Фразеологизмы
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Рожкова Ольга Сергеевна

Конспект урока 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy_3_klasss.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: фразеологизмы. 3 класс

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  1. Проверка домашнего задания.

-Прочитайте словосочетания, которые вы записали вместо предложенных.

-Какие буквы вы вставили в словах?

-Что это за слова? (Словарные)

-Как проверить их написание?

-С каким словарным словом мы ознакомились на прошлом уроке?

2.Словарная работа.

-Замените данные словосочетания близкими по значению и запишите их.

Лист тетради - …

Пирог с малиной - …

Дом из кирпича - …

Ком из снега - …

Ветка ели - …

-В составленных словосочетаниях обозначьте главное и зависимое слово.

III.Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока.

-Внимательно послушайте стихотворение и определите тему урока.

Глеб у доски повесил нос,

Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю провалиться.

О чем же думал он вчера,

Когда баклуши бил с утра?

-Вы догадались, о чем это стихотворение?

-Как Глебу удалось повесить нос у доски?

-А мог ли он провалиться сквозь землю?

-А какие баклуши он бил с утра?

-На эти и другие вопросы мы ответим на сегодняшнем уроке. Тема нашего урока – фразеологизмы.

-Что вы уже знаете о фразеологизмах?

-В речи существуют устойчивые, постоянные сочетания слов. Такие сочетания слов называются фразеологизмами.

-Объясните, что обозначают фразеологизмы, которые вы услышали в стихотворении.

Повесил нос – был в плохом настроении.

Сквозь землю провалился – стыдно.

Бил баклуши – бездельничал.

-На с.51 прочитайте, что значит бить баклуши.

-Какие еще фразеологизмы со словом нос вы можете назвать?

Задирать нос – гордиться.

Водить за нос – обманывать.

Клевать носом – спать.

Остаться с носом – потерпеть неудачу.

Встретиться нос к носу – близко.

Зарубить на носу – хорошо запомнить.

IV.Первичное восприятие и осознание нового материала.

1.Выполнение упражнения 83 (с. 49)

-Прочитайте стихотворение Б. Заходера.

-Знаете ли вы, кто такой тапир? Как он выглядит?

-Во влажных и болотистых тропических лесах, в зарослях кустарников по берегам рек часто встречаются протоптанные звериные тропинки. Иногда тропинки напоминают тоннель – так густо сплетаются ветки. Эти дорожки протоптал тапир.

Тапир – большое и сильное животное. Внешний облик его необычен. Массивное тело немного напоминает тело носорога. Но рогов у тапира нет. На ногах заметны пальцы, и каждый палец – с небольшим копытцем, похожим на лошадиное. Большая голова, если присмотреться, напоминает лошадиную голову. Но подвижный нос тапира похож на маленький хоботок. Этот хобот образовался из носа и верхней губы. Хобот тапиру очень нужен. На его кончике есть «пятачок» с очень чувствительными жесткими волосами – вибриссами. Хобот постоянно в движении: то вытягивается, то втягивается, ощупывает, изучая окружающие предметы.

У зверя хорошее обоняние, чуткий слух, а зрение – похуже. Он отлично плавает и ныряет. А если грозит опасность, быстро убегает через густые заросли. За ним и хищному ягуару не угнаться!

-Выражение «повесил нос» употреблено в переносном или в прямом значении?

-Почему фразеологизмы называют устойчивыми оборотами речи? В таких оборотах невозможно заменить одно слово другим. Фразеологические обороты не допускают также изменения порядка слов. Слова в устойчивых выражениях тесно связаны между собой и расположены друг за другом в строго установленном порядке.

2. Знакомство с правилом (с.49)

-Прочитайте, что такое фразеологизмы.

-Откройте учебник на с. 157-158. Здесь помещен фразеологический словарь. В нем даются толкования некоторых фразеологизмов. Прочитайте их.

