Обобщение знаний о составе слова. Безопасность на дорогах. 3 класс. "Школа России".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Первушова Наталья Андреевна

Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру «Обобщение знаний о составе слова. Безопасность на дорогах» в 3 классе по программе "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_integrirovannogo_uroka.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

интегрированного урока

по русскому языку и окружающему миру в 3 классе

по теме «Обобщение знаний о составе слова. Безопасность на дорогах».

Выполнила:

Первушова Н.А.,

                                                                        учитель начальных классов

Санкт-Петербург

2019

Тема урока: 

Обобщение знаний о составе слова. Безопасность на дорогах.

Цели урока:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о составе слова;
  • проверить сформированность понятий: состав слова, основа слова, приставка, суффикс, окончание;      
  • развивать  умение выделять значимые части слова, разбирать слова по составу.

Развивающие:

  • способствовать развитию познавательных процессов (внимание, память, мышления)
  • формировать познавательные умения (умения задавать вопросы, применять знания)
  • расширение кругозора и обогащение речи.

Воспитательные:

  • прививать  интерес к предмету;
  • воспитывать  у учащихся чувства товарищества;
  • воспитывать культурного, грамотного  участника дорожного движения, внимательного пешехода.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование умения различать значимые части слова; разбирать слова по составу, используя алгоритм разбора слов по составу; применять правила проверки изученных орфограмм; применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Оборудование:

учебник «Русский язык» для 3 класса, авт. В.П. Канакина,  В.Г. Горецкий (1 часть),  компьютер, раздаточный материал.

Тип урока: 

урок  обобщения знаний.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: У нас сегодня урок русского языка  будет проходить в сочетании с уроком окружающего мира. У каждого из вас   имеется  эмблема нашего урока – светофор.  За правильные ответы вы будете получать вот такие машинки. Если вы получите 3 машинки, то на вашем светофоре загорится красный цвет - оценка «3» будет говорить о том, что есть проблемы в изучении темы, 4-5 машин – желтый и зеленый цвета – соответственно «4» и «5».  Значит все хорошо.

  1. Чистописание.

Учитель: Букву, которую мы будем писать, необходимо найти, выслушав задание. Эта буква находится в корне одного из данных слов и обозначает парный глухой мягкий согласный звук.

Репа                  кора              кит

-  Какая это буква?

-  В корне какого слова она находится?  

ак   екк   иккк   окккк  

  1.  Постановка целей урока.

Учитель: Ребята,  наступила зима. Скажите, почему зимой на дорогах стали чаще происходить ДТП?  

(Дети дают много правильных ответов – почти  каждый  получает  машинку).

            -Кто может дать лексическое толкование этих слов?

Гололедица - это лед на поверхности, который появляется при понижении температуры в результате замерзания воды образовавшейся при таянии снега и льда во время оттепели.  

Гололед - это образование льда на земле, деревьях, проводах и пр. , связанное с замерзанием дождя, выпадающего на холодную поверхность.

Учитель: Назвав причины, мы можем в какой-то мере предупредить ДТП?  

     - Что вы можете сказать о словах «гололед, гололедица»?

Дети: однокоренные, сложные.

Учитель: Запишите их и разберите по составу.  

                  - Кто может высказать предположение темы  урока русского языка? Окружающего мира?

     - Что мы будем делать на уроке? Какую цель поставим перед собой?

Дети: Будем говорить о составе слов,  и разбирать слова. Будем повторять ПДД.

  1. Работа по теме урока. Закрепление  изученного.

Учитель: Вспомните, пожалуйста, с какими  значимыми частями слова вы познакомились.

(Корень, приставка, суффикс, окончание.)

Учитель: Начнем с корня. Работать будем в парах. Ребята, как называется  устройство для подачи световых сигналов, регулирующих движение машин и пешеходов на улицах и автомобильных дорогах, а также подвижного состава на железной дороге?  

Дети:  Светофор.

Учитель: У вас на столе лежит карточка со словом. Выполните задание и подготовьтесь его прокомментировать.

