Откытое занятие в рамках проекта "Ох, уж эти гласные"
план-конспект по русскому языку

Стрелкова Екатерина Валерьевна

Обучение детей грамоте в объединение Малая детская академия "Совушка" мы начинаем с изучения гласных звуков, это очень важный этап, т.к. гласные придают речи четкую дикцию, участвуют в слогообразовании, занимают ударную или безударную позицию в слове. часто дети на письме пропускают гласные буквы, что ведет к дисграфическим ошибкам в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie._glasnye.docx973.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества «Южный»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

НА ТЕМУ: «ПОВТОРЕНИЕ  ВСЕХ  ГЛАСНЫХ  ЗВУКОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ НА СЛУХ В СЛОВАХ. УЧИМСЯ СОЕДИНЯТЬ БУКВЫ. ЖИВОТНЫЕ  ЖАРКИХ  СТРАН»

(ИЗ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

«МАЛАЯ ДЕТСКАЯ АКАДЕМИЯ «СОВУШКА»)

Авторы: педагоги дополнительного образования

Прудникова Екатерина Валерьевна,

Бычкова Екатерина  Сергеевна

Рязань, 2019 г.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: «Повторение всех гласных звуков. Определение их на слух в словах. Учимся соединять буквы. Животные жарких стран».

Состав учебной группы: обучающиеся 1 года обучения, 5-6 лет.

Предполагаемое количество детей: 18- 20 человек (зависит от группы).

Цель занятия:  обобщить представления детей о гласных  звуках и буквах (А, О, У, И, ы); сформировать знание о животных жарких стран.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • закрепление представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы;
  • закрепление знаний о гласных звуках и буквах;
  • закрепление графического изображения букв;
  •  закрепление навыка соотнесения звука с буквой;
  • продолжить формирование умения выделять гласные звуки и буквы и давать им характеристику;
  • актуализировать знания обучающихся о роли гласных звуков;
  • закрепление навыка чтения сочетаний главных букв;
  •  способствовать совершенствованию грамматического строя речи.

Развивающие:

  • продолжать развивать фонематическое восприятие, моторики;
  • развитие зрительного внимания и восприятия, воображения, направленной воздушной струи;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие связной речи;
  • закрепление умение отвечать на вопросы распространённым предложением;
  •  вырабатывать умения самостоятельно делать выводы;
  • способствовать развитию навыка чтения.

Воспитательные: 

  • воспитание любознательности, творческой активности, навыка самостоятельной деятельности;
  • прививать интерес к занятию и любовь к родному языку;
  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности;
  • воспитывать любовь к животным.

Тип занятия: закрепление знаний, умений и навыков.

Форма организации работы: фронтальная форма.

Форма обучения: традиционная форма – лекция; обучающая игра.

Методы обучения: словесные, наглядные; объяснительно-иллюстративные.

Оборудование: картинка с изображением, письмо Пишичитая, замок гласных звуков, 5 домиков красного цвета, «звуковички» (А, О, У, И, ы), демонстрационные карточки с обозначением глаголов «видеть», «слышать», «писать», «смотреть», предметные картинки, выставка «Живая буква»; картинки с животными жарких стран, телевизор - мультфильм, задания на листочках.

Этапы организации занятия (общее время): 1 час 10 минут: 2 занятия по 30 минут +10 минут перемена.

  1. Организационный момент. (6 минуты)
  2. Основная часть.  (51 минуты)
  3. Итог занятия. (3 минуты)

Ход занятия:

  1. Организационный момент, проверка домашнего задания:

Педагог: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте, Екатерина Валерьевна/ Екатерина Сергеевна.

Эмоциональный настрой на занятие

Педагог: Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей.

Давайте друг другу улыбнемся,

И начнем урок скорей!

Педагог: Для начала проверим домашнее задание. Дома вы повторяли самую скромную букву ы. Давайте посмотрим у кого, что получилось (выставка на доске «Живая буква ы»). На что похожа буква ы?

