синоним 3-4 класс
картотека по русскому языку (3 класс)

Казакова Татьяна Викторовна

Какое слово в тексте повторяется? Что нужно сделать, чтобы избежать этих повторений? При исправлении предложения можешь использовать близкие по значению слова: трусливые, робкие, пугливые, боязливые.

Запиши предложение, которое у тебя получилось. Подчеркни волнистой линией близкие по значению слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinonimy_dlya_3-4_klassov.docx42.1 КБ

Предварительный просмотр:

№1а. Чётко прочитай предложения:

Подумай и выбери из предложений слова, близкие по значению Запиши их. Докажи правильность выбора слов.

№1б.  Чётко прочитай предложения. Найди в предложениях слова, близкие по значению. Выпиши их. Докажи правильность выполнения задания. Составь с выписанными словами предложения.

№1в. Выразительно прочитай отрывки из сказки:

Как называется сказка? Кто её автор?

Подбери к выделенному в первом отрывке слову близкие по значению слова из последующих отрывков. Запиши их. Вспомни и допиши слова, близкие им по значению.

№2а. Чётко прочитай предложение:

Какое слово в тексте повторяется? Что нужно сделать, чтобы избежать этих повторений? При исправлении предложения можешь использовать близкие по значению слова: трусливые, робкие, пугливые, боязливые.

Запиши предложение, которое у тебя получилось. Подчеркни волнистой линией близкие по значению слова.

№2б. Внимательно прослушай текст:

Сегодня на уроке русского языка учитель говорил о словах. Он много говорил о том, как появились слова. А затем стал говорить о том, как образуются новые слова.

Скажи, какие слова в тексте повторяются. Какие из них можно заменить? Запиши слова, которые ты подобрал. Докажи правильность их подбора. Подбери к записанным словам ещё 2—3 близких по значению слова.

№2в. Чётко прочитай предложения:

Выпиши из предложений слова, сходные по значению (синонимы) со словом: тьма; тишина. Докажи правильность выполнения задания.

№3а.        Подбери к каждому слову близкое по смыслу так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось новое слово (по вертикали):

работа — з...        обрыв — к...        доля — ч...

родник — и...        пасмурный — н...        педагог — у...

холод — м...        забава — и...        мыслить — д...

деятельный — а...        рубеж — г...        пища — е...

самописка — а...        хохотать — с...

актёр — а...

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

Идти к цели. Идёт весна. Часы идут правильно

Работа идёт хорошо. В театре идёт новая пьеса

Тряпьё идёт на бумагу. Дети идут гулять. Лошадь

идет шагом.

№3б. Прочитай «про себя»:

Подумай и предложи задание товарищу.

* Достигать, приближаться, двигаться, направляться, показываться, употребляться, бежать, шагать, действовать.

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

№3в. Чётко прочитай словосочетания:

сильная метель

большое несчастье

плохая погода

сильный дождь

полная тишина

буря на море

бесстрашный лётчик

соседняя школа

пасмурная погода

смышленый ученик

правильный ответ

занимательный рассказ

Замени выделенные слова, близкими по значению (синонимами). Запиши словосочетания с подобранным тобой словам.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов.)

№4а. Чётко прочитай текст:

Что тебе не понравилось в тексте? Как можно его улучшить? Запиши рассказ с подобранными тобой словами. Подчеркни слова-синонимы одной чертой. Докажи правильность выполнения задания.

№4б. Чётко прочитай словосочетания:

Замени словосочетания одним словом, близким по значению (синонимом).

Докажи правильность своего выбора, составив предложения.

№4в. Чётко прочитай словосочетания:

Учитель-дефектолог поясняет смысл термина «фразеологические обороты». Замени фразеологический оборот одним словом-синонимом (устно). Составь и запиши предложения с фразеологическими оборотами.

№5а. Чётко прочитай предложения:

Назови и запиши синонимы к выделенным словам. Составь с каждой парой синонимов словосочетания (Упражнение выполняется парами)

№5б. Прочитай «про себя»:

Подбери и впиши в предложения слова, наиболее точные по смыслу. Объясни свой выбор.

* Ледяной, студёный, морозный.

Как называются вписанные тобой слова? Подчеркни их волнистой чертой.

№5в. Чётко прочитай слова парами:

развлекаться — забавляться

сторожить — охранять

подчиняться — покоряться

удивляться — изумляться

рассказывать — излагать

преподносить — вручать

слушать — внимать

заболеть — захворать

просить — клянчить

Подумай, что можно сказать о словах в парах.

Сравни синонимы и объясни разницу в их употреблении (использовании). Составь с каждым предложение.

№6а. Выбери нужное слово из стоящих в скобках и вставь его в предложение.

Обоснуй правильность своего выбора.