ЗАДАНИЕ для работы в паре.

  1. Прочитайте группу родственных слов.

Светофор,  светило,  светить,  светофорный,  светлый, светофоры, светленький, светоч, свитить, засветить, светлить, отсвечивать, светёлка, светлица, светило, рассвет, светильник, свет,  светильный, свеча, свечка,   свечение,   светляк, светлячок, светлынь, световой, светоносный,   светло,  светает,    светимость, засветка, светлейший, осветлённый, светлолицый, светло-серый (и множество других цветов), светлячок, светобоязнь, светоотражатель,   светотень,   светомузыка.

светиться, засветло, осветить, освещение, подсветка.

2. Подчеркните   слово -  родовое  понятие, от которого образовались все однокоренные слова.

3. Найдите «лишнее слово» в этой группе. Обоснуйте  свой ответ.

4. Выпишите из данной группы цепочку слов по данной схеме:

Им. сущ. – им. прил.-гл. – нареч.

5. Попробуйте доказать, что слово «светило»  выступает в значении 2-х частей речи: им. сущ. и гл.

6. Расскажите правило  «Что такое корень слова?»

7. Найдите слово с ошибкой в корне.  Вспомните правило, которое нарушено в написании этого слова.

Учитель: Давайте проверим, что у вас получилось.

Учитель: Ребята, а теперь вспомните опасные участки дороги.

(Перекресток, поворот, мостовая, шоссе)

      -Почему вы так считаете?

      -Какое слово  лишнее? Почему?

(Шоссе)

Учитель: Что такое – окончание?

(Дети рассказывают правило.)

Учитель: Выберите из слов на доске (Перекресток, поворот, мостовая, шоссе ) одно и измените  его по вопросам, которые у вас есть на столе в виде Памятки.  Выделите окончание в слове.

Слово «шоссе» будем изменять у доски.

Памятка

                 Начальная форма слова    (это что?) …

                                                             ( нет  чего?) нет  …

                                                             (подойти к чему) подойти  к …

                 Косвенная форма  слова  (вижу что?) вижу …

                                                             (любуюсь чем?) любуюсь ….

                                                             (думаю о чём?) думаю о …

Учитель: Давайте сделаем вывод.

Дети:  в русском языке есть неизменяемые слова. Окончания у такого слова нет и быть не может.

  1. Физкультминутка.

Разминка для глаз «Ходики», «Маляры», «Радуга», «Качели».

  1. Работа по учебнику.
  1. упр. 189 стр. 98
  2. упр. 188 стр.98
  3. Игра "Назови слово" упр. 187 стр.98

  1. Подведение итогов.  Рефлексия деятельности.

  Учитель:   Сегодня вы работали хорошо, поэтому я говорю вам – МОЛОДЦЫ!  

Спасибо за урок вам говорит учитель, родители, общественность и сотрудники ГБДД! Подпишите свои машинки, зажгите свет на своем светофоре и сдайте его учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Обобщение знаний о составе слова" 3 класс

Конспект обощающего урока по теме "Состав слова"...

Русский язык 3 класс Урок-аукцион Обобщение знаний о составе слова

Урок-аукцион Обобщение знаний о составе слова...

Обобщение знаний о составе слова

Совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова...

Разработка урока "Состав слова. Обобщение знаний о составе слова"

Конспект урока русского языка в 3 классе(1-4)Тема: "Состав слова. Обобщение знаний о составе слова".Цели.1.Совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УМК «Школа России» «Русский язык» 3 «б» класс «Обобщение знаний о составе слова»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАУМК «Школа России»  «Русский язык»3 «б» класс«Обобщение знаний о составе слова»...

Урок русского языка в 3 классе "Обобщение знаний о составе слова. Неизменяемые и изменяемые слова. Безопасность на дорогах".

Урок русского языка в 3 классе "Обобщение знаний о составе слова. Неизменяемые и изменяемые слова. Безопасность на дорогах"....