Конспект урока русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце имен существительных женского рода с основой на шипящий"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Колпакова Валентина Николаевна

Конспект проблемного урока открытия нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx320.06 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по теме   « Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

в 3 классе.

Выполнила Колпакова Валентина Николаевна учитель начальных классов МОУ Задворковской СШ Нижегородской области

Предмет:  Русский язык

УМК: Школа России

Тема урока: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» 3 класс

Тип урока: Изучение нового знания

Задача  урока: Развитие познавательных логических УУД анализа, синтеза, сравнения и классификации на основе самостоятельного открытия учащимися способа написания мягкого знака как показателя имени существительного женского рода.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

  • Умение определять грамматическую функцию мягкого знака на конце существительных после шипящих как показателя женского рода.  
  • Умение различать существительные мужского и женского рода ед. числа.
  •  Умение применять открытый способ действия по выбору написания мягкого знака на конце сущ. женского рода.

Метапредметные:

Познавательные УУД: 

  • Умеие ориентироваться в своей системе знаний;
  • Умение анализировать, сравнивать, группировать;    
  • Умение работать по алгоритму

Регулятивные УУД: 

  • Умение определять и формулировать тему и  цель на уроке с помощью учителя;
  • Умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;
  • Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:

  • Умение слушать и понимать речь других;
  • Умение оформлять свои мысли в устной форме,
  • Умение взаимодействоать  в группе

Личностные: 

- умение адекватно оценивать свою работу;

- толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

 Оборудование: «Русский язык» учебник для 3 класс авт. Канакина В.П., Горецкий В.Г., часть 2;

рабочая тетрадь; презентация,проектор, карточки для работы в группе, карточки самопроверки.

8. Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

 Знают об такое имени существительном как о части речи;

 Умеют анализировать и классифицировать звуки речи;

 Умеют определять смягчающую и разделительную роль мягкого знака;

 Умеют работать в парах и группах

9. Этапы урока и хронометраж

№п/п

Этап урока

Хронометраж

1

Мотивация познавательной деятельности

2 мин

2

Актуализация необходимых знаний

6 мин

3

Постановка учебной задачи

5 мин

4

Решение УЗ

8 мин

5

Первичное закрепление

5 мин

6

Самостоятельная работа с самопроверкой

14 мин

7

Рефлексия.  

5 мин

 Содержание урока (в таблице)

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование УУД

Мотивация

Мотивирует детей на активную работу на уроке.

Слайд 2

Добрый день, ребята! Сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Знания собираются по капле»
- Как вы понимаете её?
-Сегодня на уроке вам предстоит выполнить много интересных заданий, сделать очень важное открытие, а помощниками вам в этом будут ваши знания

Настраиваются на работу  

Вступают в диалог.

 

Развитие личностного УУД  

Выражение положительного отношения к процессу познания, желание узнать новое.  

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность Коммуникативные:

Уметь оформлять мысли в устной форме

Актуализация знаний

Слайд 3

На доске карточки с буквами:

ж  ш  ь
 Какая из букв  лишняя? Почему?

- Какую роль играет мягкий знак в словах?

Слайд 4

Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

 - Что вы можете сказать про  буквы ж и ш?

-Запишите эти буквы в тетрадь на первой строке, чередуя их.

Участвуют в обсуждении, учатся  формулировать собственное мнение

- ь

-Он не обозначает звука.

-Смягчающую и разделительную.

Буквы ж и ш обозначают согласные звуки парные по глухости –звонкости, непарные твердые звуки.

Дети записывают в тетрадь.

Познавательные:

Умение выделять новую информацию;

Умение анализировать, сравнивать

Коммуникативные:

Умение оформлять мысли в устной форме.

 

 

Постановка учебной задачи

- Запишите слова-отгадки

 

- Сердитая недотрога

Живет в глуши лесной

 Иголок очень много

А нитки ни одной.

 

Махнула птица крылом,

Закрыла весь свет одним пером.

Живёт в норке.

Грызёт корки.

Короткие ножки,

Боится кошки.

Слайд 5

-Слова какой части речи мы записали?

-Что еще есть общего в этих словах?

Проверьте правильность написания слов.

Все правильно написали?

-Какие затруднения испытывали в написании слов?

- Какой вопрос возникает?


-Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?

Слайд 6

Цель нашего  урока ?(учебная задача)

-Ёж.

-Ночь.

-Мышь.

-Это существительные

-Оканчиваются на шипящие звуки

 

На конце шипящие слышатся одинаково, но в словах ночь, мышь мягкий знак пишется. А в слове ёж не пишется.

-Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других не пишется.

Называют тему: Правописание ь на конце существительных после шипящих.

Называют цель: Выяснить когда ь пишется, а когда не пишется

Познавательные:

Умение проводить сравнения по заданным критериям.

Коммуникативные:

Умение оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать тему и цель урока.

Решение УЗ (открытие детьми нового знания

 Работа в группах

Слайд 7

Алгоритм исследования ( на карточках)

  1. Прочитайте слово
  2. Определите части речи
  3. Какие звуки слышатся на конце?
  4. Определите грамматические значения слов
  5. Определите на какие группы можно распределить слова.
  6. Запишите слова, распределив их на группы
  7. Понаблюдайте, где пишется Ь, где  не пишется.
  8. Сделай вывод

Ночь, рожь ,врач, дочь,вещь, мышь, нож,товарищ, ковш.

  Слайд 8

Слайд 9

- На какие две группы можно разделить эти слова?

-Что объединяет слова первой группы?

А второй?

Слайд 10

-Какой вывод можно сделать?