C:\Users\sektor Z\Desktop\Проект Бычкова\Живая буква\Живая буква ы.jpg

Дети: Топор с поленом, кошка, собачка, кресло с торшером, на человечка с палочкой.

Педагог: Молодцы! С этим заданием все справились. А стихотворение про буквы ы выучили?

Дети: Да!

Педагог: Хорошо, тогда сейчас разомнем наш ротик и будем рассказывать.

Артикуляционная гимнастика:

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки)

С ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щеки)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись («улыбка»)

Поцеловать они всех потянулись («Трубочка»)

Утром проснулись – в улыбочку губы («Улыбка»)

Чистили мы свои верхние зубы («Щетка»)

С нижними зубками тоже мы дружим («Щетка»)

Вправо и влево, внутри и снаружи.

Дедушка сделал для внуков качели («Качели»)

Все мы на них покачаться успели («Качели»)

После качелей мы в прятки играли (шир.яз. под верх. губу)

Прятались на чердаке и в подвале (шир.яз. под ниж.губу)

Дедушка скачет на лошади ловко («Лошадка»)

Вот замедляет лошадка шажочки.

Очень весело мы погуляли («Улыбка»)

К бабушке с дедушкой мы побежали.

Дети рассказываю стихотворение про буквы ы (выборочно).

  1. Основная часть

Педагог: «Пиши-Читай» прислал нам письмо.

Письмо

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам, Пишичитай. Мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в городе Звуков недавно побывала вредная  Опечатка и заколдовала его жителей, они совершенно забыли свои имена. А, если  Звуковички их не вспомнят, то больше никогда, ни один ребенок не сможет научиться читать.

Дорогие ребята! Мне известно, что вы готовитесь стать школьниками и, уже знакомы с буквами и звуками. Помогите нам, пожалуйста! Очень надеюсь на вашу смелость и отзывчивость. Ваш друг Пишичитай.

Педагог: Бедные Звуковички, нужно им помочь! Вы, согласны, ребята?

Дети: Да!

Педагог: Не испугаетесь?

Дети: Нет.

Педагог: Тогда отправляемся скорее в город звуков! Закрываем глазки и считаем до 5 (дети закрывают глаза и считают).

Педагог: Вот мы и в городе Звуков, посмотрите ребята, как здесь красиво! Но очень тихо. Никто не поет, не кричит, не плачет.

На доске висят «Звуковички»

C:\Users\sektor Z\Desktop\Проект Бычкова\Наглядный материал\4.jpg

Педагог: Ребята, кажется я кого-то вижу! Да это же гласные звуки! И им нужна наша помощь! Посмотрите внимательно на первого «звуковичка»: ротик круглый, широко открыт, кто так говорит?

Дети: А.

Педагог: Молодцы, правильно. Смотрим на второго «звуковичка»: рот овальный, чей это звук?

Дети: Буквы О.

Педагог: Отлично, просто здорово. А вот «звуковичок» сложил в трубочку губки. И потянул протяжно…

Дети: У-у-у-у.

Педагог:  А это, что за звук встречает нас такой широкой улыбкой.

Дети: И-и-и-и.

Педагог: Как хорошо, что мы помогли всем звуковичкам.  Они нам предлагают погулять по своему городу. Смотрите, какие красивые домики впереди. Ребята, какого они цвета?

Дети: Красного.

Педагог: Правильно. А какие звуки живут в красных домиках?

Дети: Гласные.

Педагог: Молодцы! Сейчас мы заселим домики буквами. Слушаем загадку про жильца первого домика.

В море плавала акула

Ела все, что в нем тонуло.

К нам акула приплыла –

Превратилась в букву… (А)

Педагог вызывает к доске обучающегося, который  пишет под первым домиком букву А

Педагог: Слушаем загадку про следующий домик и его жителя.

В этой букве нет углов

И она бы укатилась,

Если масса разных слов

Без нее бы обходилась!