3.Выполнение упражнения85 (с.50)

-Прочитайте фразеологизмы. Подумайте: когда так говорят?

-Выберите из правого столбика слова, которые объясняют значение фразеологизмов.

-Запишите их парами по образцу, предложенному в упражнении.

4.Выполнение упражнения 85(с.50)

-Прочитайте предложения. Объясните значение выделенных сочетаний слов.

-Как они называются?

-Была ли в вашей жизни ситуация, которую можно было бы описать одним из данных фразеологизмов? Расскажите.

-Спишите любые два предложения.

5.Физкультминутка.

V.Закрепление и осмысление знаний.

1.Работа в «Рабочей тетради».

Выполнение упражнения 65 (с.29)

Выполнение упражнения 67 (с.29)

-Обменяйтесь тетрадями. Выполните взаимопроверку.

Выполнение упражнения 68 (с.30)

-Прочитайте текст. Определите его тип.

-Найдите и подчеркните в тексте фразеологизм.

-Вставьте пропущенные буквы.

Выполнение упражнения70 (с.30) – самостоятельно.

2.Игра «Доскажи словечко»

-Подумайте, какие животные отвечают данным характеристикам.

Голоден как …(волк).

Колюч как …(ёж).

Неуклюж как …(медведь).

Зоркий как …(сокол).

Хитрая как …(лиса).

Труслив как …(заяц).

Надут как …(индюк).

Упрям как …(осел).

Здоров как …(бык).

VI.Обобщение и систематизация знаний

1.Игра «Замена»

Через час по чайной ложке. (Очень медленно)

Крокодиловы слезы. (Притворные)

Делать из мухи слона. (Делать проблему из мелочи)

Медведь на ухо наступил. (Нет музыкального слуха)

Заговаривать зубы. (Отвлекать от сути дела)

На один зубок. (Очень мало)

Смотреть сквозь розовые очки. (Иметь наивное представление о жизни)

С гулькин нос. (Очень мало)

Бросаться со всех ног. (Бежать стремглав)

2.Игра «Правильный выбор»

-Выберите точное слово, которое объясняет данный фразеологизм.

У него денег куры не клюют.

а) бедный

б) богатый

Он сухим выйдет из воды.

а) ловкий

б) робкий

Он звезд с неба не хватает.

а) умный

б) глупый

У него семь пятниц на неделе.

а) ненадежный

б) надежный

Он перебивается с хлеба на квас.

а) богатый

б) бедный

Тянуть кота за хвост.

а) больно

б) медленно

Как курица лапой.

а) быстро

б) неразборчиво

Лить крокодиловы слезы.

а) притворно

б) сильно

Вставлять палки в колеса.

а) ломать

б) мешать

VII.Итог урока

-Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.

-Как вы думаете, зачем в речи нужны фразеологизмы?

-Почему фразеологизмы называют устойчивыми оборотами?

За школой уже пожелтела трава,

А мы на уроке учили слова.

Один это делал спустя рукава,

Другой – изучал засучив рукава.


Оказался молодцом,

Смог осилить ношу –

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу.


Вешать можно на гвоздь

Полотенце и трость,

Лампу, плащ или шапку,

И веревку, и тряпку…

Но никогда и нигде

Не вешайте носа в беде!

VIII.Домашнее задание

Упр. 87 (с.50)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.

Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...

"Фразеологизмы. Фразеологизм и слово".

Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов....

«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Фразеологизм. Фразеологизм и слово".  УМК "Начальная школа 21 века"....

Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»

Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»...

РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».

РУССКИЙ ЯЗЫКII КЛАСС  Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово»....

Знакомство с фразеологизмами. Употребление фразеологизмов в речи.

Учащиеся учатся находить в тексте фразеологические обороты, обогащают словарный запас, учатся работать со словарём, находить в учебнике нужную информацию. Учащиеся рассуждают о значимости фразеологизм...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»

В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...