 

 


 
- Это ваша гипотеза, верна ли она?

 Ответить на этот вопрос помогут страницы учебника.
Прочитайте правило, давайте сравним его с выводом, который мы сделали.

 Совпадают они?


Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода. Это орфограмма.


-А сейчас давайте поработаем в парах и попробуем составить алгоритм написания мягкого знака в слове мышь.

 

Проверка
 Слайд 11


- Вернёмся к словам, которые писали на минутке чистописания, проверьте правильность нашей гипотезы.

Еж, мышь, ночь.  

 Дети читают задание упражнения..

 -С мягким знаком и без мягкого знака.

-сущ женского рода ед ч

 

  -сущ. муж.рода ед ч

 

- У существительных женского рода мягкий знак на конце пишется, у мужского рода - не пишется.

Дети читают правило учебника

-Да. Частично. На конце имен существительных.

Дети в парах составляют алгоритм

Составляется следующий алгоритм:
1. Определить часть речи.
2. Определить род.
3. Если существительное женского рода - мягкий знак пишется.
4. Если существительное мужского рода - мягкий знак не пишется.

Используя алгоритм. Дети объясняют написание слов.

Познавательные:

Умение выделять новую информацию, умение анализировать, сравнивать,группировать, обобщать.

Личностные:

Выражение положительного отношения к процессу познания,   желание узнать новое

Регулятивные:

Умение выстраивать алгоритм действий.

Умение оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с образцом.

Коммуникативные:

Проявление активности, соблюдение правил общения, умение строить грамотно речевое высказывание, умение осуществлять самомоконтроль.

Первичное закрепление (усвоение нового способа действий с проговариванием во внешней речи)

-Мы составили алгоритм правильного написания мягкого знака на конце существительных после шипящих. А для чего?

- Когда вам пригодится этот алгоритм?

Работа в парах


-А для того, чтобы проверить, хорошо ли вы всё усвоили, поработаем в парах.
- Задание для   работы вы найдёте на карточках, которые лежат у вас на партах.

Базовый уровень
- В данных словах вы либо пишите мягкий знак, либо не пишите. Докажите правильность своего выбора  друг другу.

Слайд 12

Грош…,камыш…, рож…, ключ…, тиш…, стриж…,  дич...,


сторож…,кирпич…, мелоч…, матч…, ералаш…, багаж… .


Повышенный уровень

 

Допишите, если необходимо, мягкий знак. В каждой строчке по горизонтали есть «лишнее» слово. Вычеркните его,  объясните свой выбор.  

Грош…,камыш…, рож…, ключ…, тиш…, стриж…,  дич... .


Сторож…,кирпич…, мелоч…, матч…, ералаш…, багаж… .

-Итак, когда же на конце существительных после шипящих мягкий знак пишется, а когда не пишется?

Самопроверка

Слайд 13


Включение самостоятельно приобретенных знаний в систему уже имеющихся и их применение к решению учебной задачи

При написании слов, которые оканчиваются на шипящий. 

Дети в парах по очереди объясняют друг другу правильное написание слов, отрабатывая  алгоритм.

 

(взаимопроверка)

 

 Выполняют самостоятельную работу, опираясь на ранее полученные знания.

Проверяют индивидуальную работу ученика. Осуществляют взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Дети проговаривают правило.

Регулятивные

Планирование решения учебной задачи, умение выстраивать алгоритм действий.

Познавательные:

Умение воспроизводить  информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества.

Коммуникативные:

Проявлять активность во взаимодействии.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа в группах.

 

 1. Работа по карточкам.

Помогите мягкому знаку выбрать нужное место в данных существительных.


В полноч..   на манеж…   вышел циркач… и его доч….  На нём был плащ… .  В руках он держал мяч… . Скрипач…  играл марш… . Вот морж…  поймал мяч…. В зале стояла тиш….

Самопроверка

Слайд 14

2.Выполните Упр. 59 стр.34

   J:\КУРСЫ 2019 НИРО\НИРО\Рисунок3.png

Самопроверка по образцу

Слайд 15

 Игра «Четвёртый лишний»      

Карандаш… плащ… мыш… шалаш…
Кирпич… мелоч… ноч… доч…
Туш…
ключ….вещ…. печ….
Грач….
помощ…. палач….калач….

(Взаимопроверка.)

Слайд 16

 

Включение самостоятельно приобретенных знаний в систему уже имеющихся и их применение к решению учебной задачи

 

 

Дети выполняют в группе и проверяют по образцу

Регулятивные:

Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять самоконтроль.

Познавательные:

Развивать операции анализа (карточка №1, сравнения (Игра «Четвертый лишний»), классификации (упр. 59), выполняя задания.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности.

Рефлексия

- Скажите, над какой темой мы работали сегодня на уроке?

- Какую цель ставили?

- Достигли ли мы этой цели?

 - Что нового вы сегодня узнали о ь знаке?

Слайд 17

Продолжите фразы:

Слайд 18


-До этого урока я не знал(а)…
-Теперь я знаю….
-Могу…
-Результатом своей работы на уроке я …..
-На уроке я работал(а)…
-Моё настроение…


-Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу!

 

Личностные: Способность к самооценке.

Регулятивные:

Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс

Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной  работы учеников. ...

Конспект урока русского языка "Правописание мягкого знака в конце слова"

Урок русского языка по системе Л.В.Занкова для 2 класса  в свете ФГОС....

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук".

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"....

конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») УМК "Гармония" 4 класс

конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») Цель: повторить сведения об именах существительных, повторить систе...

Методическая разработка урока Русский язык. Тема "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Русский язык Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...