)

При наличии времени – выполняем упражнения по русскому языку для   4-го класса из        аудиоприложения по разделу «Существительное »  .      



Предварительный просмотр:

                                Методическая разработка                                                

«Современной школе-современный урок» по ФГОС НОО  

         среди педагогов преподающих в начальных классах                            

               по номинации: «Лучщая разработка урока»

                             (по русскому языку в 4кл.)

                                                                                                                             

 Учительница  нач/кл.

 Гусейнова Саида Шамсутдиновна

                                                                                

                                                                                       

                                                                               тема:


« Путешествие по стране русского языка »

Цели :

  1. Продолжить работу по выработке ЗУН (знаний, умений, навыков по чистому и грамотному письму
  2. Закрепить знания по темам однокоренные слова , фонетический разбор, разбор слова по составу
  3. Воспитание культуры письма и речи.

УУД: п. Самостоятельное выделение и формирование поставленной цели, поиск  и выделение необходимой информации.

к. инициативное сотрудничество с учителем и со сверстниками;

р. Оценивание качества  и уровня усвоения.

Ход  урока .

I. Вступительная беседа.

Ребята сейчас у нас урок русского языка. Он у нас сегодня необычный. Мы будем с вами путешествовать по стране русского языка. Перед вами карта, здесь указан маршрут путешествия. На каждой станции нас будут встречать сказочные герои и люди разных профессий. Встречающие начальники каждой станции подготовили для вас задания. Чтобы ехать дальше, вы должны выполнить задания начальников станции.

Будьте внимательны и активны во время путешествия.

 I. Станция « Мудрая сова »

Здесь начальник просит вас :

  1. прочитать алфавит наизусть
  2. называть гласные и согласные
  3. Писать чисто и красиво в тетрадях

Кк, Нн, Юю, Катя, Нариман , Юсуп , носорог , наперсток , носки, глины. Нариман одел теплые носки.

II.Станция «Всезнайка»

На этой станции Всезнайка встречает вас и просит составить предложения из слов

а) Читать, мальчики, книга.

б) Зима, наступать, холодная.

в) К, мама, борщ, обед, приготовить.

Подчеркните главные члены предложения

- Где здесь главные члены ?

- Кто ? мальчик –подл. Подчеркиваем одной чертой

Мальчик что делает.? – читает - сказуемое - двумя чертами и так след. пред.

        III. Станция «Поиграйка»

Здесь вас встречает Муравьишко.Муравьишко дает задание заполнить кроссворд (на доске заранее приготовлен).

х

о

д

в

ы

п

е

р

е

п

о

к

а

п

о

н

ы

й

Знающий ученик выходит к доске и заполняет клетки.

-Это какие слова?

-Однокоренные.

-Назовите приставки ,- (вы-, пере-, по-,)

-Назовите окончания!  - (нулевые, -а , -ый)

 -Какой корень?

-Корень «ход».

-Какой разбор мы с вами  сделали?

-Разбор слова по составу.

2. Разберите по составу слово «приготовила» и

придумайте к нему  однокоренные слова .

-подготовила, заготовка, готовый.

IV.Станция «Отгадайка»

-Здесь нас ждет Черепашка и       а) загадывает загадки. Давайте, отгадаем загадки.

- Течет, не убывает

-Река

- Не рубашка, а сшита,

не человек, а   рассказывает.

- Книга

-На горку бегом, с горки кувырком.

- Заяц

 - Кто замой холодной бродит в лесу злой, голодный?

- Волк

- К какой части речи относятся отгадки?

- Имя существительное

- На какие вопросы они отвечают?

- На какие два группы они делятся существительные?

- Одушевленные и неодушевленные.  

б)Словарная работа

Зима, медведь – работа по методу «Синквейн»

В добрый путь нас отправляет Черепашка.

V. Станция «Отдыхайка»

Здесь нас встречает Белочка - начальник станции. Она хочет чтобы вы отдохнули на этой станции. Проводим физминутки.

  1. Пальчики. ( Массаж для пальцев рук с  сопутствующими словами … этот пальчик самый толстый , самый сильный и большой и т.д. )
  2. Восьмерка. ( упражнение для глаз – представьте себе восьмерку на стекле окна и обведите глазами  туда и обратно несколько раз.)

 

VI. Станция «Лесная»

Здесь нас встречает Каркуша . Она просит вас определить виды предложений по интонации.

