Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Неопределённая форма глагола".
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Головина Инна Евгеньевна

На уроке русского языка в 3 классе обучающиеся знакомятся с понятием о неопределённой форме глагола. На уроке формируется понятие «неопределённая форма глагола», развивается умение отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам и суффиксам -ть, -ти, на -чь.

Урок составлен по программе "Школа 2100" по требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка в 3 классе.37.76 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

Урок 112.

Тема: Понятие о неопределённой форме глагола

 – Формирование понятия «неопределённая форма глагола», развитие умений отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам и суффиксам -ть, -ти, на -чь.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Проверка домашнего задания. 2 человека работают у доски.

Повторение.

- С какой частью речи мы познакомились? Давайте вспомним основные моменты.

– Что такое глагол?(СЧР)

– Что обозначает глагол?(действие предмета)

– Только ли действие обозначает глагол? (Нет, ещё и состояние.)

-  На какие вопросы отвечают глаголы?

– Как изменяются глаголы? (по временам, числам, в прош. вр. по родам)

2. Самостоятельная работа. Упр. 368.

- Прочтите задание. Что нужно сделать? Как записываются слова?

Дети выполняют все задания до текста упражнения.

Коллективная проверка выписанных глаголов по эталону на доске.

- Что ещё нужно сделать?(Определить время и число)

Парная работа.

- Поработайте в паре, определите у глаголов время и число.

- У всех глаголов вы смогли определить время и число?

Коллективная проверка.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы.

 – Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?

Предположения детей.

Глаголы, у которых нельзя определить время и число.

– Составим план урока.

1. Познакомиться с глаголами, у которых нельзя определить время и число.

2. Узнать, чем они отличаются.

3. Научиться отличать эти глаголы, находить в предложениях.

4. Научиться образовывать такие глаголы.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

1. Постановка проблемы.

– Что это за глаголы, у которых нельзя определить время и число?

2. Поиск решения.

1. Наблюдение по учебнику. Упр. 369.

- О чем узнали из текста?(Книги нужно читать! Зачем?)

– Назовите  действующее лицо,

-  когда происходит действие? (Нельзя ответить.)

Запись слов, вопросов.  

Читать (что делать?), знать (что делать?) и т.д., думать, понимать, чувствовать.

– На какие вопросы отвечают эти глаголы? (что делать?)

– Что ещё у них общего? (Оканчиваются на -ть.)

– Попробуйте определить число глаголов. Можно?  (Нет.)

ИТАК, что мы узнали об этих глаголах? (Действующее лицо назвать не может, когда происходит действие ответить не можем, отвечает на вопрос что делать?, оканчивается на -ть, число определить нельзя)

Упр. 370.

Самостоятельная запись. Девочки пишут о том, что они любят, а мальчики – что любят они. Проверка коллективная. Запись по учебнику.

– Что общего у всех записанных вами глаголов? (Отвечают на один  и тот же вопрос что делать?, оканчиваются на -ть.)

- Как же нам назвать эти глаголы? Ваши предложения.

Упр. 371. (Устно по заданию.)

- Что можно сказать о записанных словах?(Глаголы)

– Почему глаголы записаны в три столбика?

– В чём сходство всех глаголов в этом упражнении? (Отвечают на вопрос что делать? что сделать?)

Как называется такая форма? Где можно найти ответ? (В задании сказано: «Это глаголы в начальной форме», посмотреть в тексте в рамке.)

Вывод по наблюдениям: о каких глаголах мы говорили, что у них есть общего?

Глаголы отвечают на вопросы что сделать? что делать?, у них нельзя определить время и число. Они оканчиваются на -ть, -ти, -чь.

2. Работа с учебно-научным текстом определения в рамке (с. 122).Применение технологии продуктивного чтения.

а) До чтения.

– Как  вы назвали глаголы, у которых нельзя определить число, время? (Предположения детей.)

Такие глаголы имеют три названия:

б) После чтения.

- Сколько частей в тексте?

- Задайте вопрос к каждой части.

  • на какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
  • почему эта форма глаголов называется неопределённой?
  • какие суффиксы она имеет? (Суффиксы -ти, -ть или оканчивается на  -чь.)
  • какие глагольные суффиксы стоят перед -ть? (--)

– Как можно было бы сформулировать тему урока? («Начальная форма глагола», «Неопределённая форма глагола» и т.д.) Какое название является подсказкой?

– Запишите тему урока.

3. Работа с иллюстрацией (с. 120).

– Как вы думаете, почему именно такой рисунок сделал художник? (Облако, которое на подносе у Афанасия, тоже неопределённой формы: не круглое, и не квадратное, и не вытянутое...)

ИТОГ (Н/Д)

Действующее лицо

Время, когда происходит действие

Что делать?

-ть

Число

Что сделать?

Начальная форма

_ть, -ти, -чь

а-,-я-,-и-,-е-,-у-,-о

IV. Развитие умений.

Выборочный диктант.

– Выпишите из стихотворения глаголы в неопределённой форме в столбик. (Текст выведен  на слайд.)

Сладкая мечта

Не мешайте мне мечтать!

Мне б мешок конфет достать,

Развернуть, жевать, сосать,

Чавкать, чмокать, уплетать,

Долго-долго не глотать,

Наслаждаться, смаковать.

Мне не надо в рот смотреть!

Совесть надобно иметь!

Так могу я подавиться

И на месте умереть!

– Найдите по два глагола, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать? Напишите вопросы. Например: мечтать – что делать?

Достать – что сделать?

Можно сказать детям, что первый глагол – несовершенного вида, а второй – совершенного вида (но исключительно в целях пропедевтики!).

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

V. Итог урока.

– О чём «говорят» у глаголов суффиксы -ть, -ти?

– Выполните задание № 7, тема 10 в рабочей тетради.

– Какое слово лишнее? Почему?

По каким признакам можно найти неопределённую форму? (По вопросу и суффиксам.)

– Какие суффиксы в «оставшихся» словах в задании № 7?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

VI. Домашнее задание.

Упр. 2, с. 128–129.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту урока . Русский язык 4 класс. Тема "Личная форма глагола"

Презентация к конспекту урока по русскому языку 4 класс. Образовательная программа 2Школа 21 века"...

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....

Конспект урока русский язык 4 класс ПНШ Тема: «Спряжение глагола»

Конспект урока русский язык 4 класс ПНШТема: «Спряжение глагола»...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам». УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам»....

Конспект урока русского языка (4 класс). Тема: «Части речи. Глагол». УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: совершенствование умения определять и изменять  форму  глагола;  закрепление умения нахождения глаголов в тексте; развитие умения определять грамматические пр...

Конспект урока русского языка 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи и навыков употребления глаголов в речи.Планируемые результаты:Предметные:Знать:особенности глагола как част...