Конспект урока русского языка в 1 и 4 классах малокомплектной школы
план-конспект урока по русскому языку

Урок в 1 классе по теме "Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ", в 4 классе-"Именительные и винительные падежи имен прилагательных во множественном числе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_malokomplektnoy_shkole.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Бурминская основная общеобразовательная школа»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 И 4 КАССАХ

малокомплектной школы

      учителя нач.классов

          Беловой Н. А.

2018-2019 уч. год

УРОК РУССКОГОЯЗЫКА В 1 И 4 КАССАХ БУРМИНСКОЙ ООШ 14.02.2018.

  1. Организационный момент

Ну – ка, посмотри, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте?

Всё в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

А ещё проверьте, малыши

Линейки и  карандаши.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

-А зачем нам нужен порядок на рабочем месте? Зачем нужно правильно сидеть?

1 класс

Тема :  Правописание слов с сочетаниями ЖИ – ШИ.

Цели урока: систематизировать  сведения по правописанию буквосочетаний ЖИ-ШИ;
развивать память, внимание, ассоциативное мышление, образную речь;
дать ориентир на познавательный интерес и творческую активность; воспитывать желание учиться и делать открытия ;воспитывать умение слушать других.

2.Формирование темы и цели урока.

- Прочитаем слова:

КРЫШИ, СТРИЖИ, ЕЖИ, КАМЫШИ, ЖИРАФ, МАЛЫШИ, МОРЖИ, МЫШИ, СНЕЖИНКИ.

-Что общего в написании этих слов? /Жи – ши/

- Написание каких орфограмм /правил/ мы будем закреплять? Какова тема нашего урока? /Правописание слов с сочетаниями ЖИ _ ШИ/

3.Работа по теме урока.

- Посмотрите внимательно на доску. Что вы видите? /Буквы/

- Назовите буквы /Ж А И Ш У Ы/

- На какие две группы можно разделить  эти буквы /Гласные, согласные/

- Давайте составим слоги, используя эти буквы / Жа, жу, жи, ша, шу, ши/

- Какая буква тут лишняя? Почему? /Буква ы, потому что ЖИ и ШИ пишем с буквой И/

- Запишите эти слоги.

4.Творческая работа в парах

- У вас на партах карточки, на которых написаны слоги. Ваша задача: составить слова из слогов.

 

МА

ЛЫ

ЖИ

ПРУ

НА

ШИ

НА

КА

ШИ

ЛЫ

НИК

КРЫ

МЫ

ШИ

ПОВ

ШИ

ЖИ

МЫ

МА

ШИ

- Запишите получившиеся слова. Подчеркните карандашом по линейке сочетания ЖИ _ ШИ.

Физкультминутка

Вы наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

   И работать продолжаем.

5.Задание на внимательность.

- Найдите и исправьте карандашом ошибки на карточках.

ЖЫЗНЬ,ГРУШЫ, ПРУЖИНА, ШИТЬ, ЖЫРАФ, ОШЫБКА, ВЕРШИНА, КРЫШЫ, МОРЖИ, СНЕЖЫНКА, ПУШИНКА, НОЖЫ, ЛУЖИ.

6.Закрепление и контроль полученных знаний.

- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.

ПРУЖ.НА, ОШ.БКА, КУВШ.Н, МАШ.НА, ЁЖ.К, НОЖ.К.

7.Дифферинцированная работа

- Ответьте на мой вопрос одним словом и запишите его.

КАК НАЗЫВАЕТСЯ АФРИКАНСКОЕ ЖИВОТНОЕ С ДЛИННОЙ ШЕЕЙ? (жираф)

-КАК НАЗЫВАЕТСЯ ДИКАЯ РОЗА? (шиповник)

-КАКОЙ ТЫ ЗНАЕШЬ СЪЕДОБНЫЙ ГРИБ С РЫЖЕЙ ШЛЯПКОЙ? (рыжик)

- КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ ИСПОЛЬЗУЮТ, ЧТОБЫ ПРОКОЛОТЬ ОТВЕРСТИЕ? (шило)

_Маленькие, серенькие, с длинными хвостиками(мыши)

8. Итог урока.

-Какую орфограмму мы подчеркнём в словах? Объясните.

9.Рефлексия.

- Ребята, помогите составить предложения из слов.

1) В, расцвели, лесу, ландыши, душистые. /1-я парта/

2)   Падают, неба, снежинки, с, пушистые./2-я парта/

   3)  С, и, жи, буквой, и, ши, пиши ! /на доске/

- Какое предложение не похоже на другие?  Что напоминает это предложение?  /правило/

- Запишите правило в тетрадь.                

-Вот мы и повторили орфограмму жи-ши . Ребята, если вы желаете, то можете на следующий урок принести загадки, в отгадках которых будут слова с ЖИ-ШИ.

4 класс 

Тема : Именительный и винительный падежи множественного числа имён прилагательных.

Цели урока: развивать умение распознавать именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных ;формировать умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, воспитывать самостоятельность в работе над заданием; 


2. Формирование темы урока, постановка учебной задачи 

- Откройте рабочие тетради на странице 23. Выполните упражнения 52. 53.


– Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А.Есенина. /в р.т./
Улыбнулись сонн... березки, 
Растрепали шелков... косы. 
Шелестят зелен... сережки, 
И горят серебрян... росы. 
– Найдите прилагательные множественного числа. 
– Как определили, что это прилагательное во множественном числе? (По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.) 
– Известны ли нам окончания прилагательных в форме множественного числа в именительном падеже? (Да , -ые, -ие.) 
- Прочитайте словосочетания  с именами прилагательными во множественном числе из упражнения 53.
-На какие вопросы отвечает И. п. множественного числа имен прилагательных? 
– И.п. – какие? 
-Какие имеет окончания? 
-ые, -ие. 
-На какие вопросы отвечает В. п. множественного числа имен прилагательных? 
- В.п. Какие? 
-Какие имеет окончания? 
-ые, -ие. 
-Что заметили? 
– И.п.В.п. 
Какие? 
-ые, -ие. 


- Просклоняйте ещё одно славосочетание по падежам: РУССКИЕ ЛЮДИ 
И.п. русские люди 
Р.п. русских людей 
Д.п. русским людям 
В.п. русских людей 
Т.п. русскими людьми 
П.п. о русских людях 


- На какие вопросы отвечает В. п.?Какие имеет окончания? Почему разные окончания? 
-Какие дополнения внесем в схему? 
- И.п. В.п. 
Какие? Какие? Каких? 
-ые, -иеые, -ие -ых, -их 
- Как вы думаете, какова тема урока? 
– Именительный и винительный падежи множественного числа 
имен прилагательных. 


3.Работа по теме урока

- Каждое словосочетание нужно записать в винительном падеже множественного числа.
Острые карандаши, дружные ребята, высокие дома, старшие сестры, пушистые одуванчики, мудрые старики, яркие цветы. 

Физкультминутка

Вы наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

   И работать продолжаем.


4.Работа по учебнику. 
Часть 2, упр. 86, стр.41
- Всё по заданию.
-Как отличить прилагательные в винительном падеже от прилагательного в именительном, ведь вопрос и окончание одинаковое? / Читаем в учебнике ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!/


5. Самостоятельная работа. 
—На ваших партах отдельные слова. Составьте и запишите 2 предложения, определите падеж имён прилагательных.
1 группа. Лёгкие облака плывут по небу. Ветер гонит лёгкие облака. 
2 группа. Белые снега укрыли землю. Солнце осветило белые снега. 
 


6. Закрепление изученного. Самостоятельная работа: 
В зимн… сумерки с…ва выл…тает на охоту. На землю спустились зимн… сумерки. Ле…к… сн..ж…нки медл…нно опускались на крыши домов. На ле…к… сн…ж…нки упал луч со…нца. 
Определить падеж прилагательных, вставить и выделить окончания. 


7. Диктант. 
-Выделить окончания имен прилагательных, указать падеж. С 1–2 словосочетаниями составить и записать предложения.
За воздушными шарами, о летних каникулах, соседние подъезды, на задних лапах, из колючих кустов, к соседским мальчикам, до ранних заморозков, по речным волнам, под молодыми дубками. 


8. Итог урока. 
- На какие вопросы отвечает И. п. множественного числа имен прилагательных? 
- Какие имеет окончания? 
- На какие вопросы отвечает В п. множественного числа имен прилагательных? 
- Какие имеет окончания? 
1. Выставление оценок 
2. Задание на дом 
Стр. 42, упр. 88, тренажёр стр. 42.

КРЫШИ, СТРИЖИ, ЕЖИ, КАМЫШИ, ЖИРАФ, МАЛЫШИ, МОРЖИ, МЫШИ, СНЕЖИНКИ.

МА

ЛЫ

ЖИ

ПРУ

НА

ШИ

НА

КА

ШИ

ЛЫ

НИК

КРЫ

МЫ

ШИ

ПОВ

ШИ

ЖИ

МЫ

МА

ШИ

ЖЫЗНЬ,ГРУШЫ, ПРУЖИНА, ШИТЬ, ЖЫРАФ, ОШЫБКА, ВЕРШИНА, КРЫШЫ, МОРЖИ, СНЕЖЫНКА, ПУШИНКА, НОЖЫ, ЛУЖИ.

 В, расцвели, лесу, ландыши, душистые.

 

   Падают, неба, снежинки, с, пушистые.

    С, и, жи, буквой, и, ши, пиши !

 Лёгкие   облака плывут   по   небу. Ветер   гонит   лёгкие облака. 
 Белые   снега   укрыли землю.    Солнце осветило

 белые    снега. 
 

В зимн… сумерки с…ва выл…тает на охоту. На землю спустились зимн… сумерки. Ле…к… сн..ж…нки медл…нно опускались на крыши домов. На ле…к… сн…ж…нки упал луч со…нца. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе УМК "Школа 21 века". Тема. Учимся писать буквы о ,ё после шипящих в корне слова.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по системе" Начальная школа 21 века" разработана  в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке дети учатся строить речевое высказывание...

Конспект урока русского языка во 2 классе УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Заглавная буква в имена собственных" с презентацией....

Конспект урока русского языка для 4 класса коррекционной школы I вида. Тема" Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое".

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе ЗПР школы глухих по теме "Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое"....

Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК « Школа 2100». Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».

      со  Создание условий для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и системно-деятельностного метода  ...

Конспект урока русского языка в третьем классе УМК "Школа России"

Конспект угока русского языка с элементами психологии...

Конспект урока русского языка в 3 классе УМК "Школа 2100"

Тема урока: "Правописание удвоенной согласной на стыке приставки и корня". На данном уроке учащиеся, опираясь на знания состава слова, в процессе поиска делают открытие. Они приходят к выводу, что удв...

Конспект урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа России» Тема урока: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Цель урока: познакомить с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; учить выделять окончание в словах.Тип урока: урок усвоения новых знаний....