(Буква О)

Педагог вызывает к доске обучающегося, который  пишет под первым домиком букву А

Педагог:

Если сделаю я губки

Очень тоненькою трубкой,

Звук потом произнесу,

То услышу букву ... (У)

Педагог вызывает к доске обучающегося, который  пишет под первым домиком букву У

Педагог:

Раз – брусок и два – брусок,

Плюс один наискосок,

Снизу, сверху – уголки,

А всё вместе – буква... (И).

Педагог вызывает к доске обучающегося, который  пишет под первым домиком букву И

Педагог:

Мы спросили у синицы,

Мы спросили у совы,

Не смогли они придумать

Нам слова на букву... (Ы).

Педагог вызывает к доске обучающегося, который  пишет под первым домиком букву ы

Педагог: Хорошо.

C:\Users\sektor Z\Desktop\фото бычкова\IMG_0438.JPG

Педагог: А сейчас самое время отдохнуть с веселым Капитаном Крабом.

Физкультминутка «Капитан краб» https://yandex.ru/video/preview?filmId=2308174509199986848&text=%D1%8E%D1%82%D1%83%D0%B1%20%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B1%20%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1574780143229924-1656396303771293066600127-man1-0926&redircnt=1574780150.1

Педагог: Здорово, садимся на свои места. Ребята, звуки тоже очень любят играть. Их любимая игра – это прятки. А где прячутся звуки?

Дети: В словах: начале, середине, конце.

Педагог:  Молодцы. Сегодня звуки решили спрятаться только в начале слова, давайте посмотрим на картинки и угадаем, какой звук спрятался в начале.

Игра «Прятки»,

(Каждому ребенку достается карточка с картинкой, которую он должен правильно поместить в домик с нужной буквой)

игра.jpg

Перемена

Педагог: Ребята вы любите путешествовать?

Дети: Да!

Педагог: Сегодня мы с Пишичитаем отправимся в путешествие, в далекую жаркую страну, под названием Африка. А как вы думаете, что это за страна такая?

C:\Users\sektor Z\Desktop\африка.jpg

Дети: Там очень жарко, там много песка и он горячий, там мало воды и т. д.

Педагог: Правильно, Молодцы! Посмотрите, у Пишичитая есть панамка. Как вы думаете, зачем они нам нужны в путешествие? 

Дети: Чтобы не напекло голову, не было солнечного удара.

Педагог: Правильно, молодцы! Но вот только на чем или на ком мы отправимся в путешествие, ведь пешком нам будет тяжело идти. (детям показывают картинку)

Дети: На верблюде.

Педагог:  Правильно. А вы знаете, что верблюд это очень выносливое животное. Он может долго обходиться без воды и питаться колючками. Еще верблюдов называют кораблями пустыни, так как движения у них плавные, как у кораблей. Давайте мы сядем, выпрямив спинки, и представим, как мы едим на верблюде, не забывайте, что движения должны быть плавными. Молодцы. На нашем пути мы будем встречать различных животных и выполнять задания.

Задание 1 «Опиши животное»

Педагог: Первое животное, которое мы встретили – это жираф. Что вы знаете о жирафе?

Дети:  У него длинная шея, длинные ноги, он коричневый в пятнышку и т. д.

Педагог: Правильно! А еще жираф считается самым высоким  животным, он ростом с двух этажный дом. Благодаря такому росту он может доставать листья деревьев с самой макушки. Второе животное – это зебра.

Дети: Зебра полосатая, похожа на лошадь и т.д.

Педагог: Молодцы. Благодаря такому окрасу, зебры почти незаметны в зарослях травы. И зебры живут табунами, чтобы чувствовать себя безопаснее. Третье животное – слон.

Дети: Большое животное, у него есть большие уши, нос. Есть большие бивни, он серого цвета и т. д.

Педагог: У слона нос называется хобот. С помощью хобота он может достать плоды, листья и поднимать тяжелые деревья. Так же чтобы охладится, слоны принимают душ, поливая себя водой из хобота. С помощью бивней он защищается от врагов.  Четвертое животное – лев.