а) 

б)

№6б. Прочитай «про себя»:

* Идти, ковылять, шагать, плестись, возвращаться, мчаться, ходить, скакать, двигаться, переступать.

Как называются слова, данные для справок? Почему они так называются? Выбери из ряда слов-синонимов подходящие по смыслу и впиши их в предложения.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов.)

№6в. Чётко прочитай слова:

Что можно сказать о данных парах слов? Сколько групп синонимов ты можешь выделить?

Прочитай слова-синонимы, выражающие движение; чувства.

Прочитай слова-синонимы, которые не только обозначают пред мет, действие или признак, но и выражают наше отношение к ним Составь с ними предложения и запиши их.

№7а. Прочитай «про себя»:

Подумай, правильно ли выбрано слово в каждом предложении из ряда синонимов. При необходимости поставь другое и докажи правильность своего выбора.

№7б. Чётко прочитай слова (упражнение выполняется парами):

Подумай, есть ли среди данных слов синонимы? Запиши синонимы по группам. Сколько у тебя получилось групп? (Взаимопроверка: ученик доказывает правильность выполнен но задания товарищу в своей паре.)

Составь устно по одному предложению со словом каждой группы (Оценка выполнения задания учащимися.)

№7в.        В течение 10 минут подбери синонимы, обозначающие:

  • движение: иду,...,...
  • речь: говорю,..., ...

Расположи слова по степени скорости движения, громкости звучания голоса (по мере ее увеличения). Объясни оттенки значений слов.

Составь с любыми словами из каждой группы 2—3 предложения.

№8а. Четко прочитай слова:

бояться, радоваться, изумиться, поразиться,

трусить, ужасаться, смеяться, удивиться,

озадачиться, пугаться, хохотать, улыбаться,

робеть, веселиться, трепетать.

Запиши слова-синонимы в таком порядке: сначала — выражающие чувство радости; затем — страха и, наконец, — удивления. Докажи правильность выполнения задания.

С любым словом каждой группы составь предложения.

№8б. Чётко прочитай слова:

Подумай, можно ли все эти слова назвать синонимами? Если нет, то почему. Запиши только синонимы. Добавь к каждой группе синонимов ещё 1—2. Докажи правильность подбора синонимов.

№8в.        Прочитай «про себя»:

Подумай и предложи товарищу задание.

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выбора синонима.

№9а.        Чётко прочитай слова:

Подумай, есть ли среди слов-синонимов в каждой строчке лишнее. Назови его. Докажи правильность своего ответа.

Со словами-синонимами составь и запиши предложения.

№9б. Четко прочитай слова:

а)Прочитай их: сначала по усилению степени признака, затем — по его ослаблению. Обоснуй правильность выполнения задания.

б) Подбери к словам плохо, грустить синонимы.

Расположи их по степени ослабления признака. Докажи правильность выполнения  задания.

№9в. Прочитай «про себя»:

Подумай, правильно ли подобраны слова в предложениях. При необходимости исправь ошибки и докажи правильность своего решении.

№10а.        Чётко прочитай слова:

Скажи, как их можно назвать? Почему?

Запиши синонимы по силе действия: первые 4 строчки — от самого медленного, слабого действия до самого быстрого, сильного; последние 4 строчки - наоборот.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

С любым словом каждой строчки составь предложение.

№10б. Внимательно рассмотри таблички:

платье

голубой

глаза

лазурный

небо

бирюзовый

море

небесный

цвет

незабудка


погода

мокрый

песок

сырой

воздух

влажный

луг

берег

полотенце

дождь

день

серый

заяц

пасмурный

костюм

воздух

Сколько  столбиков слов в каждой табличке?

На какой вопрос отвечают слова левого столбика? Правого столбика?

Есть ли в табличках столбики слов-синонимов? Прочитай их. На какой вопрос они отвечают? Докажи, что эти слова — синонимы.

Подбери к словам-предметам подходящие по смыслу слова-признаки. Запиши по 2 составленных словосочетания из каждого столбика. Докажи, что ты правильно это сделал.

№10в. Прочитай «про себя»:

Подумай и подбери в каждое предложение подходящее по смыслу слово (из стоящих в скобках).

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Антоним һәм синоним сыйфатлар" в 3 классе (на татарском языке)

Готовый конспект урока по татарскому языку в 3 классе....

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

4 нче сыйныфта татар теленнән уен-дәрес. Тема: "Синоним, антоним сыйфатлар”

Максат: 1) укучыларда диалогик һәм монологик сөйләм аша сөйләм әдәбе күнекмәләре формалаштыру; 2) фикерләү, танып белү сәләтен үстерү;3) яшьтәшләре белән аралашу кагыйдәләренә өйрәтү....

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...