  1. В каком веке вы живете ? ( вопросительное )
  2. Помогайте птицам зимой ! ( восклицательное )
  3.  Мы будем писать Всероссийскую Проверочную Работу. (повествовательное)

(Появляется таблица на доске «Виды предложений»)

Читаем и запоминаем.

VII. Станция « Фонема »

Здесь  нас встречают «Гласные». Они хотят чтобы вы сделали фонетический разбор слова « Заяц »

За – яц -2 слога, 4 буквы , 5 звуков , 2 гласных , 3 согласных.

З – [з] – согл., звон., тверд.,

А - [а]  глас., удар.

      [й] – согл., мягк., зв.

Я-  [а] – гласн., безуд.

Ц – [ц] согл., тверд.,

VIII. Станция «Музыкальная» (Рефлексия)

На этой станции собрались писатели и композиторы. Они просят вас читать стихи и петь песню.

Давайте , исполним их желание.

Дети выходят  к доске и читают стихи :

  1. Алфавит

Что такое алфавит ?

Вам, ребята, он известен

Буква в нем всегда стоит

На своем особом месте.

Учили , учили наизусть

Алфавит мы дружно

Чтобы он найти помог

В словарях что нужно.

  1. Фонетический разбор

Фонетический разбор

И несложен он на спор

Надо на сперва толково

Разделить слова на слоги

И труда в том нет почти

Ударение найти .

А потом на том же листке

Звукам дать характеристике

Сколько букв и сколько звуков

Посчитать и вся наука.

 

  1. Разбор слова по составу

Школьник, при разборе слова

Окончание и основу

Первым делом находил

После корня будет суффикс

А приставка – впереди.

  1. Приставка

У корня в недругах представь – ка

Есть дама гордая – приставка

А злит она его одним

Что стоит лишь перед ним .

  1. Корень

Корень слова –главная значимая часть

Родственные связи дарят корню власть

Выясни умело линию родства

Однокоренные подбери слова.  

 

  1. Суффикс.

За корнем суффикс обогрел местечко

Не словом угодил , а лишь словечком

Река большая превратится лишь в речку

Лес – в лесника, а печь –всего лишь в печку.

  1. Окончание.

Та, часть слова , что изменяется

Окончанием называются  

Остальную же часть слова

Именуем мы основой

  1. Стих « Ночь».

Тихо дремлет река

Темный бор не шумит

Соловей не поёт,

И дергач не кричит

9. Стих частица «не»

Не выучил – не делай

Не знаешь – не спеши.

С глаголами раздельно

Частицу «не» пиши.

10. Стих «Песенка юных читателей» - читаем и поем

В каждом доме, в каждой хате

В городах и на селе

Начинающий писатель

Держит книгу на столе.

IX. Станция « Поощрительная»

Оцените себя!

- Молодцы ребята, все активно участвовали, думаю, все заслужили хорошие оценки ( дети говорят кто, что заслужил. Я дополняю  комментариями оценки детей, выставляю в дневнике.)

При наличии времени – выполняем упражнения по русскому языку для   4-го класса из        аудиоприложения по разделу «Существительное »  .      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну русского языка

Мероприятие для учащихся 3-4 классов позволит расширить знания в области русского языка в игровой форме. Данный материал повышает у школьников интерес к родному языку. « Путешествие в страну русского ...

урок русского языка в 3 классе "Удивительное путешествие в страну русского языка" на тему "Части речи"

Конспект урока русского языка на тему "Общее понятие о Частях речи" в 3 классе. Закрепление изученного во втором классе и знакомство с новыми понятиями. Урок проведён в форме путешествия....

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Путешествие в Страну русского языка"

Внеклассное моровприятие с использованием игровых технологий, занимательного материала для 2 класса....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....

КВН по русскому языку "Путешествие по стране Русского Языка" 3-4 класс

КВН по русскому языку среди 3-4 классов "Путешествие по стране Русского Языка" проводился в рамках недели русского языка.КВН содержит несколько интересных заданий на знание русского языка в ...

Презентация к КВН по русскому языку "Путешествие по стране Русского Языка"

Данная презентация подготовлена к внеклассному мероприятию КВН по русскому языку "Путешествие по стране Русского Языка" Она содержит названия конкурсов,картинки и некоторые задания к КВН....

Квест по русскому языку «Путешествие в страну русского языка»

Форма проведения мероприятия:  игра - путешествие по станциямАудитория: учащиеся 1, 2, 3, 4  класса.Задачи:Образовательные:-обобщить и систематизировать знания учащихся; - фор...