Дети: Это царь зверей, он сильный, хищник, у него большая грива и т. д.

Педагог: Еще львы живут своей небольшой семьей. Львы охотятся не поодиночке, а объединяются. Так они могут поймать больше добычи. А если охота была неудачной львы могут отобрать пищу у других животных. Пятое животное – Бегемот.

Дети: Он большой, у него маленькие ушки, большая пасть и т. д.

Педагог: Молодцы.  Бегемота еще называют гиппопотам. Он может поедать большое количество травы. Бегемот является толстокожим животным.

Физкультминутка «про зверей»:

В Африке жирафы делают вот так! (вытягиваем шею и встаем на носочки)

Цветные попугайчики крылышками бяк-бяк-бяк (машем руками вверх и вниз)

А удавы в узелок жух-жух-жух (делаем моторчик)

А слонята топают топ-топ-топ (топаем ногами)

И ушами хлопают хлоп-хлоп-хлоп (хлопаем в ладоши)

Задание 2 «Веселые загадки»

Педагог зачитывает загадки, дети отгадывают.

Загадки:

1. Его увидишь - сразу ясно.

Царь зверей - шутить опасно.

Грозный рык и грозный вид,

Даже гривы не подстриг (лев)

2. У него большие уши,

Длинный хобот носит он.

Хоть силен, но добродушен,

Потому что это … (слон)

3. Этот зверь какой – то странный,

Шея, как стрела у крана,

Чтобы ртом достать до трав

Вдвое сложится (жираф)

4. Любит он в грязи лежать,

От огромный открывать.

Неуклюжий, толстокожий,

На свинью чуть-чуть похожий (бегемот)

5. У нее в полоску платье.

И оно ей очень кстати:

Чтоб враги не увидали.

Эту лошадь вы узнали? (Зебра)

Самое время посмотреть мультфильм. «Ду-ду ТВ. Дикие животные»

https://www.youtube.com/watch?v=lH2YbpWS5bA&t=23s

 Практическое задание.

C:\Users\sektor Z\Documents\МДА\Грамота и развитие речи\Животные жарких стран.pngIII. Итог занятия.

Педагог: Молодцы! Вы справились со всеми нашими заданиями. Вот и закончилось наше путешествие по Африке и городу Звуков. Пишичитай говорит нам до свидания, до новых встреч и очень благодарит за помощь. Смотрите, он нам оставил коробку с надписью «Для ребят». Что же там? Ой, да это же конфеты!!!

Педагог раздает каждому ребенку по конфете.

Информационные источники

Интернет ресурсы

1. https://www.youtube.com/watch?v=lH2YbpWS5bA&t=23s

2.https://yandex.ru/video/preview?filmId=2308174509199986848&text=%D1%8E%D1%82%D1%83%D0%B1%20%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B1%20%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1574780143229924-1656396303771293066600127-man1-0926&redircnt=1574780150.1

3. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-zhivotnye-zharkih-stran-218477.html

4.https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%D0%BC%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B6%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD&stype=image&lr=11&source=wiz&pos=24&img_url=https%3A%2F%2Fpandia.ru%2Ftext%2F84%2F385%2Fimages%2Fimg2_40.png&rpt=simage


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое игровое занятие в рамках программы: «Патриотическое воспитание» «С чего начинается Родина?»

Сценарий внеклассного занятия "С чего начинается Родина?" в рамках программы по патриотическому воспитанию. Рассчитано на возраст: 2-3 класс....

Откытое занятие "КВН. Олимпиада"

Открытое занятие "КВН. Олимпиада". можно использовать на группе продленного дня или как классный час. Две команды (два класса) соревнуются в знании Истории Олимпийских игр, зимних видах спорта, показы...

Занятие в рамках внеурочной деятельности в рамках курса «Я гражданин» во 2 классе Тема: Символика России

Занятие в рамках внеурочной деятельности в рамках курса «Я гражданин» во 2 классе  Название кружка (секции, студии и др.): кружок Я- гражданинТема: Символика РоссииЦель: